Трентон террор 1200мм

Vert

Доброго времени, Уважаемые коллеги!
В связи с наступающим весенне-летним периодом решил пополнить свой авиапарк ещё одним самолётиком. Работа позволяет немного отвлечься на описание процесса постройки, поэтому подумал, что может быть кому-то это будет интересно. На форуме очень много умелых и опытных мастеров, кто знает все эти азы, но нет-нет да и заглянет новичок, который что-то почерпнёт из моего повествования. Если модератор решит, что тема должна быть размещена в другом разделе, то я не возражаю против её перемещения, а то и совсем удаления.
В общем, продолжу: почесав затылок и поскребя по сусекам, обнаружил, что запасы бальзы практически иссякли и строить-то практически не из чего. С пенопластом у меня как-то не ладится, да и душа не лежит к его применению в летающих моделях (но обещаю исправиться и сделать приличный пенолёт). Руки чешутся, мысли не дают покоя и, продолжая перебирать запасы, я обнаружил в своих нычках мелкий движок ТТ18, который я, по случаю, купил на нашей барахолке и…благополучно забыл о его существовании.

Со слов прежнего владельца, это чудо прилично таскало ЛК, весом около 1 кг. Прикрутил импровизированный стенд с движком к подоконнику, запустил мотор со второго рывка и, через минуту (дабы не нервировать соседей), убедившись в устойчивой работе на МГ после отключения накала заглушил его. Задумавшись, что можно сделать из «г… и палок», уложившись в указанный вес, полез в паутину. Летаю я в своё удовольствие в компании близких мне людей, причём некоторым из них я изредка «даю порулить» аппаратом, поэтому пилотажки-фаны-копии и другие замечательные типы и классы моделей были отвергнуты сразу. Цессны-пайперы и иже с ними, вроде бы как самое подходящее под мои цели, но это как-то уже приелось, хотелось чего-то иного. На одном дружественном сайте на глаза попался чертёж план винтажного самолёта, под названием Трентон-террор. По сути, та же Цессна, но с претензией на эксклюзивность.

Полистав странички интернета, с удивлением обнаружил, что там за океаном, эти модели (Old Timer RC Model) пользуются большой популярностью…в основном, конечно, у старперов типа меня и старше. Но хорошая «летучесть» таких моделей, при небольшой мощности двигателя и привлекательный внешний вид вкупе с ажурной конструкцией и классической технологией постройки, возымели влияние на мой выбор и прикидочный чертёж в размахе около 1100 был распечатан:

Прикидываем как станет двигатель/сервы/бак:

Узковато однако, но не беда-в размахе 1200, все имеющиеся у меня комплектующие умещаются в располагаемый объём фюзеляжа:

Можно строить! Загвоздка одна-отсутствие бальзы и дефицит бюджета, не позволяющий эту загвоздку ликвидировать. Но, мы не привыкли отступать (с), а посему решил: начну строить из сосновых реек, предполагаемый вес которых в выбранном сечении обнадёживает в плане попадания в заданный предел полётного веса самолёта. Забегая вперёд, покажу что выходит в реальности:


Ну а уж если не получится, то как в том анекдоте «…не догоню, так хоть согреюсь».
Первый поход в местный строймаркет преподнёс довольно-таки приятный сюрприз: там имеются приличные сосновые заготовки под рейки в широком ассортименте и можно, покопавшись в залежах, отобрать дощечки с мелким прямослоем, напиленные в сечении 6*12/30/60мм длиной около 1,5 метра из клееного бруса, причём удалось отобрать экземпляры с цельными участками 1м и более. Заранее скажу, что клееный брус в местах склейки имеет прочность (как оказалось), не уступающую цельному участку древесины. Ну что, начинаем пилить, благо есть на чём:

Далее, как писал выше-классика. Подгоняемый приятными воспоминаниями того, что это мной когда-то делалось 12-летним пацаном, при постройке резиномоторки В-1 с наборным фюзеляжем, собираю первую боковину:

Современные булавки, скажу я вам, это полный отстой. Они не ломаются, а гнутся чуть ли не на 180 градусов, в общем сделаны из «гвоздилина». Воткнуть их в чертёжную доску удаётся только при помощи пассатижей, зажав в 8-10мм от кончика. Поскольку прозрачный лавсан, которым буду обтягивать фюзеляж, должен будет не скрывать дефекты сборки, а подчеркивать «винтажность» самолёта, пытаюсь с особой тщательностью подогнать стыки реек:

Сначала подгоняем вертикальный набор, затем диагональные распорки. Когда весь набор закреплён на отведённых им местах, укладываем тяжёлую железяку и оставляем сохнуть:

Первая боковина готова. При изготовления второй, для полного совпадения элементов, собирать её будем прямо поверх первой, разделив их пищевой плёнкой:

Пока сохнет вторая боковина собираем стабилизатор из тех же сосновых реек с вставкой остатков бальзы. На киль бальзы хватило в полном объёме:

Перспектива перетяжеления модели не даёт спокойно жить, поэтому веду постоянный контроль веса того, что уже выклеено. Но не всё так плохо, вес двух боковин и киля всего-то ничего:

Но знаю, знаю ведь, что вес нарастает буквально «из ничего», поэтому расслабляться и успокаиваться рано, посмотрим как будет дальше.
Фотографирование этапов очень отвлекает от процесса и сильно его затягивает, поэтому дальше будут лишь некоторые промежуточные этапы сборки.

Собираем всё то, что мы склеили в единое целое и видим, что кучка реечек-косыночек потихоньку обретает очертания самолёта. Перед вклейкой петель, обтянул рулевые поверхности плёнкой. Модельный утюжок совершенно адекватно заменяет походный мини-утюг и паяльник с алюминиевой насадкой. Проложил и закрепил боудены, собранные из стержней авторучек. Тяги будут из сварочной проволоки, диаметром 0,8мм. Переход гаргрота из прямоугольного сечения в треугольник решил зашить 1,5мм бальзой. Размочил пластинки в горячей воде и прямо сырыми приклеил их к шпангоутам цианокрином. Оставил сохнуть до утра, подшкурил немного, вроде как нормально вышло.

Пару вечеров потратил на изготовление шасси. Колёса в выбранном масштабе имеют диаметр 75 мм. У меня таких не было. Выходом стало изготовление колёс из этилвинилацетата, коврика под коленки садовода, купленного в магазине за 50 рублей. «Диски» выточил на тв-16 из алюминиевого кругляка, добытого из валика старого матричного принтера «Роботрон», помните такой? Они, хоть и имеют контакта (склейки) 1,3 см от оси до края, но чувствую, что маловаты по диаметру, боюсь сорвёт «покрышку» при посадке со скольжением, но в силу сохранения «копийности» и винтажности, попробую полетать на таких, если уж…тогда заменю.

В общем за две недели вечерних работ, на сегодняшнее утро имеем следующее:



Вес в таком виде

В общем то, что видно на фото весит 430 грамм.

Много! Запаса осталось всего «полкило», но попробую уложиться. На нервюры/стенки лонжерона/заднюю кромку бальзы хватит. Лонжероны будут из тех же сосновых реек 4*4, передняя кромка-составная.
Пока всё. Дальше начинается «дачный сезон», работать с моделью можно будет только в будни по вечерам, поэтому процесс замедлится. Но основными моментами всё равно буду регулярно делиться. Конструктивная критика, советы, предложения и замечания приветствуются.

Wladimir_Th
Vert:

Конструктивная критика

А что тут критиковать? Хорошая работа, забавный самолет. Как я понял, управление будет по РН, РВ и газ. Думаю в финале будет самолет для релакса и души. Удачи!

kubishin2011

Думаю что может получиться задняя центровка.

Vert
kubishin2011:

Думаю что может получиться задняя центровка.

Буржуины пишут, что после сборки приходится максимально облегчать нос. Но у них хвосты бальзовые, а у меня …Поэтому опасения на этот счёт имеют место быть. На этом этапе готовности, я умещаюсь в 30% хорды. Крыло вряд ли что-то изменит, а вес серв и приемыша, думаю компенсировать размещением аккумулятора.

Vert
Губанов_Игорь:

Нужно уместиться в 22-24

Да, согласен с Вами, в большинстве случаев на тренер рекомендуется именно этот диапазон. Цифру 30% я озвучил потому, что нарыл-таки, практически исходный чертёж этой модели.

Но не суть, есть надежда что впишемся в рекомендуемые рамки.

Vert

Дела медленно, но продвигаются. Вчера вечером попал в гараж, наточил алюминиевых “грибков”. Они будут вклеены в мотораму, т.к. доступ к нижней её части будет закрыт зашивкой носа.

Vert

В сутках не хватает часов 4-5, это как минимум…
Вклеил грибки, примерил сервы, зашил нос:



ЗЫ: "допёр как вставлять фото без ссылки на хостинг:)

Vert

Вчера удалась избежать поездки на дачу, поэтому смог немного продвинуться к цели. Начал делать крылышко. Последний лист 3мм бальзы ушёл на нервюры

Делал я их так:
на обрезок 2мм фанеры наклеил распечатанную нервюру и вырезал шаблон

наметив расположение отверстий для сборки заготовок нервюр в пакет, собираем простейший стапелёк для точного совпадения местоположения этих самых отверстий на пластинах-заготовках.
Сначала одного:



Затем другого:


Дальше, фиксируя штифтами шаблон и заготовку, вырезаем нервюры, скрепляем в пакет (хотя при аккуратной резке этого можно и не делать) и доводим до “кондиции”. Вырезаем места для лонжеронов и получаем вот такую жар-птицу:
Не забываем пронумеровать нервюры в пакете, чтобы получить крыло “постоянной кривизны”.
Пока моя любимая не намылила мне шею за бальзовую пыль в доме (надо будет сделать короб-пылеуловитель с пылесосом), быстренько прибираюсь и пытаюсь сделать заготовку для задней кромки: 4мм бальзы не нашлось, попробую склеить 2*2мм. Режем-мажем и под пресс, хотя не уверен что выйдет что-то путное:


Оставил сушиться до сегодняшнего вечера. Клей ПВА плохо обрабатывается наждачной бумагой, но расчитываю этого избежать, т.к. толщина задней кромки на ёё кончике будет 2мм, т.е. для придания заданной формы нужно будет сошкурить на клин, только верхнюю полосу как раз до клеевого шва. В общем попробую, о результате доложу.

EXPERIMENTATOR1970

Здорово получается! Профиль интересный, на утолщенный планерный похож.

Vert
EXPERIMENTATOR1970:

Здорово получается! Профиль интересный, на утолщенный планерный похож.

Спасибо за внимание к теме!
Профиль, как мне видится, скорее ближе к таймеркам. По клееной задней кромке-малость “повело” в сторону той пластины, на которую наносил клей. Заневолил склейку булавками на плоскости, смочил спиртом, погрел феном и оставил до утра.

Vert
Валерий_Владимирович:

Профиль крыла типа N60 или RAF-38. Популярные в те годы…

Спасибо! При поиске и изучении чертежей для постройки, увидел что, в найденных источниках профили разнятся, но поленился найти тип хотя бы одного из них, чтобы вычертить его шаблон по координатам. Поэтому тупо распечатал то, что было и вырезал по нему нервюры.
Уважаемый А.М.Шахат, не одобрил бы такого подхода. В лаборатории, которой он руководил, все моделисты с первых же моделей после схематички, шаблоны профиля вычерчивали с помощью штангенрейсмуса.

Vert

С Праздником!
Вот что на сегодняшний день успел сделать
[/URL]

nazinss

Крыло без элеронов это нормально для ретро моделей, посмотрите на мой ЛезиБии, тоже без элеронов.
Думаю причина в годах разработки и в возможностях электронной начинки.
Это сейчас мы можем купить за 300-600 руб микро серво размером 9х14мм и поставить хоть на киль, поскольку ничего не весит.
В те года модели были в первую свободнолетающими, с возможностью корректировать направление полета с помощью ГО (горизонтального оперения).
И серво, размером с два спичечных коробка (и соответствующим весом), установить можно было только в самое толстое место фюзеляжа (под крылом).

Алексей, с интересом слежу за твоими стройками.
То лайнер забабахал, потом в ретро потянуло.
А как дела со Сбачем 342 ?!
Столько времени прошло, ни слуху ни духу.
Что не так? Я могу помочь?

nazinss

Сергей, простите если вдруг неправильно выразился, спорить и не собирался, тоже уточнил.
Мне и самому нравятся ретро модели, как знаете строил недавно.
И просто решил блеснуть чем есть 😃

EXPERIMENTATOR1970

Все нормально, Сергей! Вам не за что извиняться! Да, Ретромодели, это не стареющая классика.

Vert
EXPERIMENTATOR1970:

Крыло, значит без элеронов будет?

Да элеронов не будет, в строгом соответствии с “прототипом”.

nazinss:

Столько времени прошло, ни слуху ни духу.
Что не так? Я могу помочь?

Сергей, всё “так” и спасибо за протянутую руку помощи!
У меня всё в норме: строю, летаю, бьюсь-чинюсь, снова летаю-бьюсь-чинюсь. Прошу прощения, что не делюсь видео/фото, но это всё потому, что блогер из меня никудышный. Да и, как сказал Плющ-наш земляк, коллега и единомышленник, в видео на нашем низкопрофессиональном уровне, интересны только взлёт и посадка, а остальное-просто “мечущиеся пиксели”…
Вот и эту постройку хотел осветить в полном объёме, но не могу оторваться от процесса постройки.
Как говорит наш юный вундеркинд Савва:
Продолжение следует…

Vert

Обещанное продолжение:

В центровку попал почти идеально, ориентировочно около 25%

В такой степени готовности “нагулял” 600 грамм общего веса.

EXPERIMENTATOR1970

Здорово! Я уж заждался! Крепление крыла смотрю, тоже по старинке?

Vert
EXPERIMENTATOR1970:

Я уж заждался

Не получается быстрее-дача тоже требует человеко-часов…
Да, Сергей, вот стишок сложил: крыло на резинке-всё “по-старинке”.
И летать планирую тоже по-старинке, вальяжно, блинчиком, с минимально допустимой скоростью и на минимальной тяге.

9 days later
Максим_35

До чего же мне в данном случае приятно посмотреть на модели старого типа из реек, а не на современный лазерный пазл из фанеры. Пожалуй, возьмусь за нечто подобное вроде Quacker под имеющийся GP-28.