Крылатый Опус

dimonp
Veider1972:

Вот ещё хочу пару вопросов задать:

1_Про стабилизатор:
То, что его немного загнуло, это конечно не очень хорошо, но я бы переделывать не стал - прогиб совсем небольшой.
Собственно говоря, у меня получилось точно так же - аэроплан летит абсолютно замечательно.
2_Про рули высоты:
У меня между половинками стоит торсион (П-образная скоба из 3мм стальной проволоки), поэтому я эти места полностью заполнил бальзой.
Раздельный привод рулей высоты на Опусе - абсолютно лишнее. Нет ни одного плюса, только минусы. Хотя нет, есть один “+”, добавится вес 😃
И к стати, я не знаю ни одного Опуса с раздельным приводом рулей высоты.

По делу вроде всё, теперь малость порассуждаю:
Различных аналогов Опуса в продаже навалом, но бОльшая их часть это как правило некий симбиоз - переF3A/недо3D, а хотелось именно бескомпромисный классический F3Aшный тренерок.
Конструктив и качество сборки большинства бюджетных ARF тоже оставляют желать лучшего.
В общем-то строить самолёты я умею и люблю, поэтому и появился проект “OPUS-F3A”, именно F3A.
По прошествии времени могу с уверенностью констатировать, что все поставленные цели и задачи были не просто достигнуты, а многократно перевыполнены.

А для “повисеть и покувыркаться” есть другая техника, которая это делает гораздо лучше Опуса.

Veider1972:

Я на многих фотографиях видел, что на опусе стоят две рулевые машинки на каждую половину стабилизатора…

Да, Вадим, на всех Опусах в хвосте стоят две рулевые машинки, только обратите внимание: одна на руль высоты, вторая на руль направления.
А возможность установки рулевой машинки руля направления под фонарём предусмотрена “на всякий случай”, если вдруг возникнут проблемы с центровкой.
У нас эта возможность никому не пригодилась.

Veider1972
dimonp:

“на всякий случай”

Ах вот оно в чём дело-то!!! А я-то голову себе ломаю… Тогда действительно всё просто и знакомо.

А насчёт стабилизатора, то тут уже поздно. Я его вчера под краном пролил и теперь он сохнет. Так что теперь осталось дождаться результата. 😃
Ну а уж если он разлезется… Ну что же, сделаю новый.

Veider1972

Сегодня обработал переднюю кромку киля:

Перед этим, правда, сначала пришлось выточить оправку для закругления. Сделал её круглым напильником и вовнутрь вклеил шкурку на двухстороннем скотче.
Стабилизатор ещё влажноват, но выглядит ровным. Думаю, что до завтра уже досохнет.
Стык с рулями собираюсь сточить градусов под 30°, так, чтобы максимальные углы составляли 60°. Конечно, на такой угол их отклонять не надо, это с запасом… А у вас как?

dimonp

Я на задней кромке киля и стабилизатора вообще ничего не стачивал, фаски накладывал только на передних кромках рулей. Приблизительно градусов по 35-40. Этого более чем достаточно.

Veider1972
dimonp:

только на передних

Это даже ещё проще…

Veider1972

Добрый вечер, друзья!
Сегодня сделал фаску на руле направления. Не знаю, как делаете вы, а я для этого использую две линейки:

А режу обычным ножом. Тут, главное, не торопиться и помногу не срезать.
Получается достаточно ровно:

С расчётом отступов особо не парюсь. Рисую в графическом редакторе и отмеряю, сколько получилось:

Только я на фотографии забыл опять наклонные линии вернуть к первоначальным углам 40° (Сейчас они на 35° повёрнуты)
Стабилизатор высох, и теперь он достаточно ровный:

Ну и ещё я обшил рули высоты:

Завтра им тоже фаску снимать буду…
Ну и на сегодня всё…

Prophead

Размечаю центральную линию на торце и фаску на плоскости, потом рубанком/шкурилкой…

Veider1972
Prophead:

Размечаю центральную линию на торце и фаску на плоскости, потом рубанком/шкурилкой…

Думаю, что так дольше. Я минут 10 потратил…

Prophead

Я как-то никогда не волновался об этом, в виду предельной простоты операции, и уж тем более время здесь роли не играет. Хотя проще и быстрей не придумать. Если только взять уголок с наклеенной на внутреннюю сторону наждачной бумагой.

Veider1972

Добрый вечер, друзья!
Сегодня работал над стабилизатором. Получилось вот что:

Стоит сказать, что я чуть не испортил один из стабилизаторов, когда решил срезать кромку привычным способом. Оказалось, что он работает только для плоских поверхностей. И я чуть не срезал лишку. Почесав репу, вспомнил, как в предыдущем посте упоминался уголок со шкуркой, достал алюминиевый уголок, наклеил шкурку и срезал фаску. Правда пыли надышался, но это уже другой вопрос. Со стабилизатором осталось только сделать прорези для петель, и можно вклеивать.
Кстати, хочу заодно спросить. Я когда фюзеляж обшивал, заметил, что на одной дощечке есть небольшой дефект - примерно посередине небольшая канавка:

Я сразу не увидел, но вот теперь думаю вырезать часть, а затем вклеить новый кусок, а то вдруг плёнка в этом месте не прилипнет… А вы что посоветуете?
Да, вот ещё вопрос. В районе киля фюзеляж дошивается цельным куском бальзы после его вклейки, или тоже дощечкой выгнутой?
Ну и, на сегодня, всё.

Prophead

Это вмятина, или при изготовлении шпона инструмент дернуло ? Можно попробовать смочить водицей, и прогреть утюгом.

Veider1972

Да нет, к сожалению это не вмятина, а именно инструмент дёрнуло. Боюсь, что вода с утюгом не помогут…

Prophead

Шпаклевать, или не париться вовсе. Просто не прижимать пленку утюгом в этом месте.

FFedor

Ну вот, и интрига,а как сделает Вадим, подождём, вопрос не праздный.

Veider1972

Добрый вечер, друзья!
Сегодня занимался крышкой кабины:

Осталось подшкурить, отрезать лишнее и крышку вклеить.

Veider1972

Добрый вечер, друзья!
Сегодня немного поковырялся с самолётом.
Теперь дефект обшивки выглядит так:

Я не стал шпаклевать, чтобы лишнего веса не было, но и оставлять как есть тоже не хотелось. Поэтому я врезал новый кусок.
Доклеил боковины обшивки фюзеляжа и прорезал пазы под стабилизатор. Сразу же стало понятно, что я его тоже оставил под старую толщину фанеры, и теперь мне надо будет его на полтора мм сделать шире.
В общем пока самолёт выглядит так:

На сегодня больше ничего не планирую делать…

FFedor
Veider1972:

На сегодня больше ничего не планирую делать…

Верно, без фанатизма, отдыхать,тоже надо.

Veider1972

Добрый вечер, друзья!
Сегодня целый вечер растачивал паз под стабилизатор. Его надо было расширить на 1.5 мм. Получилось вот так:

На глаз, вроде, ровно встало. Заходит сейчас достаточно плотно. Вот не знаю, может на циакрин посадить? Боюсь пва не влезет в такой тугой стык… И вообще, думаю, может пролить все швы циакрином, для прочности?
И по петлям… Думаю поставить по 3 петли на каждый руль. Вот только пока не решил как ставить внутренние петли на рули высоты. Если там ставить торсион, то получается, что петля должна находиться дальше от центра, чтобы осталось место для торсиона… Что скажете?

михаил76

На счёт петель - всё верно. Ставьте на три на каждый руль. И под торсион места хватит.
у меня на половинку руля высоты торсион заходит на 36мм, а первая петля начинается через 50 мм

По циакрину, мне кажется, правильное решение. Жидким (затекающим циакрином) пролейте узел крепления фюза со стабилизатором со всех сторон.
А на счёт швов… если не уверены в прочности - тоже можно пролить.

Всеволод

На всякий случай: думаю, стоит сначала обтянуть фюзеляж и оперение и лишь потом вклеивать стабилизатор.
Также, места крепления сервомашинок я бы подготовил ДО вклеивания стабилизатора(наверное, и машинки бы закрепил, после может быть неудобно)

Veider1972
Всеволод:

сначала обтянуть фюзеляж и оперение

Согласен, так будет гораздо удобнее. И не забыть оставить места стыка с на стабилизаторе без плёнки. Иначе не приклеится как надо…