Плоский и Неплоский

Maxicus

Плоский
Немного о полетах.
EMeter показал, что моторчик в статике дает под 50Вт с винтом GWS 8040DD/HD и свежей батарейкой. По расчетам это получается 330 Вт/кг и 280 г тяги. Вроде бы нормально для 150г веса.

Модель полетела в августе сразу и без проблем. Очень легкий по ощущениям. Устойчиво летит, прекрасно управляется, легко идет “на ноже”. Но: площадь крыла 11,8 дм2, нагрузка = 12,5 г/дм2. С такой нагрузкой настройка модели превратилась в охоту за погодой. Конец лета и осень не баловали тихой погодой, поэтому ловил моменты рано утром или перед заходом солнца. Спасибо моей семье за понимание и терпение.

Долго не мог найти комфортную центровку - то лезет вверх, то тянет вниз, то уводит на ноже на колеса, то прет на фонарь. Двигал акк, пробовал миксы и даже грузики. Никакого постоянства. Через полтора десятка батареек понял, что нужен штиль и другие сервы РВ и РН. О сервах - позже, а триммирование в легкий ветер теперь делаю так.

В прямом полете на среднем газу добиваюсь горизонтального полета без участия ручки РВ. Затем проверяю полетом на спине. Если модель куда-нибудь уходит, то добиваюсь приблизительно равного поведения в прямом и перевернутом положении. Пару проходов против и по ветру для проверки. Затем забираюсь повыше и делаю нисходящую вертикаль с выключенным мотором. Важно развернуть модель так, чтобы ветер при этом был строго боковым. Наблюдаю, куда отклоняется, и делаю поправки триммером РВ. Обычно после этого на ноже моделька идет более-менее ровно. Только строго против или по ветру. Если ветер сбоку, то приходится помогать ручками.

“Дурных” привычек в поведении модельки я не заметил. Рулей хватает, она честно пытается сделать то, что ее просят. Вертикали не бесконечные, но в начале полета достаточно энергичные. Горизонтальные бочки относительно ровные, особенно начиная со второй, если делать их штук 5 подряд. На полных расходах элеронов превращается в вентилятор. У меня это первая модель, которая сделала красивый плоский штопор. Сначала перевернутый, а на прошлой неделе и прямой. Я был удивлен. Конечно, “красивый” с поправкой на ее размер и формы. На ней я научился правильно работать газом на висении. Осмелел. Можно падать без последствий. Единственной поломкой за все время был надломленный компенсатор на руле высоты (не помню, для какой фигуры мне не хватило высоты).

Если бы не ветер… В ветер удовольствие от полетов на ней резко уменьшается…
Сорри, за длинный пост.

Maxicus

Плоский
Сервы. Поставил на РН и РВ Waypoint W-038CL Super Micro Servo. Первой отказала серва РВ - перед 27-м полетом заметил дрожание при максимальном отклонении РВ вниз. Вверх отклонялась отлично. Снял, проверил без нагрузки - тоже самое. Разобрал-собрал - ничего не изменилось. Шестеренки без повреждений, но машинка нормально не работает. Поставил вместо нее Blue Arrow S0433. Выдержала уже 55 полетов.

После 71-го полета стала дергаться серво РН при отклонении вправо на ~20 градусов. При большем отклонении приходит в норму. Снял, проверил, разобрал, все нормально, собрал - ничего не исправилось. Заменил на Arced D531BB-v2 Dig-Micro Servo. Пока нормально, только противно пищит.

Что было с W-038 и лечится ли это? Ответ не искал, не знаю. Другой замеченный минус - плохо держит центр. Это было хорошо заметно по РН, который перед полетом на один-два градуса, но куда-нибудь обязательно сбивался. И по рулю высоты при настройке микса РН->РВ. При отклонениях РН руль высоты отклонялся очччень непостоянно.

Сначала думал, что W-038 - или неудачный выбор или лично мне с ними не повезло, а потом прикинул: две пятиграммовых сервы на 80 полетов - наверное, это не так уж и плохо. Крупных крашей не было, но в траву плюхался не раз и при погрузке в машину задевал рулями. Интересно сравнить с чьим-нибудь еще опытом.

Может быть кому-нибудь пригодиться:
Waypoint W-038CL Super Micro Servo. По данным изготовителя: 3,8г 0,7кг-см 0,11сек. Реально машинка весит 4,8г с качалкой. Провод 110 мм.
Blue Arrow S0433. По данным магазина: 4,4г 0,5кг-см 0,10сек провод 160мм. Реально с качалкой 4,7г. Провод 120 мм.
Arced D531BB-v2 Dig-Micro Servo. По данным магазина: 3,7г 0,51кг-см 0,09сек. Реально с качалкой 4,7г. Провод 115 мм.

На Inflat буду ставить Arced.

P.S. Обнаружил свою ошибку в первых постах. Правильное написание - H y perion, надеюсь он не обидится, т.к. исправить пост уже не получается…

Maxicus

Неплоский
Небольшой прогресс. Навесил руль направления:

Докрасил:

Gabor

“Получается интересный (по крайней мере, для меня лично) эксперимент - как будут отличаться в полете две очень похожие модели, если одна из них плоско-контурная, а другая - с объемным фюзеляжем и профильным крылом.”

Интересная у Вас затея! Респект! Я думаю, что этот эксперимент будет интересен не только Вам, но и многим новичкам, да и профи тоже. Хотелось бы дождаться результата тестирования и по факту сравнить и оценить достоинства и недостатки каждой из моделей.

John_K

…Поставил на РН и РВ Waypoint W-038CL…

Эхх…симптомы те-же самые.И сервы те-же. Дрожит в конце хода в одну из сторон. Разобрал, просмотрел внимательно. Всё исправно. Заказал шестерёнки , заменил. Всё равно дрожит. Если поджать сверху ,вроде успокаиваеться. У товарища две 150 тож вайпойнт.С начала одна задёргалась , а чуть пожже и вторая затряслась. Тож всё внимательно просмотрел. Похоже потенциометры применены дохленькие. А полётов только пару десятков наврядли. Сервы не дешовенькие, китаёзных можно было пачку прикупить. Абидна аднака. Хотя ни разу не шмякнулся по их вине. Сейчас вот ещё восьмиграмовые вайпойнты на высоте и на киле ещё у одного самолётки. Пилотажка метровая. Всё пока работает и летает уже второй сезон. Так что не совсем понятно, но настораживает.
Сейчас на мелких самолётках пользую HXT-900, на совсем мелких HXT-500. На покрупнее 16-ти граммовые китайские.
Дёшево, и парадокс- всё шевелиться и крутиться. И не у меня одного.

Maxicus
Gabor:

Я думаю, что этот эксперимент будет интересен не только Вам…

А я уже начал сомневаться - 2 ответа на 450 просмотров.

Gabor, добро пожаловать на RC Форум.

Maxicus
John_K:

Сейчас на мелких самолётках пользую HXT-900, на совсем мелких HXT-500.

Засада… Когда я выбирал сервы, я рассматривал как вариант HXT500, но не решился - уж больно дешевые. Надо будет купить штук 5-6 на пробу и про запас. 😃

Из WayPoint’ов я читал однозначно положительные отзывы только про W-060.
Оказывается, W-038CL - это тоже, что и BlueBird BMS-303.
Если интересно: Mini-Review - Waypoint W-038CL 3.8g Servos

Maxicus

Неплоский
Установил кабанчики, тяги и приемник:
. .
Заклеил наглухо низ. Будут отказы - придется вскрывать хирургически:

Ошибся с расчетом ЦТ. Батарейку пришлось сдвигать назад аж на 8 см от намеченного места. Чтобы не городить лючок, сделал простую щель:

Построил быстрее, чем думал. Крыло и фюзеляж много жестче, чем у плоского. 😋 Как и задумывал. 😃
Единственный пока замеченный минус - с потолочкой надо бережнее, чем с ЕРР, чуть сильнее надавил - остаются следы. Еще не летал, а моделька уже слегка покоцана. Интересно, во что же это превратиться после десятка полетов?

153 грамма - готово к облету:
.

Зала, где можно было бы попробовать, у меня на примете нет. Поэтому буду ждать, когда немного утихнет ветер. Cкорей бы…

jurist

У меня на бипланчике стоят на хвосте вот такие http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/u…0g/.6kg/.10sec
Работают заметно лучше(точнее, быстрее) чем HXT-500, которые стояли вначале.
На элеронах тоже стояла маленькая цифра VSD-6. Но она умерла в течении одного вечера.
Не любит перекосов и заеданий в приводе руля. Пыталась поймать центр и входила в резонанс. Отчего перегрелась
и сдохла. На руле высоты заедания были меньше но тоже присутствовали. И серва тоже входила в резонанс, то есть трясла рулем.
Чуть ослабил тросик привода и это прекратилось. А на элероны поставил вот такую www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Мощная и быстрая. По характеристикам лучше HXT-900. Небольшой недостаток: корпус нужно чуть доработать.
Самолетик у Вас правильный, аккуратный и красивый получился. Мысли приходят в голову, что Вам нужно бальзовые аеропланы
строить. 😃

Maxicus
jurist:

Мысли приходят в голову, что Вам нужно бальзовые аеропланы строить. 😃

Спасибо. Пробовал год назад бальзовый ARF. Угадайте с трех раз, чем закончилось? Поэтому сейчас тренируюсь на пене. Если все срастется, то весной подниму это. А пока жду погоды, чтобы продолжить эксперимент.

Maxicus

Проверял сегодня еще раз управление, наблюдал следующую картину: серво элеронов иногда резко дергается при отклонении руля высоты. Элероны резко уходят в крайнее положение и также быстро возвращаются назад в центр. 😦 Возникает 1 раз на 5-7 отклонений РВ. При отклонении РН все тихо. Антена передатчика выдвинута полностью. Если РВ не трогать, элероны не дергаются.

Подскажите, пожалуйста, из-за чего это может быть и как вылечить?

jurist

Аппаратура какая и сколько она в эксплуатации?

Maxicus
jurist:

Аппаратура какая и сколько она в эксплуатации?

SANWA RD8000 2 года. Приемник Hyperion DSP4TSR-40. Заметил сегодня утром.
Днем летал на MiniFlash (“Плоский”). На нем точно такой-же приемник. Все работало нормально. Вечером еще раз проверил на Inflat’е - снова дергается. Отключил серво РВ - не дергается.
Этот приемник у меня до этого стоял на другой модели. За полгода полетов никаких проблем не наблюдалось.

jurist

Я уж подумал на износ резисторов в передатчике, но если на другой модели такого не наблюдается, то дело не в этом.

Maxicus

Попробую вечером по-другому разместить провода от рега и машинок к приемнику. Других мыслей пока нет. 😃

SAMURAI

Думаю причина может быть и в серве руля высоты (КЗ или ещё что-либо) попробуйте поменять местами на приёмнике серву высоты и направления и поэкспериментировать с отклонением ручки руля направления (по факту - сервы высоты). Если глюк с элеронами будет повторятся, то скорее всего виновата серва высоты.
Других мыслей пока нет.
Ждём результатов облёта 😃

Maxicus

Поиграл с прокладкой проводов. Помеха (буду так называть эту фигню для краткости) почти исчезла. Теперь, если подключить акк после длительного перерыва, то при первых движениях РВ помеха проходит один-два раза с маленькой амплитудой (раньше были полные расходы). Затем можно дергать ручки передатчика 20 мин и никаких помех. Отключаем акк и подключаем его заново. Все работает нормально. И так несколько раз подряд. После перерыва в несколько часов - все повторяется.

Мне это не нравится, т.к. причина/объяснение не найдено. Только шаманство. Не хочу, чтобы в полете элероны внезапно отклонились на 100%.

SAMURAI, хорошая идея. Сам почему-то не додумался. Обязательно попробую. Не найдется причина, так хоть одной неопределенностью будет меньше.

Maxicus

Причина дерганья элеронов найдена и устранена. Источник - серва РВ, которую сразу же заменил. Спасибо SAMURAI за подсказку. Теперь все управление работает нормально.

SAMURAI

Не за что. Рад был помочь 😉
Самолёт облетали?

Maxicus

Неплоский
Сегодня утром поднял его в воздух. 8:05. -2 градуса имени товарища Цельсия, ветер около 1 м/с (ленточка на антенне отклоняется на 30…45* от вертикали), солнце выглядывает из-за туч. Холодно. Первый полет “для разогрева” сделал на MiniFlash’e. Все как обычно, только из-за отрицательной температуры липолька кончилась на 7 минуте. Еще не отсечка, но летать уже не интересно. Когда было тепло, спокойно летал 8 мин. Переключил модель в передатчике на Inflat, поставил таймер на 6:30, воткнул акк и вперед…

Через несколько щелчков триммерами получился ровный полет. Проверил ЦТ - вроде бы попал сразу… Пропускаю детали, сразу выводы по первым впечатлениям.

4 полета по 6,5 мин. Inflat на 8г тяжелее, однако в воздухе ощущается легче чем MF. Я почувствовал, как переводится floaty на форумах RC Groups. Словами не передам. Жесткость - модель не то чтобы летит туда, куда направили, но ее поведение гораздо предсказуемее. Она мягче/плавнее на срывных режимах (профильное крыло?). Очень порадовали ровные бочки. Получилось то, о чем мечталось на MF - бочка с фиксациями без увода в стороны.

В первом посте я спрашивал, какие фигуры получаются легче/ровнее. Ответ: бочки.

MF очень не любит даже слабенький ветер. Inflat вел себя спокойнее. Не так быстро останавливается, дольше планирует. Нос при этом опущен, а не задирается (надо будет еще раз измерить и сравнить положение ЦТ).

При зависании требует меньше работы рулями. MF сразу вываливался, а Inflat позволяет себя вернуть в вертикальное положение. На ноже - песня. Такого большого угла атаки и медленного полета у меня никогда не было. В следующей версии (если она будет) можно смело уменьшать боковую площадь процентов на 30. Никаких уводов. Тангаж и крен стабильны. Правой рукой можно чесать нос.

Пока все. Если что-то вспомню - напишу.

Перечитал написанное. Как-то игриво получилось, но редактировать уже неохота. Отлетаю паков 25 - напишу суше и строже.

SAMURAI

Спасибо за отчёт 😃
Мой приятель любит плосколёты строить, никак не хочет профиль строить.
Дам ему ссылочку на Ваш топик.