История кордовых в фотографиях

Turkin
PROPELLER:

Николай, а можно из первых уст о моделях того времени: корды, винты, горючка, моторчики?

Здравствуйте Сергей, здравствуйте Все! Давайте вернемся в 50-е.

Производилось два компрессионных двигателя: ЦАМЛ-50 (1,8 куб. см) и К-16 (4,4 куб. см). В конце 50-х появился МК-12С (2,5 куб. см). Наличие в достаточном количестве этих двигателей существенно повлияло на развитие массового авиамоделизма. Наиболее простой рецепт топлива – три равные части эфира, керосина и автомобильного масла. В качестве «допинга» применялся амилнитрит. В свободной продаже он отсутствовал, но к соревнованиям как-то доставали несколько ампул.

Калильные двигатели, прежде всего для скоростных моделей, начали активно осваивать уже ближе к концу 50-х. Можно сказать, что базовой моделью, повлиявшей на многие как отечественные, так и зарубежные разработки, был итальянский двигатель Super Tiger G-20 (2,5 куб. см). Конкурентами на соревнованиях скоростников выступали MVVS (Чехословакия), Moki (Венгрия), Torpedo – 15 (США). Super Tiger имел жесткую конструкцию, минимальное количество деталей, точная шлифовка поршня, цилиндра и групповая сборка позволяли обойтись без операции притирки при сборке двигателей. Меня в свое время удивило сообщение, что на одном из заводов в США в цехе, где производилась шлифовка поршней и цилиндров, стояла система очистки воздуха от пыли.
Стандартный рецепт топлива – 20-25 % касторового масла, остальное – метанол. Для получения большей мощности часть метанола заменяли нитрометаном, добавляя при этом нитробензол и амилацетат. Были еще сильно действующие присадки к топливу, но все это соревнование с присадками кончилось в 1960 году, когда было принято решение о применении стандартного двухкомпонентного топлива на соревнованиях скоростных моделей.

В 1958 году было принято решение, что площадь несущих поверхностей скоростных моделей 1-й категории должна быть не менее 5 кв. дм. Перед этим ограничения по площади не было. Модели выглядели очень миниатюрно. Достаточная подъемная сила появлялась только при заметной скорости. Летали по 14 кругов на двух кордах длиной 11,34 м и диаметром 0,25 мм. При рекордных попытках применяли корд диаметром 0,2 мм, что иногда заканчивалось печально.

Винты применялись деревянные, самодельные. Изготавливались с помощью двух шаблонов: вид сверху и вид сбоку. Наилучший материал – граб. Шаблоны передавались «из рук в руки», особенно, если полеты были успешные. Были интересные винты фирмы Торпедо (США). Они были изготовлены из сравнительно мягкой породы дерева, но пропитаны какой-то смолой и отформованы под высоким давлением. Лопасти выглядели гладкими и, естественно, одинаковыми. Винты MVVS, выполненные из граба, носили следы машинной обработки, но как все это выполнялось, выяснить не удалось.

Несколько фотографий из домашнего архива.

Тренировочная кордовая модель с двигателем К-16, первый опыт полетов, 1953 год.

Авиамоделисты Ленинградского Дворца пионеров, 1955 год. Молодой человек, который стоит, держит в руках кордовую модель типа «летающее крыло», для которых в те годы существовала отдельная сетка рекордов. А установить даже юношеский рекорд считалось очень престижно. Второй справа – стал знаменит на всю страну. Его цветная фотография, сделанная во время занятий в авиамодельной лаборатории, появилась на первой странице обложки самого массового общественно-политического журнала СССР «Огонек».

Скоростная модель под двигатель МК-12С, 1955 год. Был установлен Всесоюзный юношеский рекорд скорости 124 км/час.

В начале 50-х начал зарождаться класс пилотажных моделей. Очень хотелось как можно скорее попробовать фигуры высшего пилотажа. Прямые петли получились сравнительно легко, после обратных и «полета не спине» понял, что это не для меня.

Две первые пилотажные модели с двигателем К-16, 1954-55 г.

Всех поздравляю с наступающим 2012 годом и до новых встреч!

GeeBee
Turkin:

Молодой человек, который стоит, держит в руках кордовую модель типа «летающее крыло»…

Это Вы?

Turkin
GeeBee:

Это Вы?

Я…в соломенной шляпе!

RUSLAN_KIEV

Николай - большое спасибо за настоящую Историю Авиамоделизма и за поздравления с наступающим Новым Годом!..Вас так же с Наступающим, всего самого наилучшего и почаще появляться на форуме!..PS… скажите а на фото Ленинградских авиамоделистов ,в самом центре на траве - это Ваша скоростная модель?

PROPELLER

😮

Turkin:

кордах длиной 11,34 м

Вот оказывается в чём собака зарыта! Никак не мог представить как мог взлететь самолёт с такой площадью при столь низких скоростях. СПАСИБО!

Turkin
RUSLAN_KIEV:

PS… скажите а на фото Ленинградских авиамоделистов, в самом центре на траве - это Ваша скоростная модель?

Да, Вы правильно угадали.
О фото, оно сделано на аэродроме вблизи г. Гатчина (45 км южнее Санкт-Петербурга), история которого связана с первыми шагами большой авиации.

LODSAT
Turkin:

В начале 50-х начал зарождаться класс пилотажных моделей.

Здравствуйте, а гонки появились уже позже пилотажек?

Спасибо за освещение истории авиамоделизма, эта информация одна из самых важных на этом форуме! Ну и заранее поздравляю с наступающим!

И ещё один вопрос, вы наверняка в те времена общались с более старшими авиамоделистами, понятно что с той поры прошло немало времени но все-таки когда же у нас в стране зародился кордовый авиамоделизм? Я специально искал в старых книгах доступных в интернете информацию об этом и как я понял впервые кордовыми у нас начали заниматься после войны. Самое первое упоминание которое я нашел в книгах это упоминание в книге «Авиационный моделизм» что в 1949 году скорость модели О. Гаевского составила 116,687 км/ч при объеме двигателя 9,96 см3.

Turkin
LODSAT:

Здравствуйте, а гонки появились уже позже пилотажек?

Да, гоночные модели появились позднее пилотажных, первый Чемпионат СССР был разыгран в 1956 году. Если обнаружу сведения на зарубежных сайтах, сообщу дополительно.
С авиамоделизмом я соприкоснулся в 1950 году и кордовые модели уже существовали. Ron Moulton, редактор журнала Aeromodeller в 60-е годы, рассказал мне, что первые полеты кордовых моделей были совершены в 1946 году в Южной Африке, где он тогда находился. Возможно есть и другие сведения на эту тему.

Мне было послано личное сообщение, но вследствие небольшого сбоя в работе компьютера не смог его принять и ответить. Если возможно, повторите сообщение. Спасибо.

moonchild

Этот топик уже более чем заслуживает отдельного раздела, к примеру, “История авиамоделизма (СССР)”. Фотографии, комментарии, дипломы…

avtandil

История кордовых в фотографиях

Название этой темы чем не устраивает?
Зачем переносить?

GALL

Если бы еще сюда тему- 1957 ГОД перенесть ,то было бы вообще здорово…

6pvv

Уважаемые моделисты!
Думаю, что название не определяет сущности…
Очень хорошо, что мы можем здесь вспомнить нашу молодость, молодость нашего общего увлечения - авиамоделизма…
Конечно, можно заняться изобретением более подходящих названий…, но лично мне гораздо важнее содержание.
Примите мои наилудшие пожелания.
Всех с наступающим Новым годом!

6pvv
Turkin:

…гоночные модели появились позднее пилотажных, первый Чемпионат СССР был разыгран в 1956 году.

До этого я и не представлял себе, что уаствовал в столь динамично развивавшемся виде спортивных состязаний…
Спасибо Вам большое.

Марат
Turkin:

что первые полеты кордовых моделей были совершены в 1946 году в Южной Африке

Читаем топик номер 3 …

LODSAT

Дабы одно важное сообщение о нашей истории не утонуло в море информации:
rcopen.com/forum/f6/topic215837/30
Речь видимо там не про гонки а про скоростные. Кордовая электричка сделанная в конце 40-х или в начале 50-х!!!

Turkin:

Да, гоночные модели появились позднее пилотажных, первый Чемпионат СССР был разыгран в 1956 году.

Извиняюсь, забыл спросить про бойцовки… не подскажите?

ДедЮз
LODSAT:

Извиняюсь, забыл спросить про бойцовки… не подскажите?

Насколько помню, информация в журналах (Чешских, Англ. и др) о классе “Combat”, появились в 59-60 годах. ограничений по кубатуре не было.
Вопрос к уважаемому Николаю Туркину. Перед ЧМ 1962 года, сборы скоростников сбрной команды СССР проводились в Ереване. Были: Васильченко, Шкурский (тренеры), Наталенко, Жебряков, Караганов, Лапынин, Букреев, Афанасьев и другие, около 10-12 человек, Вы тоже присутствовали? Вспомнил это событие по интересному поводу, перед разъездом сборники заинтересовалсь Ереванским крытым рынком, я их повел на “экскурсию”, а затем проводил в гостиницу. В тот же день я уехал в Харьков. Экскурсия была очень специфическая, хотелось бы узнать, кто нибудь помнит это событие?

dENISCA
avtandil:

Название этой темы чем не устраивает? Зачем переносить?

История намного обширнее чем мы тут описываем.
Например мало инфы о свободном лете, ракетомоделизме, комнатных и т.д.
в одной ветке это не уместить.

Марат
dENISCA:

мало инфы о свободном лете, ракетомоделизме, комнатных и т.д.

Так вроде тема называется:“История кордовых в фотографиях”…

Создайте тему про свободный лёт - почему бы и нет - народ обязательно подтянется!

moonchild

Согласен с Денисом. Хочется ознакомиться с воспоминаниями старейшин.