схема L297 + 7409 + irfz44
Пока только мой компьютер 😁 , на котором в microcap я “спаял” выходной каскад. В той модели IRLZ44, что есть в библиотеке МС7, оная avalanche-структура не учтена и я ее моделировал путем подключения сапрессора к цепи “сток-исток” или “сток-земля”. Разница есть, но это мой первый опыт моделирования импульсной схемы и объяснить увиденное я могу только частично. Хорошо видно, что драйвер(у меня это симметричный эмитерный повторитель) таки нужен и напряжение питания драйвера должно быть не менее 8В - лучше 12В.
Плохо, что в модели нет avalanche, это сразу ставит под сомнение ее адекватность реальному транзистору, соответственно и результаты моделирования могут быть далеки от реальности.
Кстати, модель может быть для IRFZ44, а не IRLZ44. Этим и объясняется ее любовь к повышенному напряжению на затворе.
Модель вообще работает без дополнительного драйвера затвора и питании 5 В?
В чем все же выражается разница в работе без драйвера и с ним?
P.S. То, что выход 74HC08 не такой мощный, как специальный драйвер, даже хорошо:
немного затянутся фронты, выброс напряжения на стоке при запирании будет меньше.
уже давно все наизусть курс выучили 😃
говорите за себя. вы не выучили. вы врете.
Понизил напряжение питания движка да 5В. Транзы холодные абсолютно. Движок греется градусов до 50-60.
Движок 4SHG Резистор -0.33ом Uref-0.5
дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.
Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)
++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.
дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.
Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)
Не пугайте человека: 0,5/0,33=1,5 А - нормальный ток для 4SHG.
Проверить есть ШИМ или нет можно только осциллографом.
++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.
Это ничего не подтверждает. Это может говорить о том, что выброс напряжения при запирании транзистора ниже 55 В - срабатывания avalanche.
Единственным достоверным подтверждением без приборов может быть проверка на активной нагрузке -например, мотоциклетных/автомобильных лампах, мощных низкоомных резисторах (2-3 Ома). Я такую проверку предлагал, Аэробус почему-то не хочет ее провести.
To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?
дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.
Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)
++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.
0.5/0.33=1.515…A
А движок по паспорту на 1,5А
Вот кусок схемы которая управляла конкретно этим двигом. Сколько ж вольт то надо ему?
А движок по паспорту на 1,5А
при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?
при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.
Как мне тут пояснили. Питать движки, для скорости установления тока в обмотках, надо напряжением в 5-6 раз выше паспортного. Т.е. получается 10-12в А судя по схеме туда подавалось чтото около 21В
To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?
Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.
Ток вашего мотора 2.3 / 1.5 = 1.53 A умножим на 0.33 Ом получим опорное напряжение 0.5 вольт для L297.
Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.
Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.
5-ваттных мало, у них сопротивление большое, соответственно 12 В источника питания будет недостаточно. Нужно использовать 60 Вт.
Включить их в тот драйвер, где Uref=0,5 В, R=0,33 Ом. Питание 12 В.
Если транзисторы при этом практически не будут греться, значит весь нагрев связан с выбросами напряжения на стоке.
я б советовал лампы брать на большее напряжение, так как у ламп сильно меняется сопротивление при накале.
Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.
Я в панике… 😦
Я же уже писал:
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
…
Скорее всего, по характеристикам это будет очень близко к ДШИ200-1.Упомянутый драйвер униполярный.
По закону Ома:
I=U/R=2,3/1,5=1,53 (A) - это номинальный ток в обмотке, его и нужно установить подстроечными резисторами драйвера.По поводу напряжения питания - оно должно быть тем выше, чем больше индуктивность и активное сопротивление обмотки, чтобы обеспечить быстрое шагание.
На практике имеет смысл начать с 24 В, если частота шагания устроит - на этом и остановиться. Если частота недостаточная - повысить напряжение питания. Верхний предел повышения - максимально допустимое напряжение сток-исток использованного ключевого транзистора. Однако имейте ввиду, что максимальная скорость шагания ограничена самим двигателем, да еще и нагрузка влияет - нужно плавно разгоняться/тормозить и двигатель не должен быть перегружен.
Так сколько 2,3, 5 или 12 или 24вольта?
А что касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится. Только когда коротнул на плате загорелась.
Я в панике… 😦
да чего паниковать, просто моторы делают на разные параметры питания.
то касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится.
Только когда коротнул на плате загорелась.
вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.
вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.
Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?
Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?
Юрий, я думаю, Вам нужно следовать каким-то одним советам, вместе получается такая каша…
(шампанское+водка=коктейль “северное сияние” - страшной убойной силы вещь).
Лампы нужно взять все на 60 Вт, только у них подходящее сопротивление.
Включить их вместо обмоток.
Uref=0,5 В Rизм=0,33 Ом
Питание 12 В.
Лампы могут не светиться, светиться слабо - это не значит, что схема не работает.
Блок будет работать в любом случае.
Цель эксперимента - определить причину нагрева транзисторов.
Варианты:
-
Транзисторы греются. Причина - они плохо отпираются (медленно, неполностью). Лечить можно только изменением схемы управления транзисторами, см. советы Anton_M
-
Транзисторы не греются, или греются незначительно. Значит причина их нагрева при включенном двигателе связана в основном с индуктивной нагрузкой - выбросами напряжения на транзисторе и, соответственно, срабатыванием avalanche структуры в транзисторе. Тогда про все советы Anton_M можно забыть и просто поставить транзисторы на радиатор.
Я думаю, наиболее вероятен вариант №2. Это следует из моих собственных экспериментов.
по тем параметрам что вы написали 5 вольт хватит с лихвой ! и будет ШИМ.
Ладно. Поэксперементирую с лампами. Для полноты картины.
ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.
Антон, Вы бы хоть что-то популярное прочитали о шаговых двигателях, ту же статью Л.Ридико на телесистемах.
Тогда не несли бы откровенную чушь о напряжениях питания.
2,3 В - это если ток в обмотке ограничен только сопротивлением самой обмотки.
Такое включение никогда не используют, как минимум используется резисторное форсирование.
Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % …
Посчитаем? На пальцах, чтобы все было понятно?
Пусть напряжение питания 12 В.
На Rизм падает 0,5 В, на двигателе 2,3 В, падением напряжения на транзисторе (0,0375 В)пренебрежем - мало.
Тогда скважность ШИМ должна составить (0,5+2,3)/12=0,23 (23%) - не так уж мало.
Запас же нужен для ускорения переходного процесса установления тока в обмотке, для быстрого шагания.
Вообще, зарубежная литература рекомендует использовать в ШИМ драйверах ЩД напряжение питания (5…6)*Uдвигателя. Сколько это будет, надеюсь, посчитаете самостоятельно.
…получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.
Это вообще перл: чатота по времени между фронтом - спадом .
Смешать в одну кучу частоту и время. Это проходят еще в школьном курсе физики.
Частота генерации в L297 вообще никогда не меняется, она задается внешней RC цепью.
Прочтите, наконец, datasheet на L297 прежде, чем давать советы и рекомендации.
Про то, что Вы в руках не держали шаговика, а уж тем более не включали его, я уже не говорю, мне это очевидно. Ваш максимум - модель в протеусе. Кстати, модель L297 в протеусе только “schematic”, а не “SPICE”, поэтому моделирование схемы на ее основе бессмысленно.
2 Аэробус
Я в панике…
советую почитать
electronix.ru/forum/index.php?showtopic=16503
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.
странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.
советую почитать
…
странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.
Почитал. 😂 Спасибо.
Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.
Сейчас нет времени занятся лампочками. 😃
На той неделе поэксперементирую, доложу.
И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?
Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.
Я вчера наконец собрался померить индуктивность, а заодно проверить сопротивление обмоток двигателей 4SHG-23A и ДШР57.
4SHG : L=1,6 мГн, R=2,3 Ом
ДШР57: L=3,6 мГн, R=5,1 Ом
Ваши двигатели по параметрм больше похожи на ДШР57.
И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?
Трудно так сразу сказать:
- по идее, L297 должна просто скомпенсировать увеличение питания уменьшением ширины импульсов и греться дополнительно ничего не должно,
- с другой стороны, должна вырасти амплитуда выброса на транзисторе, в этом случае он должен сильнее греться,
- двигатель должен греться так же - ток через него не должен измениться.
Сгореть могут только транзисторы - от возможного дополнительного нагрева. Вы их поставили на радиатор? Если еще не поставили, сделайте это перед экспериментами с повышением питания.