Blanik L-13, полукопия 1:6
Красивые крылышки.
Здравствуйте,
с большим интересом слежу за темой и конечно желаю успехов (быстрых 😁).
Бумажная технология нравиться, часто ей пользуюсь. Только напишите пожалуйста поподробнее по вырезанию элеронов. У меня они хуже получаются.
Я делаю так - сначала вдоль будущей линии сгиба (на верхней поверхности крыла) клею бумажные полоски на епоксидку. Потом снизу делаю канал. Вроде неплохо, но канал не всегда ровным получается и вообще не очень технологично.
Всем привет.
Николай, элероны я отрезаю после того как вырезал сердечник. Оклеиваю а затем навешиваю. Навешиваю на петли из ленточки для подарков и цветов, они сделаны из лавсана. выбираю белую с матовой поверхностью, для лучшей приклейки. такие петли работают очень долго и надежно. Фото покажу когда буду навешивать рули.
Продолжаем.
Вроде времени прошло много с последнего поста а сделано не очень много . 😃
Не все так гладко в данном проекте, как хотелось бы. Столкнулся с проблеммой.
Потянул элероны с закрылками бумагой на аквалаке. Замечательно получилось, если не считать заметное изменение геометрии 😦 Нет, их не покрутило, их согнуло как тетева сгибает лук - полумесяцем.
При обтяжке бумагой на аквалаке (или ПВА) сначала бумагу пропитывают водой, чтобы небыло морщин, бумага при этом расширяется. После укладки на деталь и высыхания, бумага стягивается и стягивает то, на чем она приклеена. Ввиду того, что пенопласт довольно податливый материал, бумага его стянула. Но передняя кромка была окантована бальзовой рейкой. А бальза вдоль волокон не очень то сжимается по отношению к пене. Вот детали и согнуло в полумесяц. Я с этим сталкивался раньше и готов был к этому - оклеил заднюю кромку полосками бумаги на смоле, думал это противостоит сжимающей силе. Но сильно переоценил прочность бумаги на смоле.
Жаль, но придется переделать закрылки и элероны.
Вариантов решения данной проблеммы два.
Первый - делать детали без окантовки рейками, тогда деталь будет стягиваться равномерно. Кстати детали после обтяжки укорачиваются на пару миллиметров.
Второй - детали окантовывать рейками с обеих сторон. Тогда сами рейки воспримут на себя стягивающую силу.
Чтобы проверить данные мысли делаю стабилизатор и киль.
Буду применять оба варианта, киль и стабилизатор окантую бальзой для прочности, а руль направления и руль высоты оставлю не окантованными.
И ко всему прочему обтяну хвост не упаковочной, а факс-бумагой. Она не так расширяется от воды, немного лечче, при этом немного менее прочная. Но для хвоста ее вполне будет достаточно.
Вырезанные стаб и киль, и онервюрен руль направления:
Стаб и киль окантованы бальзой, руль направления оклеен и высушен - геометрия не пострадала и это радывает 😃 . Руль поворота очень жесткий, весит 16 грамм. В рули высоты вклеены бальзовые клинья и заторцованы стеклотекстолитом 0,3 мм. В этих местах будут входить проволочные кабанчики.
Кстати, еще одна отличительная черта бланика - стабилизатор с довольно заметным “V”, что и сделал на модели:
Только что оклеил остальные части оперения бумагой, сохнут.
С ув. Виктор.
Виктор, я давно сипользую пенобумажну технологию, поэтому исходя из своего опыта при оклейке бумагой тонких и длинных деталей, таких как элероны например могу сказать что их выгибает в любом случае, есть там бальзовая окантовка с одного края или нет вовсе, дело в том что со стороны где толщина больше, там материал лучше сопротивляется на сжатие и соответственно по задней кромке бумага тянет и сжимается на всю катушку. Я лично поступаю так, вывешивают элерон по краю доски и прикалываю его булавками, да еще и с небольшим изгибом в противоположную сторону, что бы когда все это усыхает не пошел изгиб. В вашем случае (постройка большой модели полукопии) , лучше всего было бы укрепить бальзой все задние кромки, потому что голая пена во время эксплуатации быстро “треплется” особенно по углам. Что приводит к быстрой потере цивильного вида 😦
Успехов.
ЗЫ С интересом слежу за вашей темой.
Андрей, согласен с Вами полностью.
Элероны и закрылки окантую бальзой.
С ув. Виктор.
Всем привет. Маленько отдохнул в горах, потом поболел.
Продолжаем.
Благодаря помощи киевского коллеги Николая, восстановил закрылки и элероны!
Закинул их в воду на 2 часа, да целиком в ванную бросил. Затем примотал торцами к деревянным брускам со слегка саблевидной формой, только обратной, чтобы выгнуть саблю наружу. примотал скотчем через резиновые прокладки, кое где проложил пенопластом. Оставил на 3 дня. Снял с деревяшек и, в руках ровненькие деталюшки!!! Покрыл их слоем нитролака, прошкурил, готовы к покраске и навеске.
Так же вышкурил оклееный хвост.
Далее оклею крыло бумагой, и если не будет сюрпризов берусь за фюзеляж. Вернее, кое что по нему уже начал делать, но об этом чуть позже.
С ув. Виктор.
Всех с праздником космонавтики!!!
Продолжаем.
Оклеил крылья бумагой, все в порядке, обошлось без неприятных сюрпризов. 😃 Покрыл слоем лака.
Элероны и закрылки покрасил в один слой и вышкурил, убрал бумажный ворс.
Вес растет 😦 , уже 650 грамм. оба крыла. Обтяжка - Бумага +аквалак+ слой лака = 80 грамм.
Хвост покрасил в один слой. Факс бумага практически не оставляет ворса, шкурить нужно будет намного меньше.
Вариант окраски.
Фюзеляж.
Пенопластовые боковины окантовал сосной 5х5. Собрал ферму.
Приклеил фанерные площадки для колес. В носу будет маленькое колесико, для упрощения моторного взлета.
Сверху и снизу приклею бруски пенопласта и обработаю до овального сечения.
С ув. Виктор.
Здорово получается! А колесо вы сместили вперед, кажется, относительно оригинала?
Здорово получается! А колесо вы сместили вперед, кажется, относительно оригинала?
Спасибо.
Основное колесо по чертежу, без смещения. носовое там где на оригинале “бородавка” выпуклость.
С ув. Виктор.
Всех приветствую.
Потихоньку нарисовался фюзеляж.
Чудовище:
И “красавица” 😃 :
Примерка хвоста:
Ну и крылышек:
А это общий вес "АРФ"а, (из них 380 г -тушка, вот Вам и легенький пенопласт):
Далее будет самое сложное - узел сопряжения фюзеля и крыльев.
С ув. Виктор.
Красотища!!! С нетерпением жду посмотреть на собранный аппарат!
Далее будет самое сложное - узел сопряжения фюзеля и крыльев.
Я бы постарался сделать его на срезных капроновых винтах, чтобы крыло отлетало (возможно вместе с мотором). Иначе (на трубе через фюз) разрушения не избежать. Силовой шпангоут сразу за краем остекления фонаря.
А вес пока в норме.
Виктор, а какой профиль вы используете? копийный?
Крылья будут крепиться на трубу, болтов не будет. Профиль не копийный. Селиг S-3021, универсальный и простой в изготовлении.
Тушку немного зашпаклевал и пошкурил.
И, расчленил 😃 .
Болван фонаря будет использован для формовки собственно фонаря 😃 .
Из фанеры вырезал три шпангоута и две торцевые нервюры. Соединил все на шип, вставил отформованную заблаговременно трубу и внедрил все это хозяйство в тушку. Семь раз отмерил и пролил швы фанерных деталей смолой. К фюзу пока не клеил.
Все это фанерное безобразие заклеится оставшимися кусками и из пенопласта и сделаю зализы.
С ув. Виктор.
Если центроплан крыла сделать частью крыла, а не фюзеляжа, добавить кусок гаргрота с зализами, то еще возможен вариант на винтах
Не Константин, при таком расположении крыла, будь оно на болтах, или цельно вклеенное при серьезном краше в любом сл. разворотит пол фюза. Так что лучше уж вклеить намертво и не падать 😉
из них 380 г -тушка, вот Вам и легенький пенопласт
А если изнутри выбрать пенопласт? Что бы остался не цельный гаргрот, а пустотелый. С толщиной стенки миллиметров 10-12?
Всех приветствую.
Как правильно сказал Андрей (Brandvik), при краше разворотит все и болты не спасут. Поэтому труба и фиксация консолей на пружине, стягивающей консоли через крючки заклеенные в торцевые нервюры. Модель строю для полетов а не для крашей.
А если изнутри выбрать пенопласт? Что бы остался не цельный гаргрот, а пустотелый. С толщиной стенки миллиметров 10-12?
Так можно выиграть 30-40 грамм, не более. Овчинка выделки не стоит. Болван фонаря в таком виде весит 65 гр (они входят в 380 гр) . Думаю прозрачный из пленки VIVAK будет чуть легче.
“Шестиножка” более подробно:
Весу в ней - 60 гр.
Нагрузка от фанерных шпангоутов пойдет на стрингеры, ну и плотная заклейка в пенопластовое “мясо” обеспечит жесткий “монолит”.
С ув. Виктор.
Нравится 😃
Да, простенько, и со вкусом!
пленки VIVAK
Именно пленка? Или стекло?
У самого на носу фонарь, поэтому вопрос актуален