250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.
Два года назад я уже проводил некоторые исследования на тему «модели в масштабе 1:12 весом 250 грамм»: rcopen.com/forum/f84/topic441714
И сделал для себя соответствующие выводы.
Основной такой: подавляющее большинство прототипов истребителей Второй Мировой в 12 масштабе крайне трудно вписать в 250 грамм.
Речь, естественно, идёт не о том, «шоб просто летало», а о том, чтобы была возможность создавать летающие модели-полукопии, обладающие определённым набором характеристик:
- Модель должна быть похожа на прототип, и не только «в воздухе», но и на земле (то есть, никакой контурности, никаких ужиманий фюза до «селёдочного» состояния).
- Модель должна быть покрашена и должна иметь соответствующие опознавательные знаки и номера (а это – прибавка в весе грамм 15…20, а то и поболее).
- Модель должна иметь соответствующие лётные характеристики (тяговооружённость, маневренность и управляемость), позволяющие вести на ней воздушный бой.
- Технология производства модели должна быть простой, и доступной для изготовления начинающими авиамоделистами (детишки в авиамодельных кружках). Плюс к этому, материалы для изготовления модели должны быть легкодоступны и стоить копейки. Тоже самое относится и к начинке: она должна быть легкодоступна и никаких супертехнологий.
- Модель должна быть крашеустойчивой.
Тогда же, пару лет назад, определились некоторые цифры. К примеру, вес пустого планера должен укладываться в 100 грамм, 105 – максимум. В ином случае нам придётся урезать по весу начинку, т.е ставить заведомо более слабые мотор и батарейку, снижая тем самым скорость и тяговооружённость модели.
И вот, пораскинув мозгами, я пришёл к следующему выводу: необходимо переходить на более мелкий масштаб. К примеру, 1:15.
В этом случае вес пустого планера без проблем укладывается в 80…100 грамм. Гарантированно.
Пообщавшись с коллегами, услышал много разных мнений, некоторые находились в крайне полярных точках. От: «будет слишком мелко и слишком быстро», и до: «не парься, делай, всё будет зае….сь!»
Короче, как ни крути, а самый верный способ познать истину – это взять и попробовать. Самому. Проверить в деле, так сказать… Что я и сделал.
Сразу определились основные прототипы, из тех, что поменьше размерами.
Из наших это: МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5(7), Як-1(7,9).
Немцы: Ме-109, ФВ-190. Тут всё понятно.
Выбрал для начала ЛаГГ-3 и ФВ-190.
Вопрос по материалам не стоял: всё точно так же, как и раньше, в масштабе 1:12. Фюзеляж – «лёгкие» бутылки.
К примеру, вот такие, в них продаётся самый копеечный лимонад:
(не реклама 😃)
Исключительно лёгкие, аж хрустящие бутылочки, в самый раз для лёгкого фюзеляжа.
Хвост – потолочка. Крыло – шариковый пенопласт небольшой плотности. Обшивка крыла и оперения: скотч. Именно этот бутылочно-пенолётный набор и является главным залогом крашеустойчивости (см. пункт №5)
Начинка – в принципе, всё уже и так отработано: rcopen.com/forum/f84/topic441714 Осталось только перенести на новую основу.
Единственный вопрос, над которым пришлось морщить лоб, это профиль крыла. В конце-концов пришёл к следующему: никаких ламинизированных скоростных профилей, делаем «классический» плоско-выпуклый кларк, но потолще чем обычно, а именно: 15%.
Что это даст? Скорость нам особо не нужна, а вот повышенная несущая способность ой, как пригодится, учитывая, что нагрузка на крыло у моделей получается не маленькая, около 30 грамм на дециметр.
Вырезал крылышки, взвесил заготовки. Получилось: для ЛаГГа комплект консолей из пенопласта с плотностью 20г/л потянул на 25 грамм, из пенопласта плотностью 14,5г/л – 18 грамм. Для Фоккера: из 14,5г/л – 18 грамм, из 9г/л – 10 грамм:
Слишком тяжёлые (из 20г/л) и самые лёгкие-рыхлые (из 9г/л) отбросил, в дело пошли консоли из пенопласта плотностью 14,5г/л. Склеенные и зашкурёные получились по 17 грамм:
Сразу сделал из кусочков бутылки накладки на законцовки, подкладки под резинки (крепить крыло) и зацепы для воздушного боя. Получилось 3 грамма (это два комплекта, на ЛаГГ и ФВ):
Кабанчики из 0,5мм стеклотекстолита и зажимы крепления тяг:
По весу получилось: крыло ЛаГГа – 33 грамма, Фоккера – 35 грамм.
Тянем скорлупки.
Носовые и хвостовые:
Готовые, заклеенные по шву скорлупки:
Режем по шаблонам хвосты из потолочки:
Взвешиваем пустые планеры. ЛаГГ-3 – 92 грамма, ФВ-190 – 97 грамм:
Но это вместе с сервами на элероны (к этому моменту я их уже вклеил в оба крыла). Но перед этим я их (сервы) взвесил. Та, что на ЛаГГе – 10г, на Фоккере – 11 грамм (ну, не было у меня легче!). Отсюда выходит: пустой планер ЛаГГ-3 получился 82 грамма, а ФВ-190 – 86 грамм.
Т.к. это эксперимент, то решил пока их даже не красить:
По итогу полётный вес получился следующим: ФВ-190 – 215 грамм, А ЛаГГ-3 – 190 грамм. Разница в весе получилась из-за трёх факторов:
- Мотор у Фоккера более тяжёлый – 35 грамм (а у ЛаГГа – 21 грамм).
- Планер ФВ-190 чуть-чуть тяжелее.
- Винт на ЛаГГе легче и нет отдельного пропсейва ( он прямо на моторе)
В остальном они идентичны – одинаковые по весу регули (на 10А), одинаковые сервы на Р.В. (по 6г.), одинаковые батарейки (11,1В, 0,5А/ч, вес - 47г.)
По конструкции моделей особых подробностей не пишу - пост и так получился очень длинным. В дальнейшем, когда буду делать МиГ-3 и Ме-109, буду подробно писать что, где и как. У моделей будет много общего, но и будут некоторые различия. Это видно и на Фоккере с ЛаГГом - у них по разному, к примеру, расположены батарейные отсеки, по разному стоят сервы на Р.В., разные моторы и разные моторамы.
Вот коротенькое видео про ФВ-190:
Про ЛаГГ снять не удалось – села батарея в камере. В ближайшее время сниму и выложу.
Какие выводы я для себя сделал?
- Моделька а таком масштабе летабельна, и по своим лётным данным очень близка к моделям масштаба 1:12 (для ИВБ и СОЮЗа)
- Выбранный масштаб позволяет легко и без проблем укладывать в означенный полётный вес (250 грамм) большинство прототипов истребителей Второй Мировой. За исключением таких размашистых птеродактилей, как Зеро, Харрикейн, Хэллкет, Темпест и т.п. С этими придётся повозиться…
- Работу в данном направлении надо продолжать, что уже выразилось в закладке ещё двух болванок: для МиГ-3 и Ме-109.
В ближайшее время буду делать МиГа и Мессера, а потом всех четверых ( в том числе и ЛаГГа с Фоккером) – в малярку, КРАСИТЬ.
Всегда с интересом слежу за Вашими публикациями. И этот масштаб мне нравится и хотел бы попробовать себя в создании одной из подобных моделей, но в гибридных технологиях. Это 3D print + классические материалы. Сейчас в разработке Як-1. Прототипом стал свой же проект 1:8 и 1:12 (лазер, фанера/бальса). Вот первый пробный сегмент в технике 3D печати - капот. rcopen.com/files/000000000000000000000000 Вес необработанной детали - 20 г. То есть, фюзеляж с хвостовым оперением возможно будет довести до веса 80-100 г. Крыло-30-40 г. Ну и ориентироваться на 250 г лётного веса. По-любому, Спасибо Вам, Денис, за подробную информацию о ходе проекта, особенно в части габаритно-весовых характеристик моделей. Буду постоянным посетителем этой темы 😃
Тема интересная.Модельки получились красивые. Видео посмотрел-бешенная муха, адекватно управляется. Бутылочников пока в ангаре ни одного,но в перспективе будут.
Замечательная самолётка! После приснопамятного закона наших мудрейших тоже подумывал о таких бойцовках, но в масштабе 1:16. Он мне кажется более “стандартным”, что ли. 1:8; 12; 16; 24; 32 и т.д.
После приснопамятного закона наших муд…
Плюнуть и растоптать:
- Чтобы не жечь попусту свои нервы;
- Учитывая, что больше или меньше 250 грамм (внимание!) абсолютно не дает никаких прав и-или гарантий для нас, моделистов. На кой леший тогда технику насилить, пытаясь впихнуть невпихуемое?
Самолеты и вправду красивые, за работу руками всегда плюс! 😃
Денис!
А крыло имеет лонжерон? Или жёсткость только обтяжкой обусловлена?
Целых два, снизу и сверху. Хворостинка из азиатской циновки, вклеена на титан. На снимке, где два крыла стоят вертикально, ещё до обтяжки скотчем, видны канавки под лонжероны. Да и на тех снимках, где крылья уже обтянуты (вертикальные снимки), эти хворостины видно под скотчем.
Воодушевившись успехами ЛаГГа и Фокке-Вульфа, не откладывая в долгий ящик, взялся за следующую пару: МиГ-3 и Ме-109.
Начал, естественно, с изготовления болванок.
Кому интересно, вот основные этапы их изготовления:
Теперь у меня есть болванки аж на целых четыре истребителя:
На фото хорошо видно, насколько толстый профиль используется (в любом случае толще, чем обычно я использую на полукопиях-бойцовках 12-го масштаба).
Использование такого толстого профиля порождает одну проблему (применительно к бутылочной технологии): сложность утяжки в этом месте бутылки. Слишком велик перепад от фонаря до места максимального «горба» профиля.
Что ж, «ставки сделаны», начинаем утяжку… И здесь меня ждала первая неудача.
Морда и хвост Мессера и хвост МиГа:
Вот она, «злая бяка», крупным планом:
Хорошо видно, что оба хвостовика прогорели (от чрезмерного нагрева). А грел я их сильно потому, что бутылки никак не хотели утягиваться – слишком тонкий хвостовик болванки!
Не вешать нос, гардемарины!
В отношении Мессера применяю иезуитскую хитрость: отпиливаю хвостовик и распускаю его вдоль. Затем вклеиваю дополнительный клин:
Теперь уже можно брать любую небольшую бутылочку (0,5…0,6л.) и спокойно тянуть:
Правда, появляется дополнительная операция: вырезка лишнего сегмента скорлупки и склейка двух продольных половинок между собой. Вот результат:
Откладываем хвостовичок Мессера, и плотно берёмся за Мига. Тянем ему нос и снова хвост. Уже в виде отдельного маленького хвостовичка, попутно тянем среднюю часть Мессера:
С хвостовиком МиГа опять неудача! Хоть и не такой страхолюдный, но прогар всё-таки есть!
Берём совсем маленькую бутылочку, 0,25л, с очень узким горлышком и…. третья попытка:
Получилось!
Вот в сравнении три хвостовичка (первый и второй неудачные):
А как же средняя часть МиГовского фюза? А очень просто – от первой, неудачной натяжки просто отрезал сгоревший хвостовичок и… вуаля!
Скорлупки для склейки фюзов МиГ-3 и Ме-109 (ещё до склейки швов, полоски для их заклейки лежат рядом):
Хотел бы сказать пару слов про используемые бутылки.
Для лёгких, 250-граммовых моделек оптимальнее всего использовать «лёгкие» же бутылки. Где их взять? Да очень просто! Они есть почти везде! Я, конечно, не могу ручаться за все магазины, но несколько дней назад сделал «контрольный забег» по имеющимся у меня в Петергофе сетевым магазинам и почти во всех обнаружил то, что мне надо. Объектом охоты были:
- «Лёгкие» 1,5-литровки
- 0,5…0,6 литровки с узким горлышком (желательно «лёгкие»)
Вот фото того, что удалось нарыть:
«Просто лимонад» - бесспорный лидер по минимуму веса (26 грамм) – в «Перекрёстке»
«лимонад 365 дней» и вода «365 дней» - в «Ленте»
Есть также подобные лёгкие бутылки и в «Магните» (к примеру, «ситро»).
По маленьким бутылочкам:
«365 дней» - в «Ленте»
«Псыж» и «Сосьете минерале» - в «Пятёрочке». Там же видел и узкогорлую около 0,5л. «Акванику»
Среди маленьких бутылочек лидером по минимальной массе оказалась «сосьёте:) минерале» - 19 грамм. Остальные – потяжелее.
«Псыж» тут же использовал для изготовления шаблона на прорезку щелей под хвостовое оперение. Ничего, получилось натянуть с первого раза:
И, как приятный бонус – копеечная цена всей этой «лёгко-бутылочной коллекции»: всё это пойло, которым наполняют эти «лёгкие» бутылки, относится к низшей ценовой категории, и стоит обычно 9…11 рублей за бутылку воды и 15…16 рублей за бутылку лимонада.
Готовые, склеенные фюзы на весах:
Для МиГа весит 32 грамма, для Мессера - 35 грамм. Оно и понятно - у 109-го фюз чуть подлиннее.
Для сравнения: У Фоккера было - 36 грамм, у Лагга - 34 грамма.
Да большой-то разницы и быть не может: длина фюзеляжей у всех почти одинаковая, бутылки - одинаковые. Отсюда и тождественность результатов.
продолжение следует…
Продолжаем…
Крылышки решил резать из того же куска пенопласта, из которого резал крылья для ЛаГГа и Фоккера. Тогда они получились по 18 грамм (две вырезанные консоли). У МиГа и Мессера цифры получились того же порядка: у МиГа – 21 грамм, у Мессера – 15 грамм. Оно и понятно: у Мига размах поболее, чем у ЛаГГа (при той же корневой хорде), а у Мессера крыло такое же по размаху, как у ЛаГГа, но поуже в корне:
На втором фото они же, но с вклеенными лонжеронами. Вес, соответственно, 24г. – у МиГ-3, и 19г. – у Ме-109. На каждом крыле два лонжерона – один снизу и один сверху.
Обтяжка.
Вот тут я решил немного изъеб……я, в смысле использования цветного скотча.
Вообще, я считаю, что полукопия, у которой окраска формируется за счёт применения соответствующего цветного скотча – всё-таки не полукопия, а ¼ копия.
Правильная окраска – такой же элемент копийности, как и соблюдения соответствующего масштаба, и (по возможности) точное воспроизведение некоторых, характерных для этого самолёта, «фамильных» черт (форма фонаря, капота, хвостового оперения, законцовок крыла и т.п.).
Цветной же скотч, используемый в качестве имитации окраски модели, имеет два недостатка:
- Цвета имеющегося в продаже цветного скотча в большинстве случаев совершенно не соответствуют цветам и оттенкам реальной окраски боевых самолётов.
- В местах перехлёста образуется характерная полосатость (особенно это заметно на тёмных цветах).
И, тем не менее, я решился «окрасить» консоли МиГа именно скотчем. Красным. Тем более, что цвет соответствует искомому практически на 100%, да и перехлёсты на красном скотче не так сильно выделяются.
Осталось технически решить задачу обтяжки центроплана белым цветом, а консолей – красным. До сих пор я подобной задачи не решал…
На самом деле всё оказалось не так уж и трудно:
Основная проблема была в оформлении ровной границы между цветами.
Вроде всё просто: сначала обтягиваем белым скотчем центроплан, а потом красным – консоли. Затем подрезаем красный скотч. Но как? Прямо по пенопласту и по белому скотчу – нельзя (это же не линолеум на полу подрезать), должен быть перехлёст.
Решил проблему просто: подложил под красный скотч пару плоских кусков от бутылки. По ним же и вжикнул лезвием, после этого вынул их и… вуаля:
С обтяжкой крыла Мессера всё проще:
Делаем хвостовое оперение из 4мм потолочки. Ламинируем её белым скотчем:
Две плоские хворостинки из азиатской циновки пойдут на лонжероны для стабилизаторов. Общий вес двух штук – 2 грамма:
Вклеиваем лонжероны в стабилизаторы на «титан» (он же «эко-насет»):
Из плоских кусочков бутылки делаем накладочки на крыло.
На каждое крыло идут: накладочки под резинки крепления крыла – 4шт, отрубные устройства (зацепы) «Питерского» типа для отруба ленты противника в бою – 2шт, накладки на законцовки – 2шт (они тоже имеют характерные два «зуба» для зацепа ленты противника).
Вес двух комплектов – 5 грамм:
Четыре крыла в сравнении:
ЛаГГ-3, ФВ-190, МиГ-3 и Ме-109
Что получается на данный момент по массе конструкций?
На весах хвостовое оперение:
Для Мессера – 5 грамм, для МиГа – 8 грамм.
Теперь обтянутые крылья:
40 и 34 грамма.
Целиком (крыло+фюз+хвост):
МиГ – 81 грамм, Мессер – 76 грамм.
Осталось самое интересное - покраска. Причём красить буду сразу всех четверых.
Браво, Денис! Так складно все у тебя получается, что аж захотелось что-нибудь из своего репертуара сделать по такой технологии.
копеечная цена всей этой «лёгко-бутылочной коллекции»: всё это пойло, которым наполняют эти «лёгкие» бутылки
Только ради моделей самолетов их можно брать.
За какие-то полгода употребления содержимого этих бутылок, я заработал хронический фарингит.
Неужели весь лимонад сам выпиваешь?
Не знаю, к месту ли совет. Уже давно использую полиуретановый лак на воде для пропитки нейлона для обтяжки. А также для создания защитного слоя на депроне и пенопласте. После высыхания на детали (зашкуренная по -мокрому панель) образуется прочная и эластичная плёнка по которой можно красить хоть нитроэмалью. Да и скотч лучше держится за счёт адгезии к гладкому слою. У нас такой лак продаётся как Лак для полов. По виду суспензия густоты и цвета молока. Наносить можно чем угодно.
Неужели весь лимонад сам выпиваешь?
Чур меня, чур! Как правило, выливаю пойло на землю (захожу за угол, где поменьше народу, и без сожаления…). Иногда ловлю изумлённые взгляды случайных прохожих: выходит, понимаешь ли, какой-то умалишённый из магаза с кучей бутылок лимонада, и выливает их содержимое на землю, потом складывает пустую тару в сумку и идёт дальше… 😃
Возвращаемся к нашим самолётам: делаю быстрее, чем успеваю писать…
Несколько дней назад покрасил всю четвёрку.
Потом несколько дней ставил начинку.
Вот промежуточные этапы (не всегда был под рукой фотоаппарат):
Батарейные отсеки в МиГе и Ме-109:
Хорошо видно, что расположены они немного по-разному: на МиГе – горизонтально, на Мессере – вертикально. Увы-увы, маленькие размеры фюзеляжа диктуют свои условия. На МиГе пришлось ставить горизонтально, так как батарейный отсек получился прямо над крылом – хвост у МиГа короткий, а нос длинный. У Мессера – немного иначе: нос покороче, а хвост подлиннее, поэтому и серву на Р.В. пришлось перемещать ближе к носу. Туда же сместился и батарейный отсек.
Заготовка для переплёта на фонарь ФВ-190:
точно такой же был сделан на ЛаГГ-3.
А на Мессер и МиГ-3 решил сделать переплёт из белой изоленты.
Покраска.
Красить при минус 10 ещё то удовольствие…
После первого этапа покраски. На фюзах немцев нанесены жёлтые элементы, на ЛаГГе – покрашен красный нос. Задул животы голубой и светло-серой краской:
На следующий день - второй этап покраски: нанесение основного базового цвета, а потом, практически без паузы - нанесение камуфляжа.
И ещё через день - уже дома (пару дней краской воняло в квартире, аж жуть…):
Для сравнения два Фоккера – в масштабе 1:12 и 1:15:
Взвесил мотоустановки.
Для МиГ-3 - 50 грамм, для ФВ-190 - 56 грамм, для ЛаГГ-3 - 39 грамм, для Ме-109 - 42 грамма:
впоследствии на Мессере пришлось заменить винт на более лёгкий, и вес мотоутановки стал таким же, как у ЛаГГа - 39 грамм.
На фото хорошо видно, что моторамы у всех самолётов отличаются по форме: оно и понятно - разные носы. Да и моторы одинаковые только у ЛаГГа и Ме-109.
Продолжение следует…
74-й годовщине Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается…
Вчера, 27 января, облетал всю эту эскадрилью:
Вот видео:
Вес пустого планера:
…до покраски:…после покраски:
МиГ-3 …85г. …89г.
ЛаГГ-3…86г. …93г.
ФВ-190…90г. …95г.
Ме-109…79г. …84г.
Полётный вес:
МиГ-3 – 213г.
ЛаГГ-3 – 206г.
ФВ-190 – 224г.
Ме-109 – 200г.
Батарейки у всех были одинаковые – 3-х баночные, 0,5 А/ч. Правда, Мессер, как самый лёгкий, я попробовал и с 2-х баночной батарейкой. Полётный вес при этом был 185 грамм. Что-то мне не очень понравилось – динамика не та, с 3-х баночной он летает гораздо веселее.
Ток везде был выставлен в статике около 7А. Как раз на пять минут хватает. Два полёта были сделаны «до упора», пока не сядет батарейка – это хорошо видно по длительности видео-ролика.
Летал с ленточкой (около 8м).
По ощущениям – самолётики очень приятны «на ручке». Не валятся, в петлях – не скручиваются. Планируют устойчиво, посадка ничем не отличается от таковой у бойцовок масштаба 1:12.
Красивые модели, отличный пилот, впечатляющий полёт! А крылья резинкой крепятся?. И ещё вопрос по крылам: есть ли “V”?
Да, Александр, крылья - на резинке. “V” крыла тоже есть, у всех - около 2…3 градусов.
Денис грандиозная работа. В прочем как обычно! Всегда поражаюсь твоему энтузиазму и работоспособности в этом деле! Работа супер. По технике основные моменты понятны. По начинке если глобально посмотреть это как начинка от зальника только ставим 3 банки. Верно? Про затронутый вопрос масштабов, то вроде нынешний масштаб соответствует ГОСТ 2.302-68.
После долгого перерыва продолжаю тему.
Во время этого перерыва случилось несколько событий, имеющих прямое отношение к данным моделькам:
-
18 февраля были проведены испытательно-показательные воздушные бои этих моделек. На мероприятие в качестве испытателей и экспертов были приглашены товарищи и коллеги, имеющие непосредственное отношение к созданию и развитию полукопийного радиобоя у нас в Санкт-Петербурге.
-
По итогам этой встречи было принято решение, что:
«ультралёгкому классу бойцовок СОЮЗ-250 – БЫТЬ».
Через несколько дней в разделе «Радиобой» была открыта соответствующая тема про эти модели:rcopen.com/forum/f84/topic517142
Там же я писал подробно про проведённое 18 февраля мероприятие.
А чуть позже были выложены и правила нового класса СОЮЗ-250: rcopen.com/forum/f84/topic517780
Тогда же была и оговорена дата первых соревнований в новом классе – 9 мая.
Большое количество постов в открытой теме про модели для СОЮЗа-250 с сопутствующими жаркими спорами показало, насколько интересна и неоднозначна данная тема.
А я, между делом, пока сыр да бор, засегментировал все четыре уже имевшиеся болванки, и подготовил их для отправки в авиамодельный кружок Фрунзенского района, которым руководит прекрасный человек Андрей Пушков.
Вместе с болванками туда поедут и все четыре самолёта (в качестве образцов), и всевозможные шаблоны и чертежи. Ребята из его кружка уже несколько лет, как освоили переданную им бутылочную технологию и уже неоднократно выступали на соревнованиях по воздушному бою. Пришло время «пересаживаться» на новую технику.
А пока ещё болванки у меня, я, потратив целый день, наштамповал с них скорлупок (корок) впрок аж на 19 комплектов фюзеляжей:
переведя, так сказать, бутылочные накопления в «фюзеляжно-скорлупочную валюту»:
Также были вырезаны заготовки для дюжины крыльев:
Это сделано для того, чтобы дать «стартовое ускорение» для нового класса СОЮЗ-250.
Кому-то надо будет сделать на заказ готовый, покрашенный планер, а кто-то (из самодельщиков) и сам захочет что-то сваять. И в этом я могу им сильно помочь.
Для таких «рукастых и неугомонных» есть у меня заманчивое предложение:
Я готов БЕСПЛАТНО раздать несколько заготовленных комплектов для 250-граммовых бойцовок, состоящих из:
- Комплект скорлупок (корок) для фюзеляжа
- Две консоли (нешкурёные) для крыла
- Кусок потолочки с контурами хвостового оперения.
Пишите в личку.
А пока суть да дело, я заложил ещё две болванки: на советский Ла-5 и немца Та-152.