Multiplex Cularis

wws

Про скороподъемность ничего не скажу, а вот про энергозатраты на поддержание полета - вполне даже!

  1. А воздушный винт и его шаг и обороты двигателя точно соответствуют крейсерской скорости планера? Я уже неоднократно, и в субботу в частности, наблюдал как воздушный винт мешает лететь планеру. Конечно, там просто отсутствие тормоза в регуле, но какой эффект. Возможно, просто сложив пропеллер, и периодически включая его для плавного донабора высоты, вы будете пролетать куда больше на том же количестве энергии. Возможно, надо существенно увеличить шаг винта, чтоб двигателю не надо было вращаться с безумной скоростью на которой ВМГ не будет банально тормозить. Полюбому начинать надо с выяснение этой самой крейсерской скорости планирования.

  2. При режиме “скорость” обычно чутть разгибают профиль, приподнимая элероны и/или флапы чуть вверх. Совсем чуть миллиметр-два или его доли. Это позволяет лететь быстро и пробивать ветер, но и высота сливается очень быстро. Вам нужна скорее не “скорость”, а правильно подобранный планерный режим “круиз”. Если я не ошибаюсь то это касательная из оси координат к поляре… Только поляр этих много, поскольку они двигаются от массы самолета. Под ваш вес вы врядли найдете. Нужно определять экспериментально - с какой скоростью нужно лететь, чтобы на единицу пути достигать минимального снижения. А тут краеугольным камнем является поиск оптимального CG

  3. Вы будете удивлены, насколько лучше может планировать ваш самолет от банального сдвига CG на пару миллиметров. Разуммеется, нужно триммировать и РВ, чтобы сохранить ровный горизонтальный полет с минимальным снижением (при выключенном моторе). Т.е. сперва добиваемся ровного полета триммером - потом загоняем модель в дайв-тест (все это надо делать не по камере и с отключенной стабилизацией). Смотрим. Двигаем CG, повторяем, добиваясб ровного полета… Потом опять дайв-тест. Потом, добившисьь приличного результата по дайв-тесту на прямом профиле, можно попробовать померять скорость, которая и будет соответствовать нужному вам режиму “круиза”. Соответственно можно идти к пункту 1 и менять характеристики ВМГ, либо режим её работы. Если подобрать хорошо, то можно летать ровно, с постоянно работающим двиглом и минимальной потерей энергии. Если не подобрать, то оптимальным (с точки зрения энергозатрат) будет именно режим пролетели Х сотен метров со сложенным пропеллером, включили его на Y-секунд для наверстывания высоты (причем я бы сделал микс газ->РВ, чтобы выдерживать оптимальный угол набора). Кстати, не думаю, что включенияе мотора на максимальные обороты и максиммальный угол карабканья в горку, есть оптимально с точки зрения энергосбережения. Это надо делать полого, но насколько - нужно считать. Я не спец по моторному полету и расчетам, но своим безмоторным опытом я поделился.

baychi

ВМГ такая: Двигатель DualSki XM3542CA-6 940 об/В, пропеллер 12.5х6 (реально 13х6, за счет широкого хаба).

wws:

Вы будете удивлены, насколько лучше может планировать ваш самолет от банального сдвига CG на пару миллиметров.

Боюсь система стабилизации не даст мне это прочувствовать. 😃 А без нее далеко не улечу.

wws:

Если подобрать хорошо, то можно летать ровно, с постоянно работающим двиглом и минимальной потерей энергии.

Основная цель - добиться мимнимальных энергозатрат на подъем.
А то что дальше всего можно улететь:

wws:

то оптимальным (с точки зрения энергозатрат) будет именно режим пролетели Х сотен метров со сложенным пропеллером, включили его на Y-секунд для наверстывания высоты

это я давно прочувствовал. Еще лучше - термики ловить и прыгать по ним. 😃

wws:

Кстати, не думаю, что включенияе мотора на максимальные обороты и максиммальный угол карабканья в горку, есть оптимально с точки зрения энергосбережения.

По крайней мере все тесты на меньшей мощности давали большие энергозатраты. Была даже мысль поставить движок Ватт на 500 и идти вертикально вверх на 8-9 м/c, по прикидкам это даст максимальный КПД преобразования электричества в высоту.

wws:

но своим безмоторным опытом я поделился.

Сапсибо, Виктор.

FVA

Саша, из моего скромного опыта применения Кулариса под FPV, были такие же задачи - максимальный взлёт с набольшим КПД. Увеличение емкости батареи до 4000мА, какой мотор уже не скажу, винт в том же размере 13-12х6.
Тактика: сразу максимальный набор до использования емкости ~50%. Взлёт с разогнутым профилем и по ветру, кружляние и разглядывание окрестностей против ветра и с загибанием закрылков., мотор на минимуме чтоб не срывался.
Улетал обычно далеко, обычно и не дотягивал до базы. В конечном итоге перешел на верхнеплан с батареей 12S 10 тыс.мА.
ЗЫ После “завязывания” с ФПВ и уходом в планера, уже скажу что при тяжёлом планере единственный выход для максимальной высоты увеличение мощности ВМГ. Но о планировании и скакания по термикам… ну только в Крыму на Горе. 😃 Там да…

baychi
FVA:

В конечном итоге перешел на верхнеплан с батареей 12S 10 тыс.мА.

То есть фактически приблизились к теоретическом пределу- летающей батарейке. 😃
Насколько максимально поднимались?

В общем-то весь вопрос сводился к возможному увеличению КПД преобразования энергии акка (Ea=3600CU) в потенциальную энергию высоты (Ep=mgh). По статистике полетов в высоту для 2-х кг Куляриса получался КПД=28%, для верхнеплана типа Скайвокер - 30%, для ИзиСтара- 24%.
Но для Куляриса 5 Ач акк,массой 400 гр (25% полного веса модели) - максимально, что влезает.
Для Изи тот же максимально возможный акк сотавляет 30% веса, а Скайвокер может принять 10 Ач акк (говорят даже 15 можно), что дает 50%-70% веса.
Интересно какой КПД у вертолетов? 😃

ivanko2
wws:

Кстати, не думаю, что включенияе мотора на максимальные обороты и максиммальный угол карабканья в горку, есть оптимально с точки зрения энергосбережения. Это надо делать полого, но насколько - нужно считать.

Уже усе украдено …, тьфу ты, посчитано до нас 😃
И кпд двигателя максимальный на токах близких к максимальным и кпд все группы тоже оказывается примерно там же, и тяга … Мотокалк он вроде как даже оптимальный лифтинг где то показывает (не вертикаль конечно, но в части мощности - чем больше тем лучше).

FVA
baychi:

То есть фактически приблизились к теоретическом пределу- летающей батарейке. 😃
Насколько максимально поднимались?

Макс. высота 3 км, время полёта 1 час. Сложности с посадкой, всё-таки шасси, бальза, плюс размер самолёта. Геморрно в итоге.
Из опробованных типов носителей лучшим был Скайвокер как носитель батарейки.

Red_cat
FVA:

Макс. высота 3 км…

Ну ни фига себе!!!
МКС там случаем мимо не пролетала? 😵

wws
baychi:

Сапсибо, Виктор.

Пожалуйста, но я изначально неправильно понял задачу. Я думал надо лететь на максимальную дальность, а не на высоту. Если на высоту, то оптимальным будет зацепить под тучкой поток от 3 м/с и не расходуя ничего за десяток минут набрать пару километров 😃 Если башка не закружится.

baychi
wws:

оптимальным будет зацепить под тучкой поток от 3 м/с и не расходуя ничего за десяток минут набрать пару километров Если башка не закружится.

На 2.4 км вверх я уже летал на Изике (без термиков). В тот раз не хватило дальности видео. По энергии можно было сделать 3. А вот для Куляриса 2.4 км это почти предел. Искать термики в FPV режиме я пока не научился. С земли и то с трудом, если повезет. 😃

wws:

думал надо лететь на максимальную дальность

По дальности проблем меньше. На 10-15 км с возвратом и так улететь можно.

Лёшич

А не скажите, на сколько актуален подбор CG для Cularis-а по дайв-тесту. Дело в том, что пытаясь настроить планер по тесту, загнал центр тяжести почти на 2 см за “пупырышек”. Да планер стал выходить из “дайва” плавнее, но и за счёт смещенного ЦТ сыпаться в штопор стал как-то неожиданно 😦, плюс заметно возросла скорость горизонтального полёта.

Может слишком сильно я ему “пике” закладывал, на глаз градусов 30-40, очень хотелось бы видео посмотреть как правильно тест делать. Чую что где-то накосячил.

Спасибо.

wws

Видео не видел, но на картинке же есть примерный угол… Я обычно не более градусов 30-40 делаю. Суть не в угле, а в том, чтобы в широком диапазоне скоростей планер продолжал лететь ровно. С горки он разгоняется и мы получаем нужную картинку. Если летит ровно - значит попали. Если резко из пике выходит - значит CG слишком передний.
Плавный выход нужен только для того, чтоб планер имел некоторую стабильность. Если управлять неудобно - деваться некуда - двигай CG вперед. Слишком задняя центровка при отсутствии должного контроля со стороны пилота приводит к подвисаниям (потре скорости) и у вас следствием является штопор. Т.е. двинутьцентровку вперёд ЭТО НОРМАЛЬНО.

Не должно быть такого, чтоб планер не мог “под горку 30 градусов” пролететь менее 30-50 метров. Есть такие модели… Направляешь его вниз, а он шасть и обратно сразу. Тут сразу видно, что планер пока никакой, он и ветер не пробивает и падает быстро. Только надо помнить, что дайв-тест надо производить только после того, как модель оттриммирована на самостоятельный ровный полет в горизонте (безо всякой электронной стабилизации). Иначе - бессмысленно.

10 days later
Komandante

Вопрос к опытным товарищам - сегодня летал до обеда. Сказать, что было супер термично - нет, НО заметил вот что - затягиваю против ветра, разворачиваю и отпускаю по ветру, так вот если бросить “ручки” планер становиться в спираль, сам и уходит по ветру без потери, а то и с набором высоты. Правда спираль не всегда устойчивая. Вопрос - это нормально?

18 days later
Komandante

Продолжаю эксперименты с настройками планера и возник вопрос - настраивал функцию Snap-Flap, вот только запутался в физике - если РВ отклоняем вверх, то “длинный закрылок (элерон)” для подруливания отклоняется то же вверх? Или с точностью до наоборот? И вообще насколько это нужная функция для Cularis?

FVA

РВ - вверх, профиль- вниз (максимум мм 3-4). Еще называют микс “махалка”.
Хотя, в вашем случае миксить не весь профиль или закрылки, а только элероны не есть хорошо. Особо положительного эхфекта не будет, мне кажется. Но попробовать можна если аппаратура не очень для всех экспериментов.

ЗЫ Лично я уже не использую микс, а работаю синхронно 2-мя слайдерами в зависимости от.

Komandante
FVA:

Хотя, в вашем случае миксить не весь профиль или закрылки,

Миксится как раз весь профиль - элерон+закрылок, а можно и по отдельности, благо аппаратура (Мультик роял про) позволяет 😃

FVA
Komandante:

если РВ отклоняем вверх, то “длинный закрылок (элерон)”

Тогда длинный закрылок это как ?

Komandante
FVA:

Тогда длинный закрылок это как ?

Скорее всего я не правильно выразился 😍
Имелось в виду элерон+закрылок, правильнее было бы длинный элерон (?)

Alfa3
Komandante:

И вообще насколько это нужная функция для Cularis

Я бы сказал так. Если в спирали руля высоты хватает, то можно и не миксить. У меня есть немного в термическом режиме. Крыло гнется вниз.

3 months later
Red_cat

А что, замечательно!
Только вот “иду на таран” под финиш - зря по-моему. ))

ЗЫ. Мне показалось или таки имеет место быть тенденция на кабрирование? Центровочку я бы проверил. На предмет задней.