Космос - вчера и сегодня

Алекс_Ю
dima043:

это первая в мире ракета-носитель с двигателем, имеющим электрический насосный агрегат.

Сколько весит блок аккумуляторов к данному электрическому насосному агрегату, который Rocket Lab полагает сбрасывать в ходе запуска ракеты?

V_Alex
Алекс_Ю:

Сколько весит блок аккумуляторов к данному электрическому насосному агрегату, который Rocket Lab полагает сбрасывать в ходе запуска ракеты?

Полагаете, что больше, чем ТНА или баллон с вытеснителем??

Wit
V_Alex:

Полагаете, что больше

я думаю что больше, чисто исходя из мощности такого насоса и отдачу мощности за единуцу времени и продолжительность работы электропривода … но он проще, пошли по пути упрощения и надёжности и забили на вес…

dima043
V_Alex:

Полагаете, что больше, чем ТНА или баллон с вытеснителем??

Весит больше чем ТНА но гораздо меньше чем баки высокого давления и система наддува. Считаю данную схему переспективной для химических двигателей орбитального маневрирования например для перехода на орбиту Луны или Марса. С одной стороны достижим довольно высокий удельный импульс т.к. давление в КС можно сделать выше чем с вытеснительной системой. С другой стороны аккумулятор это возобновляемый ресурс который можно зарядить от солнечных батарей. Кроме того мощный аккумулятор может пригодиться и не для двигателя а как резервный источник бортового питания.

Но в данном же случае схема выбрана как более дешевая в разработке и произодстве. Дело в том что спроектировать и протестировать на стенде полноценный ТНА (с горячей частью) для собственного ЖРД для мелкой частной фирмы из Новой Зеландии очень затруднительно. Тем более нужен надежный ТНА. А вот построить и протестировать электронасос с приводом от БК мотора и ЛиПо аккумулятора уже гораздо проще и дешевле. И это себя оправдало. Ракету сделали раньше многих конкурентов.

А аккумуляторы и так сбрасываются. На первой ступени это не нужно т.к. она работает 2.5 минуты. А вот для второй ступени с ее 7-10 минутами метод пригождается. Сброс аккумулятора кстати виден в трансляции.

Алекс_Ю
V_Alex:

или баллон с вытеснителем??

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочется узнать как собираетесь использовать вытеснительную систему на двигателе Rutherford ?

V_Alex

Никак не собираюсь, у меня и фирмы-то своей ракетной нет 😃 Теперь можете отвечать на мой вопрос.

V_Alex

Не получилось разговора, в Перми созрели помидоры… 😃

“Три из 60 спутников компании SpaceX, которые были запущены в космос в мае с целью обеспечения жителей Земли широкополосным доступом в интернет, потеряны. Об этом сообщает Business Insider со ссылкой на заявление SpaceX. Спутники потеряли связь с Землей и перестали функционировать. Причины произошедшего компания не раскрывает. Спутники пассивно сойдут с орбиты в течение ближайшего года. Остальные 57 спутников остаются исправными, однако на свою окончательную орбиту вышли только 45 из них. Еще два спутника будут намеренно спущены на Землю с целью протестировать процесс их утилизации по окончании срока службы.”(С): lenta.ru/news/2019/06/30/lost/

Алекс_Ю
dima043:

Весит больше чем ТНА но гораздо меньше чем баки высокого давления и система наддува.

Вы, вообще, о чем в данном случае пишете?! Какая может быть использована вытеснительная система на двигателях Rutherford с давлением в камере сгорания до 20 МПа?

…позволяет изменять давление в топливной магистрали от 0,2 до 20 МПа (от 2 до 200 кгс/см²)[2][4][5].(С)ru.wikipedia.org/…/Резерфорд_(ракетный_двигатель)

…Давление в топливных баках при вытеснительной подаче должно быть выше, чем в камере сгорания, баки — прочнее (и тяжелее), чем в случае насосной топливной системы. На практике давление в камере сгорания двигателя с вытеснительной подачей топлива ограничивается величинами 10—15 ат…(С)ru.wikipedia.org/…/Жидкостный_ракетный_двигатель

V_Alex

20 МПа - баллон от акваланга, не?

dima043
Алекс_Ю:

Вы, вообще, о чем в данном случае пишете?! Какая может быть использована вытеснительная система на двигателях Rutherford с давлением в камере сгорания до 20 МПа?

А где я писал что собираюсь использовать вытеснительную систему на двигателях Rutherford ?

V_Alex
Алекс_Ю:

20 МПа ≡ 203.943242596 кГс/см²

Это - 200 атмосфер.
"Балло́н (для подводного плавания) — стальной, алюминиевый или композитный (тонкостенная металлическая колба, усиленная углеродным волокном) сосуд цилиндрической или, намного реже, сферической формы, используемый для хранения и транспортировки газа под большим (до 300 атм) давлением."©: ru.wikipedia.org/wiki/Баллон_для_дайвинга

SAN

Объём маленький, давление упадёт ниже требуемых 20МПа на счёт раз.
“Большие” баллоны для сжатых газов также имеют малые объёмы (десятки литров) и большой вес.

Алекс_Ю
dima043:

А где я писал что собираюсь использовать вытеснительную систему на двигателях Rutherford ?

dima043:

Сообщение от V_Alex
Полагаете, что больше, чем ТНА или баллон с вытеснителем??

Весит больше чем ТНА но гораздо меньше чем баки высокого давления и система наддува.

Зачем пишите о том,что не имеет отношения к обсуждаемым ЭНА и конкретному ЖРД Rutherford ?

V_Alex:

"Балло́н (для подводного плавания)

Может сначала посчитаете объемы топливных баков…

dima043
Алекс_Ю:

Зачем пишите о том,что не имеет отношения к обсуждаемым ЭНА и конкретному ЖРД Rutherford ?

Я отвечал с цитированием конкретного вопроса в посте #4602.

Алекс_Ю
dima043:

Я отвечал с цитированием конкретного вопроса в посте #4602.

“Конкретный вопрос” без отрыва от контекста, полностью…касается ЭНА ЖРД Rutherford

V_Alex:

Сообщение от Алекс Ю
Сколько весит блок аккумуляторов к данному электрическому насосному агрегату, который Rocket Lab полагает сбрасывать в ходе запуска ракеты?
Полагаете, что больше, чем ТНА или баллон с вытеснителем??

ЭНА, конечно, получат свое дальнейшее развитие, в частности с теми же литиево-сернистыми аккумуляторами, но обеспечить вес ТНА в пределах 7кг на тысячу лошадей… это придется подождать.

dima043

Кстати по вытеснительной подаче.

10-15 бар это показатели для относительно больших цилиндрических баков ракет. Например первая советская зенитная ракетв В300 имела вытеснительную подачу с примерно таким давлением. В ХАИ в классе конструкции ракет стояла такая ракета в виде разрезного макета. Там бак стальной диаметром примерно 600 мм, длиной 5 метров и стенка миллиметров 5. По моим прикидкам такой бак выдержит более 100 бар и цилиндрическая облочка без днища и переборок весит 355 кг (а вся ракета 3900). Для небольших сферических баков космических аппаратов и побольше допустимо.

Вот кстати про посадочную ступень лунного модуля относительно системы наддува баков интересно написано.

При штатном развитии событий двигатель посадочной ступени лунного модуля должен был включаться несколько раз — для сведения лунного модуля с орбиты, для маневрирования во время спуска и для гашения вертикальной и/или горизонтальной скорости непосредственно перед прилунением. Однако из-за особенностей конструкции топливной системы, имевшей вытеснительную подачу, двигатель мог быть повторно запущен только на протяжении некоторого времени (порядка 50-55 часов) с момента первого запуска. Компоненты самовоспламеняющегося топлива подавались в камеру сгорания в результате нуддува баков гелием. Гелий хранился в сжиженном виде при температуре −452 °F (−268 89 °C), и давлении 80 фунтов на квадратный дюйм (5,44 атм). Перед первым запуском двигателя гелий подогревался и превращался в газ[; после газификации гелия давление в баках продолжало расти. Для предотвращения их разрыва топливная система была снабжена специально рассчитанной предохранительной диафрагмой. По достижении давления в 1800 фунтов на квадратный дюйм (122,5 атм) гелий прорывал диафрагму и улетучивался в космос, что делало дальнейший запуск двигателя посадочной ступени невозможным. При штатном развитии событий к этому моменту посадочная ступень уже должна была находиться на Луне.

Алекс_Ю:

но обеспечить вес ТНА в пределах 7кг на тысячу лошадей… это придется подождать.

У малогабаритных ЖРД эти заветные 7 кг на 1000 сил не достижимы. Насколько я помню один резерфорд имеет 2 ЭНА по одному для горючего и окислителя мощностью по примерно 40 КВт. 7кг на 1000 сил говорите ? Это ТНА тогда должен весить 560 грамм ? Ничего не выйдет.

AsMan

А че там за адская смесь то? Ато мот ТНА и раскручивать нечему.

Алекс_Ю
dima043:

У малогабаритных ЖРД эти заветные 7 кг на 1000 сил не достижимы. Насколько я помню один резерфорд имеет 2 ЭНА по одному для горючего и окислителя мощностью по примерно 40 КВт. 7кг на 1000 сил говорите ? Это ТНА тогда должен весить 560 грамм ? Ничего не выйдет.

Я так понимаю, что перспективы полета в Космос уже полностью перенесены на

dima043:

малогабаритныЕ ЖРД

и полеты

dima043:

на ЛунУ.

тоже перейдут на “малогабаритки”, так ведь из этого

dima043:

Ничего не выйдет.

7 кг на 1000 л.с. - это ТНА РД-170. Надо интересоваться кроме импортных и отечественными разработками. Хотя бы для ликбеза.

dima043:

При штатном развитии событий двигатель посадочной ступени лунного модуля должен был включаться несколько раз — для сведения лунного модуля с орбиты, для маневрирования во время спуска и для гашения вертикальной и/или горизонтальной скорости непосредственно перед прилунением.

Кстати, Вы цитируя, никогда не даете ссылки на первоисточник, в данном случае на ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-13
Люди, потом удивляются

Lёlik:

Дмитрий, в ваших постах постоянно прослеживается глубокая профессиональная аналитика! Как вам это удается?..

Forom

Компания Exos Aerospace провела третий испытательный запуск своей многоразовой суборбитальной ракеты Sarge. Почти сразу после отрыва от стартового стола возникли проблемы с ориентацией и на высоте около полутора километров двигатель был отключен.

Момент старта и аварии на 2:57:30

dima043
Алекс_Ю:

Я так понимаю, что перспективы полета в Космос уже полностью перенесены на и полеты тоже перейдут на “малогабаритки”, так ведь из этого
7 кг на 1000 л.с. - это ТНА РД-170. Надо интересоваться кроме импортных и отечественными разработками. Хотя бы для ликбеза.

Кстати, Вы цитируя, никогда не даете ссылки на первоисточник, в данном случае на ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-13
Люди, потом удивляются

При чем тут перспективы полета в космос и “все перейдут на малогабаритные ЖРД” ? Я нигде такого не говорил. Маленькая ракета подразумевает маленький ЖРД разве не так ?

Рд-170 это мощнейший в мире ЖРД. Там не так сложно получить высокие удельные весовые характеристики. Где Вы нашли что я оспаривал достижимость этих показателей на больших ЖРД ? Я говорил про сравнимые с резерфордом по тяге ЖРД. А то когда Вам надо вы приплетаете Резерфорд а когда надо сразу РД-170.