Санкт-Петербург, п.Бугры, 9 мая 2017г. СОЮЗ-500 + Исторический Воздушный бой

vilkinson

Спасибо всем за поддержку, спасибо организаторам, спасибо Питеру за добродушный приём и всем кто поздравил с первым успехом. Буду продолжать летать , тренироваться и участвовать в соревнованиях.

Денис_из_Петергофа

Никогда не писал отчётов такого объёма… Потому и так долго. 😃
Да-а-а…. Тяжёлый тогда выпал денёк…. 9мая выпало на воскресенье, дома после стартов был в 20.00, потом – сразу на работу. Видео ещё даже не отсматривал. И с фото-отчётом припозднился…

И тем не менее:

«…Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор!»
Да, северная погода нас не баловала и в этот раз – холодно, ветрено, снег на голову (солнышко правда, тоже было). Вот и приехали только те, у кого в груди действительно бьётся «пламенный мотор».
Поэтому сначала о людях. Они этого заслуживают.

1) Люди

Пилоты:

Я там присоседился сбоку к бойцам, хотя и не воевал (об этом ниже).

Судьи.
Патриархи - Миронов Алексей и Федосеев Александр. И Костя Куц (молодой, но тоже весьма непрост):

Зрителей было немного, виной тому, опять же, погода – жуткая (для мая) холодрыга через час почти всех разогнала по домам, остались только самые стойкие:

Теперь про участников, то бишь, про пилотов. Порадовал своим приездом в Питер Александр Виленский:

Приехал, кстати, он к нам на старты в первый раз. Надеемся, что не в последний (тем более, думается, что он не пожалел, что приехал – он взял 1 место в СОЮЗе и 2-е по ИВБ).

Юниоры из авиамодельного кружка Фрунзенского района (воспитанники Андрея Пушкова):

Саша Кохтырев и его зарядные устройства (хорошо подготовился):

Старты почтил своим присутствием и «один из отцов ИВБ» - легендарный Вадим Книжников. Выразив желание поучаствовать в ИВБ, получил от меня Ла-7, и даже успел немного полетать на нём в боях-реконструкциях:

Но до туров ИВБ не дотянул, замёрз, и в аварийном режиме катапультировался в сторону дома.

Своим появлением на этих стартах я обязан Казанджи Алексею – это он транспортировал меня и моих «закадык» (Володю Громоздова + моего сына в качестве видео-оператора) из Петергофа в Бугры.

Колоритный, мужественный мужчина в самом расцвете сил (треуголку – на голову, попугая на плечо, абордажную саблю – в руку, и чёрную метку в карман).

Володя Громоздов, как всегда (наш бессменный комментатор), на микрофоне:

Ну, и конечно, Василий Лукашов (организатор, вдохновитель, главный судья и прочая и прочая…):

2) Теперь техника.
В первую очередь порадовали «Фоккеры» Александра Виленского. Не в плане общей копийности, и окраски (хотя и тут я скорее, привередничаю), а в качестве исполнения. Оно было очень высоким, да ещё и из бальзы! Если честно, я в первый раз видел бальзовые боцовки-полукопии на соревнованиях:

Порадовали своим присутствием три МиГа – два краснокрылых (из моего «цеха»), и один старенький, ещё «пингвиновский», с колготками на крыльях:

У «Фокке-Вульфов» был «массовый вылет» (пилоты Фоккеров – юниоры-кружковцы):


Внешний вид ещё тот, но здесь можно списать на юный возраст и временно закрыть на это глаза, тем более, что летают-то пацаны уже неплохо.
Хуже другое – совсем никудышная готовность их техники к бою (об этом ниже).
С другой стороны, на фотках хорошо видно, что винты на их моделях сидят на пропсейвах с резинками. Видать, прошлогодние неудачи с массовыми поломками винтов на цангах заставили их прислушаться к советам опытных «старпёров от ИВБ». Это радует.

Откровенно развеселили два «Демона»(реально прикольный самолётик со стрекозиным фюзеляжем):

Но летали, как и все остальные, дрались, как львы. Тем более, что в правильном, 12-м масштабе, позволяющем участвовать как в СОЮЗЕ, так и в ИВБ.

Чего не скажешь про 85см-мини-Зеро, которым путь в ИВБ закрыт из-за несоответствия масштабу (1:12):

Зеро, выполненные в 12-м масштабе, смотрелись явно иначе:

Валерий Сила воевал на построенной своими руками «Хаябусе» (Накадзима Ки-43):

Тренировал его Василий Лукашов, что, в конце концов, дало свой результат: если на открытии сезона 22 апреля он оказался (как говорили спартанцы) «на щите», то в этот раз «со щитом» - взял 1 место в Историческом Воздушном бою, чем несказанно порадовал своих близких и своего тренера:

Этот Ки-43 был облётан им буквально накануне, отсюда и скромный внешний вид. Ещё немножечко терпения и старания, и, возможно, в следующий раз он наведёт на ней «боевой макияж», и его Хаябуса будет выглядеть так (или почти так):

Алексей Казанджи воевал на Спитфайре, и моих Зеро и мини-либерейторе (ленд-лиз):

Мини-Либерейтор ему очень понравился, прям-таки прикипел он к нему душой.

Также был на стартах и ЛаГГ-3 от юниоров:

3) Соревнования
Сначала провели три тура СОЮЗа-500, затем, с перерывом, три тура ИВБ. В принципе, всё, как всегда, никаких особых неожиданностей не было. Таранов было мало, был один зацеп моделью за провод (над одним из углов стадиона висят какие-то левые повода), был также один улёт модели за пределы стадиона и втык её на излёте в стену дома, прямо под окнами первого этажа.

Здесь можно много чего написать, но лучше посмотреть. До видео я ещё не добрался, но обязательно доберусь, и через пару дней смонтирую и выложу.

4) Сопутствующее.
Затем, после перерыва на подсчёт очков, были проведены финалы СОЮЗа и ИВБ.
В перерывах между боями Василий, Костя Куц, и я проводили показательные бои-реконструкции. Вот моя эскадрилья, которая участвовала в этих боях:

Про это подробно напишу здесь (через пару дней):rcopen.com/forum/f81/topic337088/1041

Я лично не воевал. В СОЮЗе – принципиально, а в ИВБ – не срослось: смотрю, регистрация уже идёт, подхожу к столу, спрашиваю: сколько зарегистрировалось на ИВБ? Ответ - 8 бойцов. Ну, и что, девятым туда лезть? На фига? 8 человек – самое оптимальное число для ИВБ, больше и не надо. Не полез, тем более, что уже устал, как собака – набегался за день.

В этот день, 9мая, прошла «боевое крещение» на стартах э……э…. как бы поточнее назвать…. Ну, пусть будет квадро-балалайка:

А если серьёзно, то эта нехитрая звуковая система очень пригодилась на этих стартах – в нашей штатной звуковой системе, смонтированной в машине Василия, накопился целый букет блуждающих неисправностей (видимо, порождённых сыростью и прочими причинами) – то включится, то отключиться. Беда, короче, сплошная нервотрёпка. И 22 апреля проводить старты пришлось без поддержки «электрического звука».
Квадро-балалайка была уже несколько месяцев, как сделана – осталось только прихватить её на эти старты.
Я делал её, как резервную систему, а также для тех случаев, когда использовать звук, смонтированный на машине, по каким-либо причинам невозможно. Вот и пригодилось.
Балалайка представляет из себя небольшой, лёгкий корпус из 20мм экструды, с четырьмя динамиками (два вперёд, два назад), мощный, 4-х канальный усилитель, МР3-плейер с USB-входом, пара микрофонных входов.
И получилось весьма неплохо - звука хватало. Правда, уже потом я сообразил, что я по-запарке не совсем корректно всё отрегулировал в микрофонном тракте, но это мелочи, устраним.
Система работает, и если будет время, я напишу о ней поподробнее, может быть, кому-то и окажется полезной такая информация.

5) Награждение:

6) Теперь о плюсах и минусах.

Минусы.
Собственно, один, и самый толстый:

  1. больше всего огорчило (и не только меня) очень и очень условная готовность матчасти юниоров-кружковцев к бою.
    Постоянно у них что-то не ладилось: то винт с вала слетит, то ещё что-нибудь отвалится. В итоге начало боя всё время задерживалось на несколько минут из-за элементарного невыхода на старт одного из участников. И вот стоят трое с самолётами и пультами в руках, гарцуют на старте, а четвёртый сидит на скамеечке и судорожно ковыряется в потрохах своей самолётки. А если и смог взлететь, то зачастую тут же, у линии старта и шлёпнулся. Грустно.

Плюсы:

  1. Проведение одновременно ИВБ и СОЮЗа – однозначно плюс. При условии НЕзатягивания времени стартов (см. выше - «минусы, пункт 1.»). Это новое предложение Василия, как мне кажется, способно примирить адептов первого и второго вариантов полукопиного радиобоя. Чего тут делить? Все собираются на одной площадке и воюют в той версии, какая им более по душе. А можешь попробовать себя и там, и там. Опыт первых совмещённых стартов (СОЮЗ+ИВБ) показал, что большинство участников так и делает, благо, что подавляющая часть матчасти, бывшей на этих стартах, позволяла воевать и в СОЮЗе, и ИВБ.

  2. Смягчение пункта «об отрубе своему» в ИВБ от «минус 200 очков» до «ноль очков», как и предполагалось, сыграло положительную роль – бой перестал расползаться в стороны (из-за опасения отминусоваться, отрубив своему), а слился в привычную и плотную «собачью свалку». Но прибавилась работа судьям….

7) Выводы:

  1. Проведение совмещённых стартов в условиях Питера – находка. И очень удачная. Проводить ТАК все последующие старты в Питере – имеет смысл. Да, воевать в варианте «2х2» однозначно труднее, чем «каждый сам за себя». Но бой «2х2» несомненно повышает мастерство бойцов, бой становится более осмысленным.

  2. «ноль очков» за отруб своему в ИВБ – полезная придумка, стоит её использовать

  3. бой «2х2» с одинаковыми лентами создаёт повышенную нагрузку на судей – в плотном бою порой непонятно, кто кому отрубил, особенно, если отрубили коротенький кусочек. В СОЮЗе судье пилота совершенно не важно, КОМУ отрубил его боец ленточку, а в ИВБ совсем наоборот – очень даже важно. И наличие питерских зацепов на крыле модели момент отруба делает более зримым – механика отруба принципиально иная: в момент «подсечки» ленты в большинстве случаев происходит чётко фиксируемый взглядом рывок обоих моделей, и чётко видно – кто и кому. Наждачка же на крыльях, тем более на большой скорости, часто затрудняет процесс идентификации отруба (свой/чужой) – вжик! И все…

  4. с юниорами надо работать, приучать их к порядку, прививать им серьёзное отношение к технике. Но дело долгое и кропотливое. В этом смысле показательно отношение к этой проблеме Василия Лукашова. На мой вопрос: « ну и как с этим бороться?» его ответ был таков: « Ничего не поделаешь, надо перетерпеть. Ты же сам видишь - старое поколение пилотов ушло безвозвратно. Или всё пойдёт прахом, или мы всё-таки воспитаем НОВОЕ поколение пилотов. Вот из этих».

П.С. старты, несмотря на погодные условия, состоялись. И прошли очень даже неплохо!

Большое спасибо: всем участникам, судьям, гостям, всем сочувствующим.
А также персональное спасибо: Казанджи Алексею (машина), Громоздову Володе (микрофон), Махалову Игорю (видеокамера).
И конечно, персональное и самое главное СПАСИБИЩЕ – Лукашову Василию, как организатору, главному судье, и вдохновителю движухи под названием «Питерский полукопийный радиобой(СОЮЗ и Исторический Воздушный бой)»

erralin

Спасибо, Денис! С нетерпением ждем видео! И не только туров, но и реконструкции.
А юниоры выводы сделают, работу над ошибками проведут. Валера выводы уже сделал, спасибо Василию Александровичу! В следующий раз самолет будет красивей. И покрасит Валера его без подтеков. Вместе с тем, это первый его самолет, построенный целиком и полностью самостоятельно!

Bf-109
Денис_из_Петергофа:

В первую очередь порадовали «Фоккеры» Александра Виленского.

Ах какие вкусные самолетки!!! Все чистенько, аккуратненько - прям как я люблю!😋😃

vilkinson
Bf-109:

Ах какие вкусные самолетки!!! Все чистенько, аккуратненько - прям как я люблю!😋😃

Ну так в чем дело? Пишите в личку, договоримся?!

Bf-109
vilkinson:

Ну так в чем дело? Пишите в личку, договоримся?!

Нет надобности, я и сам делаю. Качество изделий понравилось - не часто такое увидишь на стартах. Но они ж одноразовые или я не прав?

Денис_из_Петергофа

Рома, там кстати, был и один самолётик твоего производства - Казанджи один бой точно отлетал на твоём мессере.

vilkinson
Bf-109:

Нет надобности, я и сам делаю. Качество изделий понравилось - не часто такое увидишь на стартах. Но они ж одноразовые или я не прав?

Это смотря как сделать ну конечно как повезет в бою. Вечного нет ничего, да и крепче асфальта не сделать.На FW-190 (красном) я летаю 2 сезон.

Algimantas
Денис_из_Петергофа:

Казанджи один бой точно отлетал на твоём мессере.

Мессер от Романа-лучшее из того, что держал в руках ИВБ/Союз-500. Конечно для ближнего маневренного боя тяжеловат, но во всём остальном:)😃😃
Все свои первые реальные победы Макс сделал именно на нём.
Спасибо огромное Роман!

Bf-109
Денис_из_Петергофа:

Рома, там кстати, был и один самолётик твоего производства - Казанджи один бой точно отлетал на твоём мессере.

Вот уж не думал, что швейцарец до сих пор жив! 😮 Наверное весь побитый и пожёванный😁

Algimantas:

Спасибо огромное Роман!

Как для себя делал… За Макса всегда болею. Удачи Вам и в дальнейшем!

vilkinson:

На FW-190 (красном) я летаю 2 сезон.

Для бальзы впечатляющий результат.

erralin
Algimantas:

Мессер от Романа-лучшее из того, что держал в руках ИВБ/Союз-500.

Лучшее вообще или лучшее из “мессеров”?

Algimantas

Лучшие из тех, что видели, либо держали в руках. Сделано с любовью и с душой. Очень живучие, выдерживали жёсткий, контактный бой.
На этих Мессерах у Макса состоялась первая крупная победа, показанная сразу на 3-х каналах ТВ! 😃😃😃

erralin

Ого! Надо и нам ТВ пригласить в следующий раз…

Так мы зря построили Ки-43? Эти мессеры лучше Ла-7 и зеро? Какой прототип лучше?
Василий Александрович говорит, что не в самолете дело, а в связке “самолет+пилот”. Так ли это?

Bf-109

Тут вот ведь какая штука - мессер, на мой взгляд, настолько удачный самолёт в плане аэродинамики, что летит в любом масштабе. А так конечно же все самолёты хороши, но для своего типа боя. Мессер в собачей свалке чувствует себя не уютно. Этот самолёт хорош в тактике - свалился сверху из облаков, укусил и удрал, или наоборот снизу. Т.е. горизонтали и вертикали его конёк. На виражах он слаб.

Algimantas

Соглашусь с Романом. Что касается прототипов, если первые победы были на Мессерах (от Романа), то чемпионство и самые значимые победы состоялись на ЛА-7. Классный самолёт, великий пилот (Иван Кожедуб) приятно и почётно летать на таком прототипе! Зеро от Дениса супер манёвренный и летучий к тому же красивый, но не подходит для стиля боя Макса. Одним словом-каждому своё!

Maxyx
Bob=:

Проверяем!

Немного не так. Мне уже больше 18, то есть уже не Ю. Падалка Максим. Прошу поправить пожалуйста

Bf-109

Да, Ла-7 хорош. Вот ЛаГГ-3 от Дениса, я думаю не хуже был бы. Мой ЛаГГ вроде летал, но сыроват был. Болваночка осталась - надо до ума доводить. Ещё интересен корсар. Денис, что скажешь - как летит самолётик?

erralin

Где взять Ла-7, на котором одерживал победы Максимилиан? У Дениса?

Bf-109
erralin:

Где взять Ла-7, на котором одерживал победы Максимилиан? У Дениса?

Да, Денис их делал, но это уже к нему вопросы.

Андрей_Зазулин
Algimantas:

Одним словом-каждому своё!

Надо выбирать . Надо летать и соревноваться . И только с сильными , злобными и прошаренными соперниками . Самоизоляция - до добра не доводит . Пример - Макс Лялис и Дима Шаманов . В соперничестве с лучшими пилотами Европы и друг с другом эти два мальчика выросли в реальных мастеров . Конечно же , львиную долю в их успехи привнесли их Папы , но Папы - не летают и не рубят . Летают и рубят эти мальчишки . И матчасть под себя они выбрали только после двух десятков стартов , самых тяжёлых и самых представительных .