Угрозы дапазону 2.4 GHz - мнимые и настоящие...

ugh

Полностью согласен с an2an`ом. Только, на днях, была проблема с бэкап еррор, на включенном пульте. К счастью, модель была на земле, проводилась настройка. Подробнее тут, пост номер 680 и далее.
Был-бы верт в воздухе - был-бы краш…

Но это в тему о спектруме, а не об угрозе диапазону и перспективах новой аппаратуры.

AlekseyM

Чтож господа, про помехозащищённость Спектрума могу сказать следующее -
имеется оборудование
-Spectrum DX7 heli Mode2
-Ar6100 v1.2 x 2
-Ar7000
-D-Link DWL-700AP В штатном режиме имеющий выходную мощность - 18 dBm (63 мВт), но модернизирован для личных нужд со способностью поднимать выходной сигнал до 25 dBm и выше (с помощью данной модификации существуют линии связи до 37 км).
итак Д-линк использовался как средство постановки активных помех с установленной мощностью сигнала 25 dBm +/- со штатной антенной.
Проверка работоспособность аппаратуры управления радиомоделями производилась в квартире (там же установлена точка доступа) минимальное удаление от антенны было 20 см, максимально порядка 7 метров через две ж/б стены.
Разобъём опыты на два подопыта, что ли-
Раз - для аппаратуры Ar7000 производилась просто проверка - “жужанием серв” так как пилот из меня вертолётный почти что ни какой (то есть передатчик стоял в билзи помехи, а модель за двумя стенами и вблизи) какой то не адекватной реакции замечено не было.
Два - аппаратура Ar6100 v1.2 испытывалась на рабочей модели автомобиля 10 масштаба и каталась по квартире во всех мыслимых направляниях пока не сели аккумуляторы, все передвижения были согласно положений органов управления.
Во время тестов работа точки доступа не прекращалаь и данные по линку передавались непрерывно, хоть и в небольшом объёме.
Для себя основываясь на вышесказанном я сделал вывод - что помехозащищённость аппаратуры Spectrum DX7 находится на достойном уровне.

lurii
AlekseyM:

Разобъём опыты на два подопыта, что ли …

Кнопку BIND еще надо нажимать - уменьшая мощу передатчика.

ugh

Ага, еще давайте накроем приемник свинцовым/чугунным/карбоновым колпаком, и сверху еще кострюлей. 😃
Ребят, ну серъезно - оно работает. Работает хорошо. Если с умом подходить, то все будет нормально и даже лучше…
А то, давайте еще пригласим знакомых сварщиков, чтоб в помещении, где тесты проходят, еще и помехи от электросварки были. Военных и спецслужбы пригласим, с их глушилками, а еще, с бубном станцуем, чтоб солнечная буря началась. 😃
Нет, ну если надо намеренно убить диапазон и доказать всем, что 2.4 не будет работать в эпицентре ядерного взрыва, то это удасться. Только какой в этом смысл? Большинство моделистов не летает в дождь и сильный туман (даже видоеоочки не помогут сориентироваться). У военных и для полетов БПЛА и по GPS существуют специальные системы. И стоят они не 300-2000$, а гораздо более серьезных денег.

ugh

Вспомнил, что мне это все напоминает!

Недеюсь, не оффтоп, т.к. объяснит многим, что происходит в этой теме…

Взято с anekdot.ru

“… а еще мы перевернули Хаммер.”

Перевернули. Хаммер.
На ровном месте.
Со всей его чудовищной шириной и расположенным невероятно низко центром
тяжести.

Во всем мире зарегистрировано три случая, когда хаммер переворачивался
на ровном месте. Два из них - в израильской армии.
Когда американцы узнали о том, что нам это удалось, они прислали в
Израиль специальную комиссию. Потому как до тех пор они даже не
подозревали, что такое возможно.

Итак, дано: хаммер на ровной, как стол, поверхности.
Задача: перевернуть.

Как это делается?
Ну, во-первых, надо ехать задним ходом.
Во-вторых, делать это очень быстро.
В-третьих, надо, набрав скорость, резко развернуться.
Думаете, опрокинется?
Хрен. Это же хаммер!
Поэтому, в-четвертых, надо при развороте со всей дури врезать по
тормозам.
Вот тогда - да. Тогда опрокинется.
Короче, номер для автородео. И в какой, по-вашему, ситуации армейский
джип выделывает такие акробатические этюды?

Да только в одной.
Сидят, стало быть, солдаты и скучают. А скучающий солдат, знаете ли -
страшный человек. Что может взбрести в его одуревшую от армейской рутины
голову - это ни в сказке сказать, ни за два дня обгадить. И вот от скуки
заходит у них спор: можно ли на ровном месте перевернуть хаммер. Слово
за слово - решили проверить экспериментально.

Проверили.
Перевернули.
Ура! Заработало! Уй-е-о-о:

Ну хорошо, скажете вы, это был первый хаммер. А второй?

А со вторым было примерно так:

  • Слыхал? На такой-то базе хаммер перевернули.
  • Да не свисти.
  • Точно говорю!
  • Да нельзя его перевернуть!
  • Да я тебе говорю! Они как раз решили проверить, можно ли это сделать.
  • Идиоты. Ну и?
  • Ну и. Можно. Задним ходом, разворот - и по тормозам.
  • Бред! Не перевернешь его так.
  • Ах, так?! Спорим, переверну?..
Ricaro

Хаммер три раза перевернули. Третий раз когда комиссия приехала, то ли с завода, то ли с министерства обороны.
А по теме - постоянно летаю на поле рядом со стройкой (метров 100), сварок там работает штуки три только в зоне видимости. Сегодня специально пролетел так близко, что творческие наемные рабочие свистеть начали. Никаких помех, аппаратура Спектрум 2.4 DX7.

Володимир
AlekseyM:

Чтож господа, про помехозащищённость Спектрума могу сказать следующее -
имеется оборудование
-Spectrum DX7 heli Mode2
-Ar6100 v1.2 x 2
-Ar7000

Писал в другой теме и повторю тут:
Спектрум ДХ6, приемник ес-но только одной модели, но есть у меня еще разновидность его “робот” BR. Самолет на кровати, рядом на столе бук с блю-модулем в инете через сотовый телефон, телефон рядом с буком… Настраиваю самолет и он начинает проворачивать пропеллер - полоборота-оборот и пауза, снова и пауза. Выключаю передатчик - самолет замирает. Включаю - снова идет помеха по первому каналу… Удалось заметить появление подергивания разовое на рудере…

ugh

DX6 может… у него еще необкатанная технология была. А BR6000 вообще для роботов был сделан каких-то. На сайте спектрума написано, что там как-раз полный фэйлсэйв реализован… Т.ч. по помехе, по идее, приемник должен был в фэйлсэйв уйти… Хотя, кто его знает, как там было “на заре”… 😃

Володимир
ugh:

DX6 может… у него еще необкатанная технология была. А BR6000 вообще для роботов был сделан каких-то. На сайте спектрума написано, что там как-раз полный фэйлсэйв реализован… Т.ч. по помехе, по идее, приемник должен был в фэйлсэйв уйти… Хотя, кто его знает, как там было “на заре”… 😃

BR6000 и правда с полным фэйлсэйвом, только 3Д пилотажке от этого легче не будет. Особо далеко не залетал, отказов или попыток отказов в полете не было ни разу.
А вот какая-то помеха все же пролезала, причем похоже специфическая помеха и возможно ее просто так не повторить… И была она на AR6000 (если не изменяет память)…

Вот станет потеплее - протестируем на помехи, располагая борт вплотную к работающему бензинычу…

ugh

Мдя, ну не знаю, может лучше на DX6i перейти, или что-то типа того? Для сохранности моделей…

Володимир
ugh:

Мдя, ну не знаю может лучше на DX6i перейти, или что-то типа того? Для сохранности моделей…

Было бы чего бояться 😉, пока совершенно нет повода! Я, как пилот, зело опаснее такого рода помех…

Кстати летал и в туман, когда самолет вообще скрывается из виду и остается только ждать когда вынырнет, причем происходит это совершенно неожиданно и туман в небе особо на фоне облаков не виден… Ничего, нормально все прошло. Без сбоев или тем более срабатывания фэйлсэйва

Volante24
ugh:

И “сам” помехи ловил, когда прямо в руках, самолет с PPM приемником вдруг начинал всеми рулями дергать, как припадочный, а пульт в нескольких шагах, мирно лежал.

Очень интересно. А он у Вас мирно лежал включенный, или выключенный? Или, может, в нем батарейка разрядилась? А то интересная какая помеха получается, ну что-то вроде молнии, наверное. Впрочем, может, несколько шагов – это 20 шагов, а вы утаили, что совсем в нискольких шагах, в двух метрах, кто-то еще со своей аппаратурой немирно игрался?

Вот таких помех я на 2.4 не видел и у других на слышал.

Ну покажите мне человека, у которого модель на 2.4Ггц неожиданно стала вытворять невесть что?

Все вы убедительно говорите, но как-то про статистику умалчиваете. Сколько летальных случаев на PPM/PCM Вы лично наблюдали? Дюжину? Ok, а теперь сравните число полетов на FM и на 2.4GHz, которые Вы наблюдали. Я полагаю, различие на пару порядков будет, или как? Так чего после этого стоят такие выводы? А еще и не упоминаем, что, как правило, high-end radio gearой пользуются опытные RCшники, у которых уровень проблем и без того намного ниже.
Нет, поймите меня правильно, они чего-то стоят, нет сомнения, но не нужно абсолютизировать. И если я читал на прошлой неделе в Америке, что несколько моделей рухнуло из-за lockout, то почему следует доверять Вашим наблюдениям, а не тем источникам? Там статистика, я думаю, побогаче будет.

Чтобы предупредить упреки и подозрения: не думаю, что у меня есть какое-то предубеждение против 2.4GHz; напротив, я, наверное, даже более за нее, чем нужно. Но сам пока летаю на FM, хотя и лежит две разные системы на 2.4GHz, обе американские – до сих пор не потрудился даже включить. (Просто говорят – от добра добра не ищут. А иногда и по-другому – нечего на зеркало пенять…)

Володимир:

Я, как пилот, зело опаснее такого рода помех…

Я, собственно, что-то такое имел в виду

Кстати летал и в туман, когда самолет вообще скрывается из виду и остается только ждать когда вынырнет, причем происходит это совершенно неожиданно и туман в небе особо на фоне облаков не виден… Ничего, нормально все прошло. Без сбоев или тем более срабатывания фэйлсэйва

Так никто ж не думает, что полоска тумана в 10 метров толщиной может что-то радикальное с сигналом сделать!

ugh

Аппаратура была Futaba 7CHP лежала аккуратно, аккумулятор никогда не разряжался на поле. Предпочитал акк проциклировать лишний раз дома на роббивском заряднике. Т.ч. что за помеха была, откуда пришла и куда делась - понятия не имею. Самолет в руках был, аппа с выдвинутой антенной на земле лежала (стиками вверх, чтоб больше глупых предположений небыло). Ну и вообще с PPM приемниками SC бывали такие дела. PCM и PPM DC приемники постабильнее были.
На счет статистики - согласен. И по поводу локаутов читал. Особенно про какой-то ретранслирующий геликоптер понравилось… Только, как я сказал, если просто забить эфир, то ничего работать не будет. 2.4 (в 10 раз повторяю) не идеализирую. Говорю только что удобнее и устойчивее FM 35/40MHz аппаратуры. Как я уже говорил, в случае ядерного взрыва и других дизастеров, глушащих весь спектр не длительное время, работаеть естественно не будет.
Кстати, по утверждениям самого спектрума, связь при помехе восстанавливается за 4 милисекунды, а вот при рестарте передатчика за 5-7 секунд (пока он рестартует, просканирует частоты и начнет передавать)…
Т.ч. короткую помеху фиг заметишь…

Volante24
ugh:

Ну и вообще с PPM приемниками SC бывали такие дела. PCM и PPM DC приемники постабильнее были.

Так какой это был приемник – SC или DC?

В принципе, чтобы так забить FM, нужно помеху хотя бы несколько процентов по мощности от сигнала. Откуда такая моща могла бы взяться, если источних сигнала настолько близко? А не могло это все-таки быть проблемой с контактом в питании приемника?

В принципе, такое поведение бывает, если Shift противоположный – но сам он переключиться не мог. Или бывает, если частота уплыла или расстроена – но тогда раньше или позже это бы проявилось и в реальном управлении – при сильно другой температуре и т.д.

А вот насчет забития – тут вот продается на eBay какой-то карманный cell phone jammer, на все три диапазона одновременно. Якобы сразу и глушит все. А ширина GSM дапазона, насколько я помню, будет несколько побольше, чем на 2.4GHz, так что подобное устройство, настрой его на WiFi диапазон, должно и эту аппаратуру глушить – разве нет?

ugh

Приемник был Single Conversion. Вы точку между предложениями не заметили?

Как я уже сказал - джаммеры и прочие системы постановки помех я не рассматриваю. В частных руках они, в большинстве стран, противозаконны. И естественно, опытный радиолюбитель может придумать как глушить направленно всё что угодно…

lelik
Volante24:

какая помеха получается, ну что-то вроде молнии, наверное.

Лично наблюдал, как самолет, готовый к взлету, начал вести себя абсолютно неадекватно: запустил двигатель, замахал рулями и попытался свалить с полосы, абсолютно не реагируя на ручки. Никого вокруг не было, передатчик и борт были заряжены, до и после этого ероплан летал нормально. Правда, местечко довольно мистическое - напротив ближней дачи в Кунцево… Но ни до, ни после подобных закидонов там не наблюдалось.

Володимир
lelik:

Лично наблюдал, как самолет, готовый к взлету, начал вести себя абсолютно неадекватно: запустил двигатель, замахал рулями и попытался свалить с полосы, абсолютно не реагируя на ручки.

Я бы предположил искровую помеху на борту…

ugh

Откуда ей быть, если двигатель на нуле. Разъем на акб надежный. Да и обычно все отлично летало. Да ну, и вспоминать не хочу. Сам, разок, чуть не уронил приятелю двс вертолет. Забыл что у нас канал совпадает…

хелик

Тут вот ещё один моментик в кварцованных приёмничках, частенько кварцы рассыпаются или ослабевает держатель самой пластины, тут уже начинается свистопляска. Посему после каждого краша я кристальчики трясу и внимательно слушаю если шуршит внутри, значит в топку. Но заметил это явление на вертушках реже, видать размах и шлёп не той силы, как на самолётах. 😉

avolkov
lelik:

замахал рулями и попытался свалить с полосы

это он просто летать не хотел 😒