Лавочкин Ла-7 из KITа

vlad_den
vovan1972:

Самолет очень резко в виражи заходил и нервно на высоту реагировал. Управлять было намного сложнее чем в первый раз. Если в первом полете он был отриммирован, то во втором мне пришлось триммер руля высоты от себя загонять. Сильно тянуло вверх.

Все признаки очень задней центровки. Восстанавливать обязательно! Пусть полежит пару дней, остыть надо, а потом за дело! Гляньте на фото моего Яка после влета в сетку на чужом поле. Внимательно просчитать центровку.

vovan1972
vlad_den:

Все признаки очень задней центровки. Восстанавливать обязательно! Пусть полежит пару дней, остыть надо, а потом за дело! Гляньте на фото моего Яка после влета в сетку на чужом поле. Внимательно просчитать центровку.

Центровка была как и рекомендовано производителем кита, что в этот раз, что в прошлый, я спецом повесил плоскогубцы, что бы сделать ее рекомендованной. Два раза проверял!!! У меня предполетная проверка очень строгая. Я два раза проверял центровку. Термодатчик внедрил в цилиндр, долго мотор на месте гонял. температуру мерил на разных режимах. Потом хотел ставить капот и с ним измерения делать.

Перед взлетом я зрительно заметил, что расходы элеронов большие, но подумал, раз первый раз летал значит все ок.
Скорее всего изменения такие из за возросшей нагрузки на крыло.

75777
vovan1972:

После грозы я туда приехал.

Н-да… Мы там летали вчера, пока не стало очевидно, что вот-вот всех накроет. Эвакуировались в дикой спешке. Эх, с утра бы - все бы вместе помогли в облете…

vlad_den
vovan1972:

Центровка была как и рекомендовано производителем кита, что в этот раз, что в прошлый

По моему опыту - это не всегда оптимально. Проверьте и посчитайте реальную ценровка в % САХ.

vovan1972
vlad_den:

По моему опыту - это не всегда оптимально. Проверьте и посчитайте реальную ценровка в % САХ.

Подсказывайте как??? Я этого не делал, потому что люди которые режут самолеты, думаю, должны это сами сделать правильно, а то покупать не будут))))

Bil

Вот, очень удобная прога.
winglib.com/wings/create
Каждая половина крыла состоит из 6 панелей.
Измеряешь и обрисовываешь одну консоль от лавки максимально подробно.
В результате видишь заданную тобой в % центровку в мм от передней точки центроплана для крыла сложной формы.
Прога проверена, считает нормально, я ей пользуюсь.

fed

По поводу ц.т. “Лавочкина”
Я всю модельную жизнь (40 лет) пользуюсь графическим методом определения САХ и соответственно центровки.
На следующих рисунках показано, как определялась центровка для моего ЛА-5ФН 1/8 rcopen.com/forum/f82/topic460885/15

  1. Форму крыла в плане аппроксимируем трапецией наиболее близкой формы.
    Есть небольшая погрешность в неучтении формы законцовки и переднего наплыва крыла - но это очень мизерная погрешность, влияющая на расположение САХ крайне мало.
  2. Величина САХ в мм определяется по формуле САХ=Sкр. / Lкр. В моем случае 232мм
  3. К корневой хорде пристраиваем спереди концевую, а концевой хорде сзади корневую. Соединяем концы пристроенных хорд. На пересечении средней линии трапеции крыла и линии, соединяющей концы пристроенных хорд будет точка середины САХ. А ее длину мы уже посчитали.
  4. Теперь легко получить диапазон допустимых центровок на САХ. Они обозначены на втором рисунке.

На третьем рисунке указан диапазон центровок для прототипа.
22%САХ - крайне задняя центровка
19%САХ - передняя центровка

Видим, что допустимый летный диапазон центровок очень узкий и именно они позволяют летать безопасно на “Лавочкине”

Я в первом полете летал на центровке 20%САХ и посчитал ее опасной.
В последующих полетах летал на 17% САХ и она позволяет лететь очень уверенно. Не было пока не одной предпосылки к срыву. Хотя некоторые фигуры были весьма опасны - иммельман в верхней точке, перед полубочкой самолет заметно останавливается в воздухе - можно легко сорваться в перевернутый штопор.

На моем “Лавочкине” есть предкрылки, которые также снижают вероятность срыва (я надеюсь). По крайней мере они оказывают мощное психологическое благотворное влияние на пилота для уверенного полета.😁
Делал полет без предкрылков - все нормально. Но с предкрылками как то надежней!

Что касается устойчивости “Лавочкина”, я очень детально изучал этот вопрос при первой эпопее с Ла-7 1/12 когда боролся с “срываемостью” Ла-7
В книге известного аэродинамика Пышнова послевоенных лет издания, отмечается низкая поперечная и путевая устойчивость Ла-5 / Ла-7. Они имели весьма маленькую площадь ВО, что также способствовало легкому срыву в штопор.
ЛИИ рекомендовал увеличить площадь ВО на Ла-5 / Ла-7 на 15 - 20 % !!! Но это так и не было сделано.

Я бы рекомендовал увеличить площадь ВО на 5% - 10%, что практически не заметно, но улучшит поведение модели. (у меня увеличено на 10%)

По элеронам у меня установлено дифференциальное отклонение (вверх +20град. вниз -10град.) Считаю, что это также благоприятствует более “правильному” виражу. Самолет “влипает” в вираж.

vovan1972

Вообще лавочки я люблю:
rcopen.com/forum/f81/topic108728
Поэтому сравнивать 10 кг модель с пенолетом не правильно!!! Совсем разное поведение.Центровку пока не считал, клею крыло. Но вот что считаю, что теория теорией, но я как то думаю , что человек типа Дона Смита наверняка облетал свой кит предже чем продавать…Соотвественно и центровочка его достаточна правдивая…

fed
vovan1972:

сравнивать 10 кг модель с пенолетом не правильно

Согласен и не согласен!

Мы говорим об устойчивости самолета. К сожалению, без правильной теории самолеты падают.

Аэродинамика самолета в части устойчивости и управляемости едина что для микрорезиночки 330мм и весом 9гр, что для электролета в 8-м масштабе, что для бензина в 4-м , что для прототипа в 1/1.

Полетная центровка для Лавочкина не может быть другой, в зависимости от масштаба и полетной нагрузки.
А г.о. - коэффициент продольной устойчивости - он тоже никак не зависит ни от веса ни от масштаба, ни от Рейнольдса.
Ну а продольная, поперечная и путевая устойчивость так же всецело зависят от геометрии и центровки.

Характер полета - да он очень зависит от масштаба и веса.

Sergej_S
vovan1972:

Увлекся сборкой, не посмотрел чертежи да и наляпал как на чертеже Донна Смитта.
А он оказался не прав((((((

Владимир, а где гарантия что и с ЦТ Донн окажется не прав? Это так, к слову о птичках, а если серьезно, то на авторитеты в наше время надеятся не стоит, особенно вам лично не знакомые. А вот еще раз проверить и перепроверить-можно и нужно. От всей души желаю удачи в восстановлении и в дальнейших полетах.

vovan1972

У меня мысль!!! Первый полет я летал и выставлял как обычно экспоненты -30. И тогда мне товарищи посоветовали побольше выставить. Я просто сейчас смотрю передатчик а у меня -60. Не могло из за этого, резкие крены и тангаж стать. Типа небольшой пытаюсь заложить вираж, стик тяну плоскость не на много отклоняется, а потом резкий угол и резкий крен. Понятно , что экспоненты более плавно позволяют управлять плоскостями, но если слишком большое значение, может это обратный эффект иметь???

Stas49

Владимир, при экспонрентах и без них только две точки одинаковые - это отклонение 0% и 100%. В диапазоне от 0 до 100 угол отклонения элеронов всегда меньше угла отклонения стика. Совсем наоборот при положительных экспонентах. Поэтому думаю, что экспоненты все же благо.

Airliner-rc

Тут главное помнить, что у Futaba и JR экспоненты имеют противоположный знак, так что важно это помнить когда кто-то советует поставить экспоненту отрицательную по своему опыту, а у тебя она должна быть с другим знаком (если передатчики разной марки).

Губанов_Игорь
vovan1972:

но если слишком большое значение, может это обратный эффект иметь???

Запросто! При нормальных отклонениях (не 3Д), величина экспоненты обычно 20-30%. При большей экспоненте лавинообразно ухудшается точность управления

vlad_den
vovan1972:

Не могло из за этого, резкие крены и тангаж стать. Типа небольшой пытаюсь заложить вираж, стик тяну плоскость не на много отклоняется, а потом резкий угол и резкий крен.

Я с таким явлением сталкивался тоже и считаю, что с экспонентами надо обращаться осторожно. Большие значения экспонент ставлю теперь только на пилотажках при “запредельных” для копий расходах.

vovan1972

Я не помню, мог после первого нормального вылета, взять и увеличить экп. прошел год, а я не помню чего делал(((((
У меня аврора, там (-) означает увеличение плавности в нуле стика.

1 month later
vovan1972

Птичка готова. Все фурычит. Поставил 40 фишку, но погонял на месте с мотором принял решение снять. Все таки от вибрации дрожат рулевые поверхности. А иногда фиолетовым глазок промаргивает. Подумал, что мотор и стабилизацию можно на разные модели впихивать, наверное куплю АЙ ГИРО.

vlad_den

40 фишка - это что? 😮
А кабина хорошая получилась!😃

vovan1972
vlad_den:

40 фишка - это что? 😮
А кабина хорошая получилась!😃

FY-40A стабилизация от Фетхейха
Сразу видно ФПВ не увлекались:)

Sergej_S

На ФПВ это конечно прокатит, а вот на самолете с ДВС-врятли. Самолетные гироскопы хороши но вот в основном для электро. Боятся они вибрации, что поделаеш. Может смотреть в сторону дорогих, или очень дорогих, но чтоб с гарантией от производителя. Не помогает даже укутывание во всякого рода смягчители. 😵

vovan1972
Sergej_S:

На ФПВ это конечно прокатит, а вот на самолете с ДВС-врятли. Самолетные гироскопы хороши но вот в основном для электро. Боятся они вибрации, что поделаеш. Может смотреть в сторону дорогих, или очень дорогих, но чтоб с гарантией от производителя. Не помогает даже укутывание во всякого рода смягчители. 😵

Ну почему же люди вон на АЙ Гиро летаю в полный рост на ДВС и Реактивных.