250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.

23 days later
Денис_из_Петергофа

Самолёты были успешно облётаны, и один из них, «Чаечка» - даже успел пройти проверку боем.
25 августа прошли очередные соревнования по «СОЮЗу-250», в которых принимали участие большинство моделей, представленных в этой теме. rcopen.com/forum/f84/topic526914

На стартах:

Я воевал на Та-152Н и И-153 «Чайка», а ФВ-190, Ме-109, МиГ-3 были розданы участникам в рамках «Ленд-Лиза». А потом ещё и Ла-5 попал в ту же Ленд-Лизовскую компанию – у одного из участников (Миронов Павел) отказала матчасть – сгорел регуль на его ЛаГГе, и чтобы он мог продолжать сражаться, я ему отдал своего Лавочкина.

Три боя я отвоевал на Та-152Н. Вот один из самых результативных боёв, где Та-152Н сражался с двумя МиГ-3.

мне в тот раз повезло - я ухитрился сделать МиГам три отруба и сохранить в целости свою ленту, что позволило мне набрать большое число очков за тот бой. В итоге занял второе место. В этом же ролике, ближе к концу, есть момент, как прямо перед носом оператора плюхнулся краснокрылый МиГ со сложившимся в воздухе крылом. В предыдущем бою он с кем-то слегка протаранился, и надломились хворостины лонжеронов. Мы на скорую руку заклеили это место скотчем, бросили его снова в бой, но… судьба! Сломался на перегрузке, зацепившись за мою ленту :excl:(это видно на видео), и хлопнулся на землю.

Финальный бой я воевал на «Чаечке»:

здесь мне повезло меньше, всего один отруб, но тем не менее… Да и обкатал мат.часть в "реальных боевых… "

Пострадавшее крыло МиГа:

Лопнули лонжероны крыла. Уже починил:

А длинноносая «Дора» (ФВ-190Д) так и просидела весь день на «скамейке запасных».

Я почему так подробно пишу здесь про бойцовки, ведь есть соответствующая ветка в разделе «радиобой»? rcopen.com/forum/f84/topic517142
Всё правильно, есть, но в силу специфики менталитета тусующихся там «местных», данная тема постоянно засирается их компетентными мнениями. Поэтому здесь, в данной теме, выкладываю всевозможные технические подробности, так сказать, весь процесс изнутри, а там, разделе «радиобой», по большей части, уже готовый результат.

Бутылко-пенолёты прочно прописались в рядах бойцовок благодаря своей отменной краше-устойчивости. Но ведь этим их применение не ограничивается!

Во-первых, бутылко-пенолёт – идеальный самолёт для обучения (начинающему пилоту сломать его очень трудно).
Во-вторых, благодаря прекрасным лётным данным (бутылко-пенолёты они все лёгонькие, летучие) – это отличный самолёт для релакса, для получения удовольствия.
В-третьих, при должном приложении головы и прямых рук бутылко-пенолёты по своему внешнему виду готовы поспорить с «правильными моделями из бальзы», и уж конечно, оставляют далеко позади всевозможные ЕПП-шные чудовища, наподобие этого:

Проанализировав уже имеющийся ассортимент моделей, выбрал следующий прототип для изготовления – Мицубиси А6М2 «Зеро».

Вот основные этапы изготовления болванки (кому интересно):

Инструмент, как видно на фото, самый обычный – электролобзик, электрорубанок, обычный рубанок, нож, наждачка. Шлифмашинка тоже штука нелишняя, время сильно экономит. Время «снятия лишнего дерева» с заготовки - 2 часа 10 минут. Обычно столько времени тратил и на болванки для предыдущих истребителей 1:15. Понятное дело, что перед этим ещё какое-то время уходит на склейку (на ПВА) заготовки из четырёх брусов и изготовление шаблонов. Потом ещё какое-то время уходит на шпаклёвку.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Mitsubishi А6М2 “Зеро”.

Полётный вес в 250 грамм при использовании масштаба 1:15 побуждает вдумчиво и серьёзно относиться к выбору прототипа. Все небольшие истребители с размахом крыла до 10…11 метров получаются неплохо, т.к. вес планера такой модельки не выходит за пределы 95…100 грамм.
Из «массово-серийных» истребителей сюда попадают: И-16, И-153, И-185, МиГ-3, ЛаГГ-3, все Яки, Лавочкины, Мессер (109-й) и Фоккер (190-й), Р-39 Аэрокобра, Спитфайр.
Совсем другое дело, если взяться делать в этом масштабе (1:15) модельку более крупного истребителя: Зеро, Ки-61, Харрикейн, Р-40 Киттихаук, Темпест, Фьюри, Р-63 Кингкобра, Р-51 Мустанг.

Я уж не говорю про таких американских «громил», как Корсар, Уайлдкэт, Хеллкэт, Тандерболт.
Эти четверо не только размашистые, но ещё и толстопузые. Особнячком стоят Брюстер Буффало и Грумман Биркэт – крыло относительно небольшое, зато пузо… Этакие американские мега-«Ишачки».

Да, я успешно сделал достаточно крупный Та-152Н (но он при этом весьма «худощав»), и получился он «на пределе» - вес пустого планера вышел 116 грамм, что почти не оставило возможности «для маневра». Полётный вес самолёта почти вплотную подошёл к верхней планке в 250 грамм…

Как быть?

Решил использовать весь накопленный опыт.

1. Для фюзеляжа «Зеро» затарился в “Магните” самыми наилегчайшими 1,5л. бутылками аж по 17 рублей (вместе с содержимым):

Тёмное пойло из которых было вылито в унитаз.
Вес бутылки (без пробки и этикетки) равен 26 граммам.

Тянем из них фюзеляж:

Готовый фюзеляж (уже с палочками для крепления крыла) на весах:

Вес – 33 грамма.

2. Учитывая, что законцовки крыла у «Зеро» значительно шире, чем, к примеру, у ЛаГГ-3, МиГ-3 и Ме-109, решил вернуться к старому, проверенному профилю Кларк У толщиной 10% (до сих пор делал крыло для всех 250-граммовок с более толстым, и более «несущим» 15% профилем).

Что это даст?
Во-первых: снижение веса (пенопласт – он хоть что-то, да весит);
во-вторых: уменьшение миделя и, как следствие, лобового сопротивления, что позволит (я надеюсь) на этом «Зеро» летать с той же скоростью, что и у ЛаГГа, МиГа и Мессера.

Режем крылышко:

На фото хорошо виден тонкий, 10% профиль.

Готовые консоли:

Вес получился 14 грамм. С вклеенными лонжеронами (нижний и верхний) – 19 гр.
Это на уровне предыдущих крыльев.

Для справки: ранее, на толстом, 15%, профиле, получалось так: 15…17 грамм без лонжеронов, и 19…21 гр. – с лонжеронами; но это – на крыльях значительно меньшей размерности (ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109).

Вот, к примеру, крыло «Зеро» рядом с крыльями от ЛаГГ-3 и МиГ-3:

Обтягиваем, и режем элероны:

Делам хвостик и взвешиваем:

9 грамм. Хвостик из потолочки, обтянутый, естественно, скотчем. Лонжероны – бамбучины из азиатской циновки.

Кабанчики и зажимы для тяг делаем «врукопашную», взвешиваем:

3 грамма.

Сочиняем батарейный отсек:

Собираем всё «в кучку», взвешиваем:

Барабанная дробь… 88 грамм!

Для справки: до покраски, в таком же состоянии (с батарейными отсеками, с кабанчиками, с ПЭТ-накладками), сделанные ранее самолёты весили:
И-16 – 77г.
Ме-109 – 79г.
МиГ-3 – 85г.
Ла-5 и ЛаГГ-3 – по 86г.
ФВ-190А – 90г.
И-153 – 100г.
ФВ-190Д – 105г.
Та-152Н – 108г.

Если откинуть такую экзотику с нетипичными габаритами и конструкцией, как: И-16 (очень мал), И-153 (биплан), ФВ-190Д и Та-152Н (у обоих длинный фюз, а у Ташки ещё и крылья), то новорожденный «Зеро» корректно сравнивать с Ла-5, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109 и ФВ-190А.
И по весу планера он получился почти «ноздря в ноздрю» с вышеперечисленными моделями. При этом фюз у него примерно такой же длины, хвост поразмашистей, а крылья так и вообще, больше по площади процентов на 20.

Есть ещё один, третий пункт, который слегка облегчил мне жизнь. Дело в том, что по действующим правилам для бойцовок СОЮЗа-250, есть небольшие допуска на габариты модели: ±2см на размах крыла и ±1см на все остальные размеры. И если во всех предыдущих случаях я немного увеличивал габариты модели (на те самые +2 и +1см), то в этом случае я поступил с точностью наоборот - смаштабировал чертежи немного “в минус”, на те же самые 2 и 1см. и, таким образом маленько отыграл по весу планера.

Клеим опознавательные знаки:

Клеим (из тонких полосок самоклейки) переплёт на фонарь:

Размечаем место под серву на элероны:

На крыле цифра – 45 грамм. Это вес уже обтянутого и покрашенного крыла, с ПЭТ-накладками (на законцовки и под резинки), с отрубными зацепами и кабанчиками на рулях.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Несмотря на сильный ветер, облетал «новобранца»:

Ветер был приличный, 8-9м/с, микрофон забивался почти полностью, это слышно в начале ролика. Убрал гул ветра, наложил музыку. На видео кажется, что «Зеро» неимоверно быстро крутит петлю, это не совсем так – просто все петли делал против ветра, а когда самолёт выходит в верхнюю точку петли, то он летит уже не против ветра, а ветер поддаёт ему в хвост, отсюда и такая иллюзия. Но, тем не менее, самолётик получился довольно шустрый, маневренный, с чётким откликом на ручку, скоростной – ветер пробивает без труда. Думаю, что и при 12…13м/с я летал бы на нём без проблем…

Вот фотки с поля:

Пока ещё не оформил киль – нет полосок и номера, но ещё успею.

Моторчик поставил старенький, «пилотажевский», кв1000, серии 2205, 30-граммовый. Винтик – 7х6, регуль – 12А, с али-экспресса, сервы от туда же. Батарейка – 11,1В, 0,5А/ч.
Полётный вес получился 226 грамм.

Это пока предварительные оценки, сильный ветер всё-таки смазывает картину, некоторые параметры пока не выяснены до конца (например, посадочная скорость, как планирует без мотора, и т.д.).

Надо дождаться более спокойной погоды, и тогда всё прояснится…😃

2 months later
Анатолий_из_Кишинева

Денис, хотелось бы почитать ваше сравнение моделек FW-190A и -D. Как маневренность и скорость?

Профили у них одинаковые?

Денис_из_Петергофа

Пока трудно сказать - все вылеты до сего момента ФВ-190Д выполнял на не отлаженной мотоустановке (недодаёт мощности). Маневренности - хватает. Скорости - пока не хватает.
Профили у них одинаковые, как и всё крыло. Но, как мне кажется (из опыта эксплуатации Та-152Н с таким же длинным фюзом), ФВ-190Д должен быть покомфортнее “на ручке”, чем коротконосый фоккер.

Анатолий_из_Кишинева

Денис, а какова мощность 2205 на FW-190D? Я купил ребятишкам вот такие: Racerstar BR2208 1400KV мощность 128 вт (по их данным) сам не мерял.

Денис_из_Петергофа

До 100 Вт точно. Посчитать мощность мотоустановки в данном случае просто - 11 вольт умножаем на ток 7А (именно столько я выставляю расходами по газу, чтобы на батарейке 0,5А/ч отлетать 5 минут). Получаем 77 Вт.

Анатолий_из_Кишинева

Ещё вопрос можно? Вы плечо уменьшали на Доре? Мне кажется он должен получиться как Аэрокобра по своему разлёту масс…

Денис_из_Петергофа

Ничего не уменьшал, всё как есть. Но детальных сравнений не проводил - просто не было надобности. Оцениваю модель в первую очередь по реакции на ручку - хорошо на ней “сидит”, или нет. Из всех построенных мной 250-граммовок на твёрдую “пятёрку” летают ФВ-190А и Д, и Зеро. Чуть-чуть менее комфортно МиГ-3 и Ла-5. Самую малость от них отстают (ну, пусть будет на “четвёрку”) Ме-109 и ЛаГГ-3. На последнем месте - И-153 и И-16. Эти - “троечники”.
Та-152Н - на 5 с плюсом.

14 days later
Денис_из_Петергофа

F8F «Биркэт» и Р-39 «Аэрокобра».
Два американца – толстый и худой

Постепенно расширяется парк моделей масштаба 1:15 с полётным весом до 250 грамм: после «массированного освоения» истребителей Восточного фронта, возник закономерный творческий зуд в сторону Тихого Океана. А там кто в основном воевал? Японцы да американцы.

А6М2 «Зеро» я уже сделал. Очередь за американцами. Тут прототипов хоть отбавляй, да вот беда – большинство из них как-то не очень подходят для нашего дела. Причина одна – излишняя американская «толстопузость». Ну, в самом деле: три самых «американистых» прототипа страдают излишней формой ожирения. При этом они не только толстые, но ещё и размашистые. Это – «Корсар», «Хэллкет» и «Тандерболт». И в 15-ом масштабе уложить их в 250 грамм полётного веса вряд ли получится.

Сделав в этом году десяток моделей формата «до 250 грамм», нашёл простую эмпирическую зависимость:
Если подобная модель в 12 масштабе легко укладывается в 500 грамм, то в 15-том я её точно уложу в 250 г. Если с трудом, то и в 250 тоже будет трудно. А уж ежели при всех ухищрениях в 12-том в 500 не смог уложить, то в 15-том в 250 можешь и не пытаться.

Попробуем проанализировать те данные, что уже есть (для многих самолётов 12 масштаба указана «вилка» по весу: это потому, что данный самолёт делался неоднократно и с разной начинкой, или просто менялась начинка в одном и том же самолёте):

прототип----------Масштаб 1:12, вес.-------Масштаб 1:15, вес.
И-16------------- --------250…320г. --------------175г.
И-153--------------------320….390г.--------------224г.
Ла-5---------------------265….460г.---------------240г.
Як-7---------------------265….400г.---------------уложу в 250г.
МиГ-3-------------------246……350г.--------------213г.
Ил-2--------------------600…670г.---------можно даже не пытаться
Bf.109------------------265……450г.--------------200г.
FW.190А----------------270…370г.---------------225г.
Та-152Н-------------------520г.-------------------246г.
«Спитфайр»--------------460г.-------------------уложу в -250г.
«Харрикейн»-------------475г.-------------------уложу, но с трудом
Р-39 «Аэрокобра»----420…490г.-----------------уложу в 250г.
F4U «Корсар»------------670г.-------------можно даже не пытаться
F4F «Уайлдкэт» ---------498г.------------------уложу, но с трудом
Р-51 «Мустанг» --------510г.------------------уложу, но с трудом
А6М2 «Зеро» ------------475г.---------------------226г.
Ки-43 --------------------450г. ----------------уложу в 250г.
Ки-61 --------------------460г.---------------- уложу в 250г.

Из этих циферок можно легко спрогнозировать, что, к примеру F4U «Корсар» - вариант для 250 грамм вообще неподходящий. А с ним и одноклассники-толстопузы с такими же габаритами: Р-47 «Тандерболт» и F6F «Хэллкэт». А вот F4F «Уайлдкэт» - вполне. Вот только не хочется его делать, потому, как среднеплан. Или если только с несъёмным крылом. Может, когда попозже…

Р-51 «Мустанг»? Р-40 «Киттихок»? F2А «Буффало»? Можно, да вот только их уже сделал для нашего дела Дмитрий Смирнов, и они присутствовали на стартах:

Зачем повторяться?

А вот «Биркэта» я очень давно хотел сделать, да всё никак случай не подворачивался. Он хоть и толстопуз, но небольшой, в 250 грамм должен влезть.
А «Аэрокобру» делал, и неоднократно. Весовые данные по моделям масштаба 1:12 однозначно говорят, что в 15 масштабе я её в 250 грамм уложу.

Неплохие прототипы, почему бы и нет?!

…………………………………………………………………
Итак, начинаем.

Делаем болванки.
F8F «Биркэт»:

И Р-39 «Аэрокобра»:

Отдельно болваночка для фонаря «Биркэта»:

Готовим бутылки.
Для «Аэрокобры» - 2шт х 1,5л, + 1шт 0,6л, для «Биркэта» - 2шт х 2л, + 1шт 1,5л.:

Оно и понятно, «Биркэт» - толстопуз, тут худые бутылки не подойдут.

В обоих случаях бутылки – самые наилегчайшие, с тоненькими стенками. Покупаю я их в сетевых магазинах. «Просто лимонад» - в «Перекрёстке», «Ситро» - в «Магните». Цена копеечная: около 20 рублей, вместе с содержимым.

Для сравнения на весах две 2-х литровые бутылки – «лёгкая», и обычная:

32 и 43 грамма соответственно.

Начинаем тянуть скорлупки.
«Биркэт».
Тянем хвост, нос, и центральную секцию:

«Аэрокобра»:

Готовые скорлупки:

Крылья.
Только что вырезанные заготовки, и они же, но обрезанные по контуру:

Вес, соответственно, 18 и 14 грамм.

Шкурёные, и они же, с вклеенными лонжеронами (лонжероны и сверху, и снизу):

Вес, соответственно, 18 и 14 грамм, и с лонжеронами – 24 и 19 грамм.

Обтяжка крыльев:

Хвосты делаем из потолочки, ламинированной скотчем.
Для «Биркэта» - металлизированным скотчем, для «Кобры» - белым:

Уже готовые хвостики с вклеенными лонжеронами:

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Контрольные взвешивания.
«Биркэт».
Крыло, фюз и хвост:

39, 37 и 10 грамм соответственно.

«Аэрокобра».
Крыло, фюз и хвост:

32, 32 и 8 грамм соответственно.

Неплохо. Сколько-то ещё набежит?

Тянем фонарь на «Биркэт». И ещё одну скорлупку на переплёт:

Режем элероны:

Кабанчики с держателями тяг всегда делаю «врукопашную»:

Вес 5 грамм, на два самолёта.

Режем из ПЭТ-пластинки (опять же, из бутылки) накладки на крыло. На каждое крыло получается: по 2шт на законцовки (они же и нижние концевые отрубные зацепы), по 4шт – накладочки под резинки, и по 6шт – отрубные зацепы «Питерского» типа:

Общий вес – 6 грамм. По 3 грамма на крыло.

Ставим накладки, взвешиваем крылья ещё разок:

48 и 41 грамм. А было 39 и 32 грамма. Блин, откуда набежало-то? Аж по 9 грамм!

В случае с «Аэрокоброй» столкнулся с доселе не встречавшейся проблемой: нос слишком узкий, плюс очень узкие закраины – практически невозможно закрепить мотораму привычным мне способом. Пришлось извернуться и сочинить некое фанерное колечко в нос, к которому буду прикручивать мотораму:

из 2мм “люмина” сделал мотораму:

Вес - 4 грамма.

В придачу к этому пришлось найти в запасниках чуть более узкий моторчик – внешний диаметр ротора не 28, а 25мм. Моторчик общеизвестный, и недорогой в придачу, можно без проблем купить.
Моторчик изначально “под квадрик”, т.е. винт крепится к 5мм алюминиевому валу с резьбой, который растёт прямо из попы мотора:

Но путём нехитрых манипуляций приспособил его под крепление винта на пропсейве. Для этого пришлось вытащить из него штатный вал, и взамен его поставить такой же, но подлиннее. Алюминиевый 5мм вал от попы отпилил. Получилось вот так:

Делаем батарейные отсеки.

В «Биркэт»:

И в «Кобру»:

Если у «Кота» никаких проблем с батарейным отсеком не возникло (фюзеляж толстый, хоть на велосипеде внутри него катайся), то у «Кобры» прям беда! Фюз узкий, всего 6 см, поперёк фюза батарейка не помещается, надо вдоль её пихать, отсюда и страдания с чехлом для батарейки. Пришлось опять какую-то галиматью сочинять.

Ну вот, всё собрали, всё вклеили и прикрепили. Контрольное взвешивание…. Та-ра-рам…

«Аэрокобра» - 94 грамма, «Биркэт» - 106 грамм. Блин, да откуда эти граммы набегают?!

Теперь главное, при покраске краски не перелить, а то совсем грустно станет!

Продолжение следует… 😃

Денис_из_Петергофа

Покраска.

Перед покраской.
“Биркэт”:

“Аэрокобра”:

Некоторые детали покрупнее:
“Биркэт”:

“Аэрокобра”:

Для «Биркэта» чисто случайно (пролежала у меня в гараже 6 лет) нашлась совершенно чумовая краска, тёмно-синий металлик:

Тот самый морской цвет всей палубной мириканской авиации в конце войны!

В процессе покраски:

Р-39 после первого этапа покраски. Задул низ светло-серым:

Два крыла для Р-39. Масштаб 1:12 и 1:15:

А вот и после второго этапа:

Для сравнения размеров. Две «Кобры». 1:12 и 1:15:

Начинка и наклейки. Так получилось, что «Биркэт» пошёл первым…

Сетап:

Получилось 56 грамм. Снял его с Фокке-Вульфа (на Фоккер поставлю что-нибудь другое).

Все наклейки сделал «врукопашную» из самоклейки. За оригинал взял изображение вот этого «Кота»:

Лепим:

Продолжение следует…

deka_deka27

Режете по одному шаблону,как потом делаете крутку?

Денис_из_Петергофа

Да, режу по одному шаблону. Никакой крутки в этом случае, понятное дело, не получается.
Да и нафига? Оно, как правило, и без круток летает.

Но если надо, то уже после обтяжки (и даже после покраски) - утюжком. Очень просто.

EVIL

Крутка крыла на модели нужна при сужении крыла больше 2.

Андрей_Зазулин
EVIL:

Крутка крыла на модели нужна при сужении крыла больше 2.

Утвердительно сказано . Другие мнения - выслушиваются ?

FFedor
Денис_из_Петергофа:

Все наклейки сделал «врукопашную» из самоклейки

Какой-то бешенный плоттер. Просто чудеса!

karmann

Приветствую поклонников бойцовок 1:15!
Хотел своих пионеров из клуба “Моделист” г.Архангельска приобщить к данному классу моделей.
Модели красивые, главное копийные, летают отменно! Но… три раза за три дня обращался в личке к автору темы, уважаемому Денису Махалову с просьбой о приобретении планера ЛаГГ-3 (полетать, и потом в качестве образца). Почему то полный игнор, ответа не последовало(((
Видимо не всех пускают в этот закрытый клуб. “Доски” в качестве бойцовок детей совсем не привлекают… Очень жаль, конечно