Много общих вопросов по постройке первой пилотажки с ДВС

Pirog

Всем привет, сразу напишу что много ответов на форуме не нашёл, поэтому создал тему, я думаю она будет полезна многим.

Итак, что имеем по пилоту) т.е. мне. Летаю три года на бальзовых/пенопластовых пилотажках, ВСЕ построены мной, последняя самая лучшая EXTRA 300,
IMG_1054.jpg
то что вышло, на аватарке и в альбоме на яндексе.
Что умею делать. Хорошо отработанный комплекс “новичек” (С 11) и отдельно некоторые фигуры средней сложности, типа харриер и зависания.
Вопрос первый смогу ли я сразу полететь на большой пилотажке с ДВС? Большая ли разница в управлении?
Теперь что хочется, Су-26 или Су-31, размах около 1,6м-1,7м. Нашёл несколько чертежей, совершенно разных чертежей.
Вопрос сразу про ДВС, хочу именно бензиновый двигатель, ввиду дешевизны топлива, и большого опыта работы с малокубатурными двигателями на наземной технике. Правильно ли именно бензиновый, какие аргументы за метанол?
Дальше, кубатура движка. Моя бальзовая Extra размахом 1,2 весит всего 900гр. Модель для ДВС, размахом 1,6 будет весить, как я полагаю с движком около 3-4 кг, какая должна быть кубатура на такую модель, нужно что то типа формулы вес/кубатура, естественно с тяговооруженностью около 1,5.
Где лучше покупать движок? я всё привык с Хоббикинга таскать, можно ли брать от туда китайские движки, какие фирмы посоветуете? Можно ли брать движок с рук, типа здесь на форуме?
Аппаратура. Летаю на обычной Турниге 9X, отказов почти за три года не было, всё устраивает, у той же Футабы у коллег на поле отказов было сильно больше. Думаю можно продолжать использовать её на “дорогом” самолёте?
Машинки, понял что для управлением дросселем нужна качественная машинка уровня не ниже hitec, полагаю что и на органы управления самые дешёвые турниги не пойдут.

По поводу самой модели, понял что всё строится из фанеры 3мм, бальза же в самый ненагруженных незначимых местах, типа законцовок оперения. Можно ли использовать фанеру 2мм, всётаки вес?
Про клей. Бальзу клеил всегда циакрином, обычное дерево тайдбондом (качественный пва). Чем посоветуете клеить детали для двс пилотажки?

Про крепления крыла. Модель будет сильно больше чем я привык, крылья нужно делать съёмными, конструкцию понял примерно, в фюзеляже углепластиковая или дюралевая трубка на которую насаживаются крылья, вопрос, а что дальше как они дальше фиксируются? Мне представляются два дюралевых ушка на концах корневых нервюр а в фюзеляже две шпильки на которые ушки насаживаются и затягиваются гайками, но что то это не по самолётному, болты, гайки, торчать будут. Подскажите как? можно фото у кого то есть или схемка простейшая, на чертежах этот момент не нашёл вообще. Может у кого чертежи этих моделей или похожих есть.

Пока всё. Процесс постройки начнётся не скоро, не раньше следующего “не сезона”, но за это время хочу набраться информации по движкам и материалам, и точно приобрести двигатель. Типа строить модель под движок, что не очень правильно, но мне кажется логично. Если тему не удалят, по ходу буду здесь спрашивать остальные непонятки.

Алеша_Татаров

Как убежденный сторонник ДВС ных моторов посоветую сразу делать самолет под мотор 20 кубов. Размахом 1600 -1700 см и весом до 3 кг. Мотор DLE 20 , можно купить на этом форуме. Полетите сразу и без проблем. Но надо учесть одно: такой самолет не терпит резкой работы рулями на малой скорости. Это для новичков.Центровку сначала сделать переднюю. И про аппаратуру- китай не надежен. Купите хотя бы ХАЙТЕК "ОПТИК-6 " .Сервы - тягой не менее 5 кг. Лучше 10 кг. Клей- ПВА белый. Все можно собирать из бальзы. Тлько лонжероны и стрингеры из липы. Ну а мотораму конечно из фанеры.

Ясон

У калилок по большому счету один недостаток, дорогое топливо. В остальном я за калилку (4т) Например 125 сайта или OS будут в тему.
По поводу крепления крыла. Да, на корневой нервюре 1-2 уха, например из 2 мм стеклотекстолита. В фюзеляже уши прикручиваются нейлоновыми болтами к вклееным гайкам (продаются специальные, со шляпкой и зубчиками) hobbyking.com/…/__8413__Blind_Nut_M4_10pcs_.html
лонжерон обычный из сосновых реек, в пространство между полок вклеиваются бальзовые пластинки(1.5-2мм) волокнами вертикально. Лобик зашивается бальзой 1.5мм. Получается очень прочное крыло. Если летать 3D то для 1.7м машинки надо килограмм на 10 (элероны) примерно аналогичные на руль высоты. РВ лучше делать из 2 отдельных половинок с приводом каждой половинки от своей машинки. На руль направления желательно не менее 15 кг.

Andry_M
  • Разница в управлении электро-бензо только в несколько медленном подхвате бензо. По рулям без разницы. Влияет только размер. Вот от него разница очень большая.
  • Су-26 или Су-31 с совершенно разных чертежей летают совершенно поразному. Больше зависит не от модели, а от изменения конкретного чертежа. Обычно сушки более срывные, со своим норовом.
    -бензиновый - метанол. Я за первый. Второй грязный, маслянистый выхлоп. Все пропитывается, отваливается пленка…
  • Малокубатурный бензин - утопия… Опытные парни говорят, что бензин начинается с 50 кубов. Чем меньше, тем больше проблем… Я маленькие не пробовал. Но надо хотябы 30 кубов. Это 1,8м размаха.
  • Свой движок покупал на башне. На ХС не советую. Посмотрите еще СДСхобби.
  • Турнига нормальный пульт. Летал на нем и сейчас летаю. Бензинка 50СС + куча электро. В конце года купил таранис. Тоже норм!
  • Выбор машинок. Есть тема по машинке на газ, рядом тема по выбору на 30СС. + куча тем по разным машинкам. Читайте, не ленитесь.
  • 3мм на 20СС перебор. 3мм на 50СС нормально.
  • Циакрин, Ваш ПВА, узлы моторамы - эпоксидка.
  • Дальше фиксируются капроновыми болтами или резиновой стяжкой через крючки. Вариантов много. Посмотрите у разных авторов. Мож что больше понравится…
  • Набираться информацией лучше читая форум, а не создавая темы “научите меня здесь и сейчас всему-всему”…

Удачи!

Pirog

Всем спасибо, я правда много тем видел, но остались вопросы, вы на все уже ответили, спасибо. Такие гайки для вклейки, мне кажется я видал в хоз.магах. В общем буду искать мотор и начинать строить.

Ясон
Andry_M:

Второй грязный, маслянистый выхлоп. Все пропитывается, отваливается пленка…

при грамотной организации выхлопа (особенно на 4т где масла в топливе меньше) самолет прилетает не сильно отличаясь по замаслености от бензинового собрата 😃 А в размахе 1.5-1.7 м бензиновой альтернативы, по удельной мощности, надежности и простоте эксплуатации калилкам пока нет. По поводу реакции на ручку газа. 4Т калилка при правильной настройке может дать фору даже электричке. раскрутка идет очень бысто, и часто самым слабым местом является скорость отработки машинки газа. Хотя с нынешними ценами на топливо бензин конечно выигрывает в экономическом плане.

Andry_M

Это только мое мнение. Не придерайтесь… 😒

Мой бензиныч после 15 полетов не требует протирки. После 30 протираю тряпочкой с обезжиркой.
4Т калила после 6 полетов была ужасно засрана 😃 начала отваливаться пленка…

Дело даже не в экономичности 1 полета… Тут каждый решает как ему удобней… Раньше пытался подсчитать, что там в деньгах. Получилось бензин дешевле электро. Однако с электро никакого гемора. Все быстро и четко. По реакции на газ заметно сразу. И даже не в серве дело…
За один день я вылетываю на электро намного больше. Бензинка то там, то сям… вобщем размеренные полетушки… 😒 Хотя бензинку заправляю сразу после приземления и как только залилась жижа, снова взлетаю. Вроде без перекура… 😃 но на круг выходит намного меньше… 😃

-----------------

Игорь, привет!!! Баня хорошо, но пора бы вернуться… 😉

Ясон

У меня с электро тоже практически без перерыва. В поле 6 паков. Одни заряжаются, на других летаю. Но удовольствие по сравнению с ДВС не то 😃 Все не живое какое то, как в симуляторе…

Andry_M
Ясон:

не живое какое то, как в симуляторе…

Звук? Размер?
Звук, конечно дает плюс. Но в реальных полетах, он отстает от “видео”… 😁 Допустим хочу сделать водопад. Дергаю ручку, слушаю звук и приравниваю его к фигуре…получается фигня. т.е. ничего не получается… 😃
Наплюю на звук, сделаю усилие что бы заткнуть себе уши - пошло дело! 😃
На электричках такого косяка с ушами нет. Там звук мотора на таких фиграх почти неслышен. Срабатывает реле - “ориентируемся по видео”…
Поэтому мне звук ДВС мешает…

Размер влияет на пилотирование. Мелкий более вертлявый, крупный поспокойней. Взяв оба вида в одном размере по поведению будут похожи…

Pirog

Я ограничен в емкости и токоотдаче аккамуляторов, на 5ти баночные переходить ох как дорого в связи с курсом рубля, + как мне кажется, модели с ДВС - уже не игрушки.

Ясон

Звук? Размер?

Звук, дым,запах 😃 Сам процесс заводки, настройки. Размер и на электро и на ДВС один 1.5м. Для спорта оно конечно электричка может и лучше, а для души, мне ДВС больше нравится. Я и в машинках и в лодках от электрики отказался. Да гоняет, проблем нет, но не интересно…

Pirog:

Я ограничен в емкости и токоотдаче аккамуляторов, на 5ти баночные переходить ох как дорого

для 1.7м 5 банок мало. Минимум 6 а лучше 8

Andry_M
Pirog:

на 5ти баночные переходить ох как дорого в связи с курсом рубля

Курс ударил по всем местам… и по ДВС…
5 банок маловато…это всего около 1,5м…тут примерно 10-12 (говорю о полтосе), точнее от размера…
И вылетать эти банки нужно за 2 года… Раскидываем на возможное кол-во полетов (не больше 120 на один акк) получаем цену 1 полета. Ремонт мотора а электричке - как 2 пальца обо…ь. Что не сказать о ДВС…
ДВС не вечный. Прикиньте стоимость з/ч на его ресурс. Поэтому цена 1 полета лежит глубже, не как кажется с первого раза - на поверхности…

На этот сезон планирую сократить все простои, увеличить кол-во вылетов в день. Посмотрим что выйдет.

Ясон
Andry_M:

И вылетать эти банки нужно за 2 года…

вот вот. Тут далеко не каждые выходные удается в поле выбраться, а ресурс батарей тикает 😉 так что для полетать не часто двс вполне себе экономичен.

spyder3
Andry_M:

Курс ударил по всем местам… и по ДВС…
5 банок маловато…это всего около 1,5м…тут примерно 10-12 (говорю о полтосе), точнее от размера…
И вылетать эти банки нужно за 2 года… Раскидываем на возможное кол-во полетов (не больше 120 на один акк) получаем цену 1 полета. Ремонт мотора а электричке - как 2 пальца обо…ь. Что не сказать о ДВС…
ДВС не вечный. Прикиньте стоимость з/ч на его ресурс. Поэтому цена 1 полета лежит глубже, не как кажется с первого раза - на поверхности…

На этот сезон планирую сократить все простои, увеличить кол-во вылетов в день. Посмотрим что выйдет.

Я не оспариваю вашу логику, но я брал батареии ешё в 2010 году как 5и так и 4х баночные. В прошлом году летал нормально, в этом буды смотреть. Прошлум летом выкинул 2 ЛиПо 2008 года. Полёты как и у большинства Суббота-Воскресение. Может правда я никогда не доводил до отсечки, вылётывал лимит 7-8мин и садил (другим то тоже надо дать полетать а не наглеть по 12мин колбасяйсь). Кроме конечно электро есть и 2 ДВС с саито 125. Полёты между всеми 4мя моделями поровну.

Ясон
spyder3:

Может правда я никогда не доводил до отсечки, вылётывал лимит 7-8мин и садил

Да больше и не получается, во всяком случае на тех батареях что у меня. После 5-6 минут это уже не пилотаж. Блинчиком полетать еще можно, но поведение модели в начале и конце полета заметно различается. Это одна из причин почему нравится ДВС. Там тапку в пол и тяга не зависит от остатка топлива в баке 😃
P.S.
Батарейки в основном rhino и wellpower shop.lindinger.at/product_info.php?cPath=1726&prod…

spyder3

Да двс как-то более интересно, особенно если дым поставить. Хотя с 2008г по лето 2014 ни одна из электромоделей (все они от 2кг до 4кг) даже не побилась или даже поцарапалсь хоть их и числом у меня в 2е больше. О ДВС такого не скажешь - потери были. Мотор не заводится -> нервничаешь и поэтому либо что то забыл либо поспешил. Вибрация и топливо требоет обязательного после полётного ремонта или как это назвать с подтяжкой, подклейкой отслоившейся плёнки, подкраской итп. Кроме того электричку, даже в на 25% большего чем ДВС размера, гораздо проще пилотировать и сажать. Можно мотор вкл/выкл для достижения оптима в скорости - а вот на двс даже на хх есть тяга

Вообще мне так видится, что для двс наиболее подходят чисто либо частично композитные модели.
Не подскажете где диллеры этой интересной фирмы CYModels (кроме внутри Российских конечно)
Декатлон и Ултралайт просто супер - компоzитный фюзеляж, правда наборные крылья

www.cymodel.com/Cn/pro_view.asp?id=148&cid=8&scid=

www.cymodel.com/Cn/pro_view.asp?id=64&cid=8&scid=

9 days later
Pirog

В общем процесс сдвинулся, приобрёл сегодня двигун

DSC_0556.JPG
MLD 35cc. Новый мотор, уже обкатывался, скушал 1,5 литра топлива на стенде. Купил тут на форуме. Конечно есть куча вопросов что куда втыкать и т д, но я почитаю форум, разберусь.
Самолётку решил делать Edge 540T 1800мм, по чертежам из этой темы rcopen.com/forum/f7/topic318113

Уже договорился с местным авиамодельным клубом, имеющим станок ЧПУ. Сейчас в поиске фанеры и бальзы, у самого дома много листов фанеры но она 3,5мм и кривовата, а нужно ровно 3мм и идеально ровную, и ещё нужны листы минимум 900мм длинной, т.к. в чертежах длинные детали.

Pirog

Спасибо, на сайте есть, буду звонить узнавать, главное трёшка по 250р, хоть завались ей если она есть!

1 month later
Pirog

Всем привет, процесс идёт!

DSC_0661.JPG

И уже накопилось не мало вопросов, надеюсь вы мне поможете, я когда то так же спрашивал про электрички.

  1. Подключение аппаратуры. Для электричек для меня всё ясно, приёмник, регуль, мотор, а тут у меня есть провод от зажигания, машинка управления дросселем или иглой и приёмник, если я подключаю машинку дросселя в приёмник, то куда я втыкаю батарейку бортового питания и зажигание? И отсюда следующие вопросы, какой тип батарей для борта покупать, какой ёмкости, на сколько их ПРИМЕРНО хватает?

  2. Про топливную магистраль. На карбюраторе у меня есть штуцер подачи топлива и штуцер, напаянный прошлым хозяином движка, на крышку мембраны(наверно). Что куда пихать?)) Я очень много имел дело с мембранными карбюраторами на триммерных движках, думал тут так же, подача и обратка, но знакомые мне говорят про ещё третью трубку связи баком с атмосферой, в общем сколько всего трубок должно идти от карбюратора в бак и обратно?

  3. Какие системы безопасности можно купить? Когда сбой аппы в электричке, не страшно, когда на бензиныче, опасно. Улетит с работающим движком хрен знает куда и людей покалечит, достаточно ли стандартного Фэйл Сейва?

  4. Нужно ли крепить аппаратуру самолёта через мягкую резину или вообще поролон, для уменьшения влияния вибрации, нужно ли и каким образом экранировать все провода в модели?

Заранее благодарен, просто уже пора заказывать электронику, нужно разбираться.

Ясон
  1. машинку газа втыкать туда же куда втыкал регуль на электричке. Бортовую батарею в любой свободный разъем приемника. Зажигание питать от отдельной батареи. Напряжение в зависимости от типа зажигалки. Некоторые не любят напряжение выше 6 вольт, некоторые позволяют питаться от 2S липолек. В общем смотрите на свою зажигалку там все написано. Аналогично с бортом. Если сервы HV то самый простой способ, это 2S липолька. Если обычные, то либо сборка из 4-5 гидридов или кадмия, либо 2S LI-Fe (6.6В) По емкости, 2.2-3 А/Ч
    если паять сборку из бытовых аккумуляторов размера АА, то желательно делать её в конфигурации 4S2P-5S2P, То есть запаралелить по 2 аккумулятора и из таких пар набирать требуемое напряжение. Токоотдача такой батареи будет достаточна для плотного пилотажа.
  2. с бензином плотно не знаком, не знаю.
  3. фал сейва достаточно.
  4. желательно амортизировать электронику. Экранировать нужно высоковольтный провод зажигания.
Губанов_Игорь

Евгений, ну если не знакомы с бензином, зачем тогда? Извините за мой французский…

  • файлсейва мало, обязательно нужен киллсвит (кнопка “СТОП” для зажигания), а сам файлсейв строить на “раскоряк”

  • в таком размере с бензомотором самолет фатально проигрывает в массе, поэтому зажигалку есть смысл питать от основной батареи. На такую схему уже перешли массово во всех размерах…

  • экранировать высоковольный провод НЕ НАДО

  • амортизировать электронику, ну не знаю, обычно никто не делает…

  • использовать в 21 веке гидриды или кадмий, это из области вредных советов ИМХО. Типа что бы быстрее просело напряжение и самолет упал…

  • батарейку 3 а/ч на такой маленький самолет? Кто же так делает?

Pirog

Спасибо, Т.е. грубо говоря одна батарея, подключается и в передатчик для питания машинок и от неё же разъём на зажигание, так? Насчёт кнопки выключения зажигания я предполагал 100%, поэтому и спрашивать не стал

Ясон
Губанов_Игорь:

файлсейва мало, обязательно нужен киллсвит (кнопка “СТОП” для зажигания)

Киллсвитч все равно управляется приемником, или я ошибаюсь? Что мешает запрограммировать канал приемника отвечающий за глушение, на то чтобы при пропадании сигнала глушился мотор? Или у автора приемник у которого фалсейф не на всех каналах настраивается?

Губанов_Игорь:

поэтому зажигалку есть смысл питать от основной батареи.

Я бы не стал, хотя бы исходя из того, что зажигалка источник импульсных помех.

Губанов_Игорь:
  • использовать в 21 веке гидриды или кадмий, это из области вредных советов ИМХО.

Ничего внезапно не проседает, зарядки хватает на летный день без вопросов. Может у меня аккумуляторы неправильные? 😃
Хотя конечно липольки интереснее в плане веса и скорости зарядки. Если сервы и приемыш HV липолька идеальный вариант.

Губанов_Игорь

Вы можете спорить хоть целый год, какой смысл? Без наличия на борту килсвитча мотор сам не заглушится, зажигалку можно питать хоть от танковой батареи, легче не станет, идеальный вариант каждый определяет сам.

Я к тому, что какой смысл давать вредные советы, точно не понимая о чем речь?

Pirog:

Спасибо, Т.е. грубо говоря одна батарея, подключается и в передатчик для питания машинок и от неё же разъём на зажигание, так? Насчёт кнопки выключения зажигания я предполагал 100%, поэтому и спрашивать не стал

От батарейки питается борт и зажигалка, только зажигалка включается через опторазвязку киллсвитча (все современные киллсвитчи имеют опторазвязку по питанию, что бы не вносить помехи от зажигалки на приемник), все остальное именно так