F-22 Raptor - постройка, настройка, полет

mewgun

Просматривая одноименную тему на рцгрупс обратил внимание на то, как один товарисч сделал еще и елероны. Приводятся они теми же сервами что и элевоны тока тяги в другие дырки на качалке вставлены. Чем такое решение может помочь? Имеет ли смысл повторять на своей модели, если учесть что пилот не очень опытный?

msv

Просматривая одноименную тему на рцгрупс…

На рсгрупс тема тоже назавается “Помогите первый раз подключить всю электронику…”??? 😁
Что-то в разных темах попадались просьбы о переименовании, но ни одного переименования не замечал.
Вопрос к модераторам - это по каким-то причинам невозможно?

Предполагаю, что дополнение элеронами (точнее элевонами на крыльях), требуется для увеличения управляемости в первую очередь по крену - на крыльях плечо больше получается. Те. для того что-бы крутить бочки со скоростью пропеллера. 😃

mewgun

А имеет ли смылс поставить отдельные сервы на элевоны на крыльях и управлять как обычным самолетом?

ADF

Почти у всех моделей типа современных истребителей, особенно с толкающим винтом (когда тот совсем на заднице) плохая управляемость на малых скоростях, поэтому классическая система элероны + РВ получается эффективнее, чем просто раздельные половинки горизонтального оперения, смикшированные как элевоны.

Если винт в прорези или на носу - проблема не должна быть такой острой, так как рули хорошо обдуваются даже на малых скоростях полета.

На 95% уверен, что в данном случае заморачиваться с отдельными элеронами совершенно не стоит.

mewgun

И еще чисто теоретический вопрос, может и не в тему.
Или отправте меня где можно прочесть-посмотреть. Чем обусловленна установка стабилизаторов под углом? почему не прямо?

msv

Наверное правильнее сначала ставить задачу, а потом искать пути ее решения. А Вы предлагаете решения и просите найти под них задачу? 😃
Вроде бы попадался где-то СУ27 с винтом посередине и с классической схемой управления- элероны, РВ, РН.
Наверное в принципе и здесь это возможно.
Но пока не вижу особого смысла. Пилотажка все равно не получится. А погонять, поколбаситься и элевонов должно хватить.

ADF
mewgun:

И еще чисто теоретический вопрос, может и не в тему.
Или отправте меня где можно прочесть-посмотреть. Чем обусловленна установка стабилизаторов под углом? почему не прямо?

Находим любую самую простую книжку по авиамоделизму, где есть основы теории самолета. И читаем раздел “устойчивость” 😉

sashok17

а вот и я начал собирать самолётиккк. Правда ещё стабилизатор не приделал. размах получается 81 см ровно.

msv

Чем обусловленна установка стабилизаторов под углом?

Честно говоря, я думал что это больше для копийности… Это все-таки не совсем V-оперение. Неужели такая конструкция увеличит устойчивость? Ну теперь уж и не знаю…

У меня накапало взлетного веса аж 265г. Многовато для размаха 490… Грамм 50 сбросить бы… Заметно уменьшить вес планера без существенного уменьшения прочности сложно. Конечно вмг+рег тяжеловаты, ну тут уж- что есть. А вот увеличить размер раза в полтора с незначительным увеличением веса значительно проще. Тч. sashok17 - имхо верной дорогой идете!

ADF

Вес к размаху как-то мало о чем говорит… Нагрузка (вес, деленый на площадь) какая получается?

msv

ОНО полетело!!!
Подробности после, переживу впечатления… 😃
Пока только скажу новичкам, для первого полета, все-таки стройте, пусть паралельно, тренер…

msv

Дело было так… Выдвинулись на полянку всем семейством. Погода замечательная, солнышко, последнее тепло, практически полный штиль. Когда все так хорошо, как-то становится тревожно, где-то прячется скрытая угроза… Вообщем мандраж почти как на первых полетушках…
Итак все включено, проверено, выбрана полетная зона, бросок сына, взлет. Самолет делает рывок к ближайшему дереву (градусов 40 от предполагаемой линии взлета, на удалении метров 15), врезается и падает с него метров с десяти. Пытаемся проанализировать ошибки. Вывод- по привычке на взлете дал полный газ, самолет реактивным моментом потащило влево. Успел парировать крен, но направление самолет не успел поменять. Время первого полета 0.8 сек… 😃
Осмотр повреждений- ничего страшного. Мелкий ремонт и опять взлет. Полетел! Скорость бешенная (для меня), планирует чуть лучше табуретки, но летит! Тут еще засада обнаружилась- при отлете метров на 200 начинаются сбои в работе двигателя и по управлению колбасит. Приемник новый, чутье поленился проверить… Итого 4 взлета - 1 удачная посадка. В итоге ломаю при посадке винт ( и как только умудрился при такой компановке).
После запускаю свой двухмоторный планер/тренер, ощущение что он вообще на месте стоит… Можно отвернуться, поговорить а он летит себе потихоньку… А мне ведь раньше думалось, что он довольно быстро летает… 😃
Итак минусы:

  • очень большая скорость;
  • какая-то вертлявость. Те. не высокая маневренность, а именно вертлявость по крену. Начинаешь закладывать вираж, он очень вяло реагирует, а потом вдруг резко избыточно крениться. Думаю тут нужно привыкать, поначало вообще мучение было, а потом вроде приловчился маленько.
  • высокая скорость сваливания. На посадке совершенно неожиданно валится на крыло и если высота меньше метра - посадка кубарем.
  • плохо планирует с выключенным двигом, почти по баллистической траектории… Надо привыкать планировать с двигом.
    Плюсы:
  • очень большая скорость; 😃
  • самолет очень красиво смотрится в полете;
  • вызывает жуткое желание полететь еще и обуздать таки эту птичку.
    Видео писали на старенькую VHS камеру. Будет время перегоню, нарежу, выложу.
    ЗЫ сейчас переделаю мотораму, поставлю старый, проверенный приемник, и если погода не испортится к вчеру на полеты! Блин… зацепило… 😃
ADF

Все плосколеты (когда основное крыло плоское) категорически не любят летать, когда нагрузка большая. Потому, что начинают в полный рост сказываться ужасные срывные х-ки - в частности при обычном вираже запросто частично сорвать крыло, вот тогда и возникает описанный вами резкий крен…

Про резкую работу газом и в том числе давание полного газа со старта буквально недавно в какой-то теме в очередной раз отписывался… О том, что этого делать категорически нельзя - как раз потому, что траектория самолета становится непредсказуемой.

Про плохо планирует - попробуйте центр тяжести немножко вперед сдвинуть, для начала на полтора-два см.

Еще проверьте, достаточная ли жесткость конструкции, особенно левых и правых половинок (крылом языг не поворачивается назвать 😃) на кручение, а также возможность изгибания основания рулей в противофазе самим рулям. Наличие подобных видов упругости планера влияет на управляемость исключительно поганым образом.

msv

Про то, что нельзя делать старт с полным газом читал и Ваше сообщение, и на рсгрупс, и на видео от рсгрупс комменты, да и здравый смысл подсказывал… Но адреналин и привычка сделали свое черное дело…
Центровку пробовал немного менять, но, честно говоря, как-то даже толком разницу не понял. Все-таки эту конструкцию сложно назвать самолетом, скорее, как красиво написал где-то кажется Alex3x, мотор с рулями.
Ну да полетаю, попривыкну, может и до триммирования еще дело дойдет… 😃

ADF

Попробуйте под эту же начинку сделать такой-же, но более крупный самолет, и при этом не набрать дополнительного весу. Тогда он станет менее срывной и более предсказуемый в полете.
Еще на задние кромки крыла (новой, более крупной модели) можно поставить небольшие тормозные щитки в виде дырявых пенопластовых пластинок под углом 45-60 градусов к набегающему потоку воздуха, сверху и снизу симметрично (чтобы по тангажу момента не возникало). Тогда самолетина будет не такая скоростная и по динамике будет больше похожа на нормальный самолет, хотя планировать без двигателя будет также плохо или даже еще хуже… Но чем-то надо жертвовать!

msv

Вчера еще маленько полетал… Уже с более “холодной” головой но еще с дрожью в коленках. Бросать пришлось самому, обнаружил еще одну сложность. Бросать левой рукой ровно, да не попасть под винт не рискнул. Держать левую руку на стике крен/РВ как-то показалось тоже неудобно. Понадеялся, что после броска успею ухватиться за стик. Успеть-то успел, но пока выправил крен, подъем начал чиркнув 10-ти сантиметровую травку. Боюсь в следующий раз так может не получиться… Наверное надо все-таки триммировать хотя бы крен для средних оборотов двига. Немного освоившись с удержанием в секторе полетов, попробовал пилотаж. Бочки очень красиво и ровно на восходящих. В горизонтальном полете размазаны и с большой потерей высоты. Как ни странно, большие проблемы с петлями. Появляется крен который очень не просто парировать, так ни одной ровной петли и не получилось. Наверное тут надо много тренироваться, учиться возможно “играть” газом итп. Долетал до отсечки- посадка. Понял, что надо забыть как сажал свои летучие модели, для которых надо заходить метров за 150 и на высоте чем меньше тем лучше- постоянные проблемы с перелетом. Тут с двигом надо подлететь к месту посадки, на высоте метров 10 двиг отключить, “планировать” градусов под 30, и уже перед самой землей PB плавно до упора на себя. Получается мягкий плюх.
Резюмируя впечатления:
если Вы новичок и

  • полеты на тренере уже становятся скучноваты
  • предсказуемость пилотажки уже не напрягает
  • порхание на фане со скоростью пешехода уже не производит особых впечатлений
    этот самолет для Вас! Вспомните дрожь в коленках и легкое шоковое состояние перед стартом… 😃
sashok17

скажите: мотор весит 60 грам
аккум грам 100
тяга мотора примерно грам 500
вопрос полетит ли самик с размахом в 81 см.? на фотке есть

Геннадий2610
sashok17:

полетит ли самик с размахом в 81 см.?

А примерный вес самика ?