Полукопия современного планера

Евгений_Николаевич
SAN:

Поставил бы крюк ближе к носу и стартовал бы с амортизатора.
Двигатель включать после схода с леера.

Сомневаюсь в успешности такого варианта для планера 5 кг.
Не нашел похожих примеров на поляне, если не считать полетов в горах.
Но насмотрелся на попытки запуска ЛК с катапульты. Не все успешные.
Очень большая просадка планера после отцепа, боюсь двигатель не сможет или не успеет подхватить.

Объективно: мощности двигателя - с избытком для затяжки. Но недостаточно для взлета с тележки.
Идея заключается в том, чтобы помочь двигателю разогнать планер, до взлетной скорости, резинкой.

SAN
Евгений_Николаевич:

Объективно: мощности двигателя - с избытком для затяжки

Значит подхватит.
Просто не задирайте планер в конце затяжки. Выровняйте его “в горизонт”

Первые запуски для настройки “стартового режима” сделать вдвоём.

зы у катапульты маленький “ход” - максимум неск. метров. Конечно трудно разогнать.
С амортизатора взлетит наверняка. Только резину подобрать.

ззы С тележкой вы ещё помучаетесь и выбросите (вангую 😃)

Евгений_15

Самая разумная идея V- образно сходящиеся резинки. Что бы не натягивать две штуки, применить одну и сделать какой нибудь механический треугольник, достаточных размеров, в зоне вращения винта. Можно из веревок.

Прикинуть насколько устойчива тележка, на резинке она может развить приличную скорость, может на всякий случай приделать по бокам страховочные колесики, как поплавки у гидроплана.

Евгений_Николаевич
SAN:

С амортизатора взлетит наверняка. Только резину подобрать.

Интересный, самый простейший вариант, который лежит на поверхности.
Пойдем дальше логическим путем (предлагаю пойти вместе).
Резина - два куска по 10 метров, если верить что возможно 8 кратное растяжение.
Возникают вопросы: на сколько растягивать или до какого усилия тянуть?
При тяге двигателя 4 кг и установления направленного потока от винта на крыло, при запуске вручную, планер уходит с небольшой просадкой (видно на последнем ролике).
По е-кальку скорость сваливания 11 м/сек.

То-то мне кажется, что если разгонять только резинкой, то скорость должна быть очень большая.
Потому что отсутствует поток воздуха, создаваемый винтом.

Если бы удалось развести концы закрепления резинок в виде треугольника, чтобы была возможность включить двигатель?

Пробовать конечно можно, но как понять хотя бы предварительно усилие или степень растяжки?

Евгений_15:

Прикинуть насколько устойчива тележка, на резинке она может развить приличную скорость, может на всякий случай приделать по бокам страховочные колесики, как поплавки у гидроплана.

Если говорить о тележке, то ее устойчивости в поперечном направлении достаточно.
Когда она достигнет приличной скорости, то уже будет нести крыло и надо будет взлетать.

Udjin
Евгений_Николаевич:

если верить что возможно 8 кратное растяжение.

Это истина. По факту - до 10. Но нужна недуюжиная сила.
По моему опыту, усилие при полной растяжке, для моей резины, в районе 24-х кг.

Лопатки у тебя раскроются на первом обороте. Гак можно замонтировать по границе лопаток в сложенном состоянии.

SAN
Евгений_Николаевич:

Пойдем дальше логическим путем

Четырёх килограммов статической тяги вам хватает для взлёта с небольшой просадкой.
Просадка из-за малой начальной скорости и, соответственно, недостаточной подъёмной силы.
Через 10 метров полёта планер гарантированно выходит у вас на режим (по видео).

Стало быть надо подобрать резину такую, чтобы можно было растянуть её до примерно пяти кг на крюке, а потом ещё растянуть её метров на 10-15. При этом усилие должно оставаться комфортным для удержания планера (подбирается длиной амортизатора). Полагаю, в таком варианте старт должен проходить почти без просадки.

ЗЫ Влиянием обдува от винта на подъёмную силу предлагаю пренебречь.
(попробуйте держать планер в руках и дать полный газ - он будет тянуть вас вперёд четырьмя килограммами, а тягу вверх вы заметите?)
Как то так.

Vodjik

А почему бы непоставить два крюка на крылья в районе передних кромок. Да прицепить к ним два сходящихся на одну резинку леера длиной метров 8,9. Тяга не будет задирать планер в верх и прибавит скорости, крюк не будет цеплять землю и винту будет просторно.
Упрощенный вариант такого леера использование суммирующей поперечины ( как на параконной телеге). Правда траву косить придется.

Евгений_Николаевич
Vodjik:

А почему бы непоставить два крюка на крылья в районе передних кромок. Да прицепить к ним два сходящихся на одну резинку леера длиной метров 8,9. Тяга не будет задирать планер в верх и прибавит скорости, крюк не будет цеплять землю и винту будет просторно.

Это возможный вариант в случае использования тележки (без тележки винтом будет задевать за поверхность).
Если без тележки, то двигатель включать только после взлета.
А если двигатель включать только после взлета, то точка крепления крюка может быть и традиционной.

Проанализируем возможные варианты:

  1. Взлет с помощником может быть любой, этот вариант не рассматриваем;
    Только одиночные варианты:
  2. Взлет с рук в одиночку с двигателем - получается вероятность 50/50 (по опыту);
  3. Взлет с рук с резинкой - думаю то же (в одиночку перехватить управление будет так же сложно);
  4. Взлет тележки - возможен, но у меня не хватает мощности двигателя на имеющейся, по качеству поверхности, поляне.
    Надо уменьшить сопротивление движению.
  5. Поскольку уменьшение диаметра колес тележки может только затруднить разгон. Остается попробовать облегчить взлетный модуль и уменьшить усилие по раскручиванию четырех колес.
    Сделать тележку на два колеса;
  6. Если и в этом варианте разогнаться не удастся, то остается вариант помощи или просто самостоятельный разгон с помощью резины.
    Здесь тоже возможны варианты:
  • разгон только с резиной - то крюк ближе к носу на фюзеляже.
  • разгон с двигателем и резиной - то крюк к тележке.
    При диаметре колеса 12", расстояние от кончика винта до поверхности 100 -120 мм. Это позволяет осуществить крепление резинки, которое бы не мешало работе винта.

Может я то - то пропустил. Есть еще варианты?
Вообще есть какие то соображения или я где то ошибся?

yakav

Так как вы хотите разгонять тележку резиной и это естественно на одной высоте от земли, то нельзя забывать, что как только натяжение ослабнет резина или леер попытаются попасть и намотаться на винт. Тут возможный вариант две тяги в стороны и то без гарантии. Мне видится вариант крепления к планеру, ближе к ЦТ (50% от носа) тогда при разгоне планер начнет подниматься после небольшого пробега держа леер натянутым, тогда и даёте тягу мотором и продолжаете полет.

Евгений_Николаевич
yakav:

как только натяжение ослабнет резина или леер попытаются попасть и намотаться на винт.

Согласен, по закону подлости.
Хотя с другой стороны, леер без натяжения, согласно законам гравитации, должен опуститься на поверхность.

yakav:

Мне видится вариант крепления к планеру, ближе к ЦТ (50% от носа) тогда при разгоне планер начнет подниматься после небольшого пробега держа леер натянутым, тогда и даёте тягу мотором и продолжаете полет.

То же согласен. Тут придется на расстоянии и на глаз определять не попадется ли леер под винт (достаточно ли поднялся планер) или дожидаться отцепа.
И было бы очень хорошо, если бы усилие резинки смогло разогнать планер так, чтобы после отцепа леера можно было бы успеть подхватить планер двигателем.
Все варианты где леер цепляется за крючек на фюзеляже, по большому счету, надо дожидаться отцепа.
Тут еще появился вариант:
Поскольку двухколесная, одноосная тележка (колесная пара) имеет размер, по осям колес 450 мм, то существует возможность разнести точки крепления леера к тележке на достаточное расстояние (с учетом еще и расстояния по высоте от оси вращения винта до места расположения крюков) чтобы уже гарантированно исключить попадание в зону вращения винта.
Но появляется вопрос: а не вызовет ли разнос точек крепления, рыскания тележки по направлению движения. Но с другой стороны рыскать может и с одной точкой крепления.
Мое мнение - тут надо пробовать.

SAN

С тележкой предвижу ещё одно неудобство - вы выкашиваете полосу и оказываетесь жёстко привязаны к направлению ветра.
Разгонять телегу с планером при боковике - может и скинуть, и перевернуть.

Vodjik
SAN:

С тележкой предвижу ещё одно неудобство

А ведь тележка, затягиваемая резинкой, освободившись от планера может догнать и шарахнуть по винту.
Пожалуй проще и надежней заменить и тягу от тележки и тягу от винта в начальный период взлета усилением резинки.

Евгений_Николаевич
SAN:

Разгонять телегу с планером при боковике - может и скинуть, и перевернуть.

То же опасался такого воздействия раньше, но оказывается, что ветер средней силы вообще никак не влияет. Наверное сказывается вес и приличная нагрузка на крыло.

Vodjik:

А ведь тележка, затягиваемая резинкой, освободившись от планера может догнать и шарахнуть по винту.
Пожалуй проще и надежней заменить и тягу от тележки и тягу от винта в начальный период взлета усилением резинки.

Вот об этом не подумал.

1 month later
egunak95

У Вас сделан крючок для старта? Я сделал под разную погоду съёмные крючки. Они закрепляются двумя болтами. Слева крючок, который обеспечивает угол 15 градусов для безветра и слабого ветра, справа угол более для ветра. Угол измеряется между ц.т. и точкой где одевается кольцо леера.

Евгений_Николаевич

Поскольку планер большой и тяжелый, я не могу делать ставку на разгон и взлет только за счет энергии резинки. Ведь разгона должно хватить для взлета и полета планера до того момента, когда двигатель сможет создать достаточный упор и придать достаточную скорость, чтобы планер без просадки начал набор высоты.
Видите ли в чем особенность моей концепции запуска:
Разгон на тележке должен осуществляться за счет усилия от двух факторов: тяги двигателя и энергии растянутой резины.
Поскольку одной тяги двигателя не хватает для разгона, достаточно тяжелой тележки, по грунтовой дорожке.
Винт должен крутиться при разгоне и сокращении резины, крючок не может быть расположен на фюзеляже, потому что он попадает в зону вращения винта.
В последнее время концепция меняется. Когда я переделал тележку в одноосную, появилась надежда на возможность разгона только за счет двигателя. Вес тележки уменьшился в два раза и по ощущениям двигаться стала свободнее.
Правда зимой попробовать не удалось. Потому что началось интенсивное использование того участка дороги, где собственно я зимой и летаю.
Даже попытки полетать 23 февраля и 8 марта не состоялись.
Теперь ждем весны и возможности летать на летних полянах.

tauber

Тележка плюс твердотопливный ускоритель с эл.пуском? Продаются. Не слишком большой тяги, тогда разгон будет мягкий. ДУ планера, затем пуск ракетного двигателя и вперед. Ещё на ум приходит высокая тележка, под днище мотор с пропеллером. Так, мысли…

egunak95

Как мне прокомментировал один англоговорящий товарищ на форуме DG-808S www.rcgroups.com/forums/showthread.php?1050816-Fly… : When winching up the 808 be very attentive to the angle of attack immediately upon rotation. The narrow tips are prone to stalling, and may have different degrees of wash out (or wash in!) from the factory. Как я понял он предупредил: Когда тянет лебёдка вверх 808 Будьте очень внимательны к уголу атаки сразу после вращения (наверное имеет ввиду барабан лебёдки). Узкие крылья подвержены срыву и могут иметь различные степени обтекания (омывания) от завода. Конец перевода. От завода - имеет ввиду, что крылья сделаны разные и по разному идёт обтекание, что может привести к крену типа завал на крыло где произошёл срыв. Д чё там говорить, планер с таким профилем “любит скорость”, а при узком крыле несущая способность на малых скоростях мала.

Евгений_Николаевич

Полностью согласен. Как раз первый запуск планера и закончился потерей скорости и сваливанием на левое крыло. Есть видео в этой теме.
На самом деле эта особенность легко учитывается в последующих полетах, само - собой.
Если скорость мала, то нос должен быть направлен вниз.
Поэтому взлет - это один из наиболее сложных фаз полета.
На взлете - нос вверх: и должна быть скорость или достаточная тяга винта, которая бы смогла создать воздушный поток, позволяющий крыльям, удержать планер на взлетной траектории.
Ух, как написал.

egunak95

Если сделать приблизительный расчёт, например, резинка тянет 2 секунды с усилием 6 кг (в натуре усилие будет ослабевать, но это допущение для грубой прикидке). В Ньютонах это чуть меньше 60 Н (а точнее 6х9,81). Далее по формуле второго закона Ньютона F=mxa найдём ускорение a=F/m=60/6=10 м/с2. За две секунды скорость будет 10х2=20 м/с. Переведём в км/ч умножив на 3,6 это 72 км/ч. Здесь масса в килограммах равна 6 это типа Вашей модели. Моя будет не более 3,5 кг. Допущений много, например, не учтена аэродинамика и как выше сказано резина тянется по разному, скорее нелинейная зависимость, а также от температуры, возраста, дефектов и т.д. Однако расчёт можно уточнить по резине сделав замеры силы от удлинения и главное найти усилие, которое нужно для конкретного планера. На старте это усилие контролировать по динамометру, а потом уточнить сколько нужно шагов сделать чтобы воспроизвести это нужное усилие. Однако по опыту стартов 3 килограммового планера я запомнил рукой сколько надо. Этот приближённый расчёт поможет не убить планер при первом полёте, а потом можно подкорректировать. Вот на лебёдке просто, жмёшь педаль до лёгкого “потрескивания” - это шутка, по прогибу крыла вернее. Однако даже при лебёдке выбираешь леску до определённого преднатяга.

ask
egunak95:

сразу после вращения

Видимо, все таки, под rotation имеется в виду первый этап взлета - подъем носа, увеличение угла атаки. В большой авиации - отрыв переднего колеса при взлете.