схема L297 + 7409 + irfz44

ATLab
tailcutter:

Пока только мой компьютер 😁 , на котором в microcap я “спаял” выходной каскад. В той модели IRLZ44, что есть в библиотеке МС7, оная avalanche-структура не учтена и я ее моделировал путем подключения сапрессора к цепи “сток-исток” или “сток-земля”. Разница есть, но это мой первый опыт моделирования импульсной схемы и объяснить увиденное я могу только частично. Хорошо видно, что драйвер(у меня это симметричный эмитерный повторитель) таки нужен и напряжение питания драйвера должно быть не менее 8В - лучше 12В.

Плохо, что в модели нет avalanche, это сразу ставит под сомнение ее адекватность реальному транзистору, соответственно и результаты моделирования могут быть далеки от реальности.
Кстати, модель может быть для IRFZ44, а не IRLZ44. Этим и объясняется ее любовь к повышенному напряжению на затворе.
Модель вообще работает без дополнительного драйвера затвора и питании 5 В?
В чем все же выражается разница в работе без драйвера и с ним?

P.S. То, что выход 74HC08 не такой мощный, как специальный драйвер, даже хорошо:
немного затянутся фронты, выброс напряжения на стоке при запирании будет меньше.

Anton_M
GOOD:

уже давно все наизусть курс выучили 😃

говорите за себя. вы не выучили. вы врете.

Аэробус

Понизил напряжение питания движка да 5В. Транзы холодные абсолютно. Движок греется градусов до 50-60.
Движок 4SHG Резистор -0.33ом Uref-0.5

Anton_M

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

ATLab
Anton_M:

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

Не пугайте человека: 0,5/0,33=1,5 А - нормальный ток для 4SHG.
Проверить есть ШИМ или нет можно только осциллографом.

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

Это ничего не подтверждает. Это может говорить о том, что выброс напряжения при запирании транзистора ниже 55 В - срабатывания avalanche.
Единственным достоверным подтверждением без приборов может быть проверка на активной нагрузке -например, мотоциклетных/автомобильных лампах, мощных низкоомных резисторах (2-3 Ома). Я такую проверку предлагал, Аэробус почему-то не хочет ее провести.

To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?

Аэробус
Anton_M:

дак естественно, ШИМа то нет. чистый шаг с редкми переключениями.

Чтоб ШИМ появиляся нужен ток более 0.5/0.33 (A)

++++++++
Это и подтверждает что транзисторы греются в результате затяжной коммутации при ШИМ.

0.5/0.33=1.515…A
А движок по паспорту на 1,5А

Вот кусок схемы которая управляла конкретно этим двигом. Сколько ж вольт то надо ему?

Anton_M
Аэробус:

А движок по паспорту на 1,5А

при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?

Аэробус
Anton_M:

при каком напряжении питания или сопротивлении обмотки ?

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.

Как мне тут пояснили. Питать движки, для скорости установления тока в обмотках, надо напряжением в 5-6 раз выше паспортного. Т.е. получается 10-12в А судя по схеме туда подавалось чтото около 21В

To Аэробус
Двигатель то вращается? C какой скоростью?

Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.

Anton_M
Аэробус:

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.

Ток вашего мотора 2.3 / 1.5 = 1.53 A умножим на 0.33 Ом получим опорное напряжение 0.5 вольт для L297.

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

ATLab
Аэробус:

Анатолий. Дык проверил на 5 ватных лампах автомобильных. Все моргает правильно и не греется.
Двигатель кручу пока кнопкой. Подаю 5в.

5-ваттных мало, у них сопротивление большое, соответственно 12 В источника питания будет недостаточно. Нужно использовать 60 Вт.
Включить их в тот драйвер, где Uref=0,5 В, R=0,33 Ом. Питание 12 В.
Если транзисторы при этом практически не будут греться, значит весь нагрев связан с выбросами напряжения на стоке.

Anton_M

я б советовал лампы брать на большее напряжение, так как у ламп сильно меняется сопротивление при накале.

Аэробус
Anton_M:

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

Я в панике… 😦

Я же уже писал:
Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса

Скорее всего, по характеристикам это будет очень близко к ДШИ200-1.

Упомянутый драйвер униполярный.

По закону Ома:
I=U/R=2,3/1,5=1,53 (A) - это номинальный ток в обмотке, его и нужно установить подстроечными резисторами драйвера.

По поводу напряжения питания - оно должно быть тем выше, чем больше индуктивность и активное сопротивление обмотки, чтобы обеспечить быстрое шагание.

На практике имеет смысл начать с 24 В, если частота шагания устроит - на этом и остановиться. Если частота недостаточная - повысить напряжение питания. Верхний предел повышения - максимально допустимое напряжение сток-исток использованного ключевого транзистора. Однако имейте ввиду, что максимальная скорость шагания ограничена самим двигателем, да еще и нагрузка влияет - нужно плавно разгоняться/тормозить и двигатель не должен быть перегружен.

Так сколько 2,3, 5 или 12 или 24вольта?

А что касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится. Только когда коротнул на плате загорелась.

Anton_M
Аэробус:

Я в панике… 😦

да чего паниковать, просто моторы делают на разные параметры питания.

Аэробус:

то касается 60ватт ламп, то я такую поставил на буфер на питании она не светится.
Только когда коротнул на плате загорелась.

вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.

Аэробус
Anton_M:

вот в этом то их прелесть - чтоб они загорались а не копоненты.

Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?

ATLab
Аэробус:

Ну дык сколько вольт то подавать? 5 хватит для ШИМа?

Юрий, я думаю, Вам нужно следовать каким-то одним советам, вместе получается такая каша…
(шампанское+водка=коктейль “северное сияние” - страшной убойной силы вещь).
Лампы нужно взять все на 60 Вт, только у них подходящее сопротивление.
Включить их вместо обмоток.
Uref=0,5 В Rизм=0,33 Ом
Питание 12 В.
Лампы могут не светиться, светиться слабо - это не значит, что схема не работает.
Блок будет работать в любом случае.

Цель эксперимента - определить причину нагрева транзисторов.

Варианты:

  1. Транзисторы греются. Причина - они плохо отпираются (медленно, неполностью). Лечить можно только изменением схемы управления транзисторами, см. советы Anton_M

  2. Транзисторы не греются, или греются незначительно. Значит причина их нагрева при включенном двигателе связана в основном с индуктивной нагрузкой - выбросами напряжения на транзисторе и, соответственно, срабатыванием avalanche структуры в транзисторе. Тогда про все советы Anton_M можно забыть и просто поставить транзисторы на радиатор.

Я думаю, наиболее вероятен вариант №2. Это следует из моих собственных экспериментов.

Anton_M

по тем параметрам что вы написали 5 вольт хватит с лихвой ! и будет ШИМ.

Аэробус

Ладно. Поэксперементирую с лампами. Для полноты картины.

ATLab
Anton_M:

ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.

Антон, Вы бы хоть что-то популярное прочитали о шаговых двигателях, ту же статью Л.Ридико на телесистемах.
Тогда не несли бы откровенную чушь о напряжениях питания.
2,3 В - это если ток в обмотке ограничен только сопротивлением самой обмотки.
Такое включение никогда не используют, как минимум используется резисторное форсирование.

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % …

Посчитаем? На пальцах, чтобы все было понятно?
Пусть напряжение питания 12 В.
На Rизм падает 0,5 В, на двигателе 2,3 В, падением напряжения на транзисторе (0,0375 В)пренебрежем - мало.
Тогда скважность ШИМ должна составить (0,5+2,3)/12=0,23 (23%) - не так уж мало.
Запас же нужен для ускорения переходного процесса установления тока в обмотке, для быстрого шагания.
Вообще, зарубежная литература рекомендует использовать в ШИМ драйверах ЩД напряжение питания (5…6)*Uдвигателя. Сколько это будет, надеюсь, посчитаете самостоятельно.

…получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

Это вообще перл: чатота по времени между фронтом - спадом .
Смешать в одну кучу частоту и время. Это проходят еще в школьном курсе физики.
Частота генерации в L297 вообще никогда не меняется, она задается внешней RC цепью.
Прочтите, наконец, datasheet на L297 прежде, чем давать советы и рекомендации.

Про то, что Вы в руках не держали шаговика, а уж тем более не включали его, я уже не говорю, мне это очевидно. Ваш максимум - модель в протеусе. Кстати, модель L297 в протеусе только “schematic”, а не “SPICE”, поэтому моделирование схемы на ее основе бессмысленно.

GOOD

2 Аэробус

Я в панике…

советую почитать
electronix.ru/forum/index.php?showtopic=16503

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.

странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.

Аэробус
GOOD:

советую почитать

странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.

Почитал. 😂 Спасибо.

Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.

Сейчас нет времени занятся лампочками. 😃
На той неделе поэксперементирую, доложу.

И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?

ATLab
Аэробус:

Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.

Я вчера наконец собрался померить индуктивность, а заодно проверить сопротивление обмоток двигателей 4SHG-23A и ДШР57.
4SHG : L=1,6 мГн, R=2,3 Ом
ДШР57: L=3,6 мГн, R=5,1 Ом
Ваши двигатели по параметрм больше похожи на ДШР57.

И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?

Трудно так сразу сказать:

  • по идее, L297 должна просто скомпенсировать увеличение питания уменьшением ширины импульсов и греться дополнительно ничего не должно,
  • с другой стороны, должна вырасти амплитуда выброса на транзисторе, в этом случае он должен сильнее греться,
  • двигатель должен греться так же - ток через него не должен измениться.

Сгореть могут только транзисторы - от возможного дополнительного нагрева. Вы их поставили на радиатор? Если еще не поставили, сделайте это перед экспериментами с повышением питания.

Аэробус
ATLab:

ДШР57: L=3,6 мГн, R=5,1 Ом
Ваши двигатели по параметрм больше похожи на ДШР57.

Но ДШР 57 по длине 57мм А у меня 39? 😦

Начал эксперименты с лампами.
Лампы 40ВТ 12В.

Резистор 0,33 Uref=0.5 Транзы слегка греются Зато резисторы оч. гарячие.

Переставил резисторы на 1 Ом Uref=0.4
Резисторы горячие, транзы горячие.

Поставил радиатор на канал и вернул резисторы 0.33 Uref=0.5
Поставил двиг 4SHG (или ДШР)
Радиатор слегка теплый даже без обдувки. С обдувкой - практически холодный. Но двигатель греется
конкретно. Руку на нем долго не удержать. Водяное охлаждение ему что ли приделывать. (как в соседней ветке). 😦

Попробую поэксперементировать еще с лампами и резисторами.

ATLab
Аэробус:

Но ДШР 57 по длине 57мм А у меня 39? 😦

Так, может быть, ему ток нужен не 1,5 А а меньше? Тогда и греться сильно не будет.

Начал эксперименты с лампами.
Лампы 40ВТ 12В.
Резистор 0,33 Uref=0.5 Транзы слегка греются Зато резисторы оч. гарячие.

Ток должен быть I=1,5А, для транзисторов это нормально.
На резисторе расеивается (1,5*1,5)*0,33=0,74 (Вт). Он не должен быть сильно горячим, тем более, даже если мощностью всего 1 Вт (а у Вас наверняка стоят резисторы мощностью 3-5 Вт?).

Переставил резисторы на 1 Ом Uref=0.4
Резисторы горячие, транзы горячие.

Ток должен быть I=0,4 А
На резисторе расеивается (0,4*0,4)*1=0,16 (Вт).
Резистор и транзисторы вообще не должны греться!

Делаем предположение: ШИМ не работает.
Если это так, то прикинем, что творится в схеме.
Пусть сопротивление лампы (40/12)=3,3 Ом - не совсем корректно, конечно, но для прикидки пойдет,
сопротивлением канала траннзистора пока пренебрежем.

  1. Резистор 0,33 Ом, тогда ток в цепи будет 12/(3,3+0,33)= 3,3 А.
    На Rизм упадет 0,33*3,3=1,1 В, рассеивемая им мощность составит (3,3*3,3)*0,33=3,6 Вт.
    В принципе, ситуация похожа на то, что Вы описали:
  • на затворе отпирающее напряжение составит (5-1,1)=3,9 В,
  • транзистору это практически достаточно, чтобы быть открытым - он не греется,
  • в то же время резистор греется.
  1. Резистор 1 Ом, тогда ток в цепи будет 12/(3,3+1)= 2,8 А.
    На Rизм упадет 1*2,8=2,8 В, рассеивемая им мощность составит (2,8*2,8)*1=7,8 Вт.
    На затворе отпирающее напряжение составит (5-2,8)=2,2 В, - этого мало, чтобы транзистор был полностью открыт!, поэтому:
  • транзистор греется
  • резистор греется.
    В этом расчете не было учтено сопротивление канала транзистора, но, поскольку он открыт не полностью, этим сопротивлением нельзя пренебрегать, в результате ток будет несколько меньше 2,8 А.
    Однако принципиально это картину не меняет, она полностью соответствует Вашему эксперименту №2.

Вывод: ШИМ не работает.

Что делать?

  1. проверить исправность цепей от Rизм до микросхемы, проверить сопротивление резисторов R21, R22 и т.п. на соответствие, а еще лучше, вообще поставить вместо них перемычки или резисторы на 50 Ом…200 Ом.

Поставил радиатор на канал и вернул резисторы 0.33 Uref=0.5
Поставил двиг 4SHG (или ДШР)
Радиатор слегка теплый даже без обдувки. С обдувкой - практически холодный. Но двигатель греется
конкретно. Руку на нем долго не удержать. Водяное охлаждение ему что ли приделывать. (как в соседней ветке). 😦

Не надо, он греется из-за слишком большого тока. Нужно просто довести до ума драйвер.

Успехов!

P.S. А с осциллографом вообще никак?

=DS=

2 Аэробус:
Прошу прощения, что встреваю посреди разговора. Может, я что и пропустил (весь тред я просмотрел бегло, только последние несколько страниц прочитал все), но неужели во всем Николаеве не найти ни одного стрелочного амперметра, чтобы замерить ток? Выводы ATLab выглядят вполне резонными, но я на своем опыте не раз удивлялся, как далеко может завести фантазия в поисках неисправности, если из всех инструментов у тебя пальцы и нос (где тепло и где горит). Может, часть энергии, затраченной на эксперименты, потратить на поиск стрелочного тестера или осциллографа? Ведь все сразу станет ясно.