Космос - вчера и сегодня

dima043
Алекс_Ю:

Из 100 успешных миссий ракет семейства Falcon, SpaceX 63 раза [успешно] сажали 1-ю ступень и 45 раз повторно запускали их вновь (С)

Без сарказма, но может это не многоразовость, а частичная разовость или судя по цифрам - полуразовость?

Это вполне нормальные цифры. Учитывая что первые версии вообще были одноразовые. С 2010 до 2015 посадок не было. Дальше версии блок 3 и 4 могли летать по 2 раза только. И только начиная с версии блок 5 с мая 2018 года с 54 пуска пошла нормальная эксплуатация ступеней как многоразовых. На сегодня 15 выпущенных ступеней (блок 5) уже совершили суммарно 42 полета. Из 15 4шт утрачены при неудачных посадках и 3 запущены в одноразовом варианте (испытание САС корабля дракон, Amos-17, GPS 3-1) плюс 1 утрачена при транспортировке. 2 ступени слетали по 6 раз, 1 - 5раз, 3 - по 4 раза, 2 по 3 раза, 1 - 2 раза остальные по 1 разу. Сохранились в эксплуатации 5 ступеней falcon 9 и 2 ускорителя для хэвика.

Алекс_Ю

И опять молчком…“без шума и пыли”(С)…25 октября 2020 года с космодрома “Плесецк” ракетой-носителем “Союз-2.1Б” был успешно выведен на орбиту новейший навигационный спутник “Глонасс-К1 № 15Л”.

7 days later
9 days later
SAN

МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости. Третьи статические огневые испытания прототипа ракеты SpaceX Starship SN8 закончились неудачей, пишет специализированный портал space.com.
Испытания проводились 12 ноября на космодроме в деревне Бока-Чика (штат Техас). Статические огневые тесты предполагают зажигание двигателей без запуска ракеты. Как отмечает портал, после испытаний у ракеты обнаружили расплавленный материал. В итоге специалисты потеряли контроль над гидравлической системой.
Позже глава SpaceX Илон Маск предположил в Twitter, что могли расплавиться составляющие одного из двигателей Raptor.

dima043

Точнее все наоборот. Сначала (но после запуска двигателей иначе их тест бы отменили) потеряли контроль над ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ системой. Это той в которой давлением гелия управляются клапана криогенных компонентов а также осуществляется наддув некоторых частей двигателей например подшипников ТНА и уплотнений. Затем по крайней мере один двигатель вышел из строя возможно как раз по причине неисправности системы управления и наддува либо же неисправность двигателя спровоцировала неисправность гелиевой системы. А дальше без пневмосистемы не смогли открыть клапан кислородного бака и повышение давления там спровоцировало срабатывание предохранительно клапана. Но повезло что разрушения бака и взрыва не было.

ZigZag_ZZ

Никого не напрягло, что ГРЯЗЬ с под крышки удаляли, т.к. не закрывалось?
Я торчу, от культуры производства!
Теперь понятно почему в сапогах…
Об край почистили и в корапь, всё как положено…

Как бы они не занесли подарочек на станцию… сопливый…

dima043
ZigZag_ZZ:

Никого не напрягло, что ГРЯЗЬ с под крышки удаляли, т.к. не закрывалось?
Я торчу, от культуры производства!
Теперь понятно почему в сапогах…
Об край почистили и в корапь, всё как положено…
Как бы они не занесли подарочек на станцию… сопливый…

NASA расследует этот случай.
Можно подумать что это был первый и вопиющий случай. Бывали такие случаи и у нас и на Шаттлах. На Шаттлах видел в трансляции повторные открытия люков по той же причине. У нас читал в воспоминаниях космонавтов можно поискать. При чем тут культура производства ? Корабль тест на герметичность прошел иначе его бы даже не вывезли на старт. На старте стоял на ракете несколько дней и еще тест двигателей ракеты проводили. Стартовая башня и корридор к люку нифига не герметичны. Корридор при тесте кстати отводили. Возможно когда люк открыли грязь попала на уплотнение.

ZigZag_ZZ

Коллега, я конечЬно дико извиняюсь, но нах. зачем они там в БЕЛЫХ одеждах, и всё кругом так чисто, а ИМЕННО на уплотнители …
Значит какая-то скотина наступила грязным сапогом…
Значит не производства, а эксплуатации…

Алекс_Ю
dima043:

… вопиющий случай. У нас читал в воспоминаниях космонавтов можно поискать.

Пока вы ищете, я еще раз повторю.

Алекс_Ю:

как открывается люк на СА Союза и Dragonа и в чем разница…тут на 1:41-1:58 для восприятия.

У нас даже при открытии протирают…

Лучше найдите наиболее подробную картинку, как с видом на поверхность уплотнения в корпусе, так и с видом прилегающей стороны со стороны люка Crew Dragon. Можно будет заценить ситуацию.

Вообще - при открытии люка Crew Dragon проблемы, при закрытии тоже.
Может не надо оправдывать столь явные недостатки?

dima043
Виктор:

Какой то пока ненадежный носитель. Из 17 пусков уже две аварии. В позапрошлом пуске в июне 2019 была авария когда разрушилась вторая ступень. Целый год дорабатывали. Но самое плохое не сама по себе авария а то что определить причину отказа твердотопливного двигателя на верхней ступени будет чрезвычайно сложно. Обломки не найти, съемок с земли (как на Челленджере) на такой высоте уже тоже нет, а телеметрия скорее всего ничего полезного не покажет.

Однако уже появилась информация что проблема произошла на участке работы жидкостной четвертой ступени. Которая делается сторонними подрядчиками, включая украинскую компанию Южное (двигатель) и Airbas (все остальное). В чем там проблема думаю пока никто не знает. Но обещают сегодня брифинг с первыми результатами.

pv11
ZigZag_ZZ:

Коллега, я конечЬно дико извиняюсь, но нах. зачем они там в БЕЛЫХ одеждах, и всё кругом так чисто, а ИМЕННО на уплотнители … Значит какая-то скотина наступила грязным сапогом… Значит не производства, а эксплуатации…

Само-собой набрали “по обьявлению”, а они ходют даж через порожки не переступают!!!
Им бы нашу техничку из школы бабу Маню, она бы им быстро “решку навела”, подзатыльников отп…чив…😂

dima043

Вроде же все штатно открылось в этот раз. Трансляция шла непрерывно. Переоделись и вышли.

dima043

На форуме ars_tecnica появилась интересная версия причины аварии при запуске РН Вега. Перевод кривой но понятно о чем речь.
arstechnica.com/…/upper-stage-issue-causes-arianes…

“Однако сразу после возгорания» разгонного блока, по его словам, машина начала выходить из-под контроля. «Эта потеря контроля была постоянной, вызывая значительное кувырок, а затем траектория начала быстро отклоняться от номинальной, что привело к потере миссии». Анализ телеметрии миссии, наряду с данными о производстве машины, привел их к выводу, что кабели к двум исполнительным механизмам управления вектором тяги были перевернуты. Команды, предназначенные для одного исполнительного механизма, пошли вместо другого, что привело к потере управления.”

Алекс_Ю
dima043:

Вроде же все штатно открылось в этот раз. Трансляция шла непрерывно. Переоделись и вышли.

Прокомментируйте видео #6383 rcopen.com/forum/f6/topic322589/6436 по открытию переходных люков с Crew Dragon и Союза МС-16 на МКС.

Есть отличия?

dima043
Алекс_Ю:

Прокомментируйте видео #6383 rcopen.com/forum/f6/topic322589/6436 по открытию переходных люков с Crew Dragon и Союза МС-16 на МКС.

Есть отличия?

Бегло посмотрел. Есть. В пользу Союза. Но не принципиально. Видео со стыковки Союза уже смонтировано укорочено и вырезано все лишнее а с дракона еще полное было это запись прямой трансляции потому и сильно дольше. Однако вскоре и его смонтируют обрежут сцены без движения и выложат по той же ссылке. Надо бы найти хронометраж во сколько произошла сама стыковка а во сколько открытие люка и переход на станцию.