Обзор нового вертолета JR Forza 450
Подключил его как было
А как было?
Было на стыке мотора и регуля.
вопрос следующий:
какие у кого на сабже стоят сервы на хвосте? На данном этапе я бы хотел иметь запасную хв. серву в загашнике. Почему спрашиваю - потому, что туда не всякую серву можно поставить. В частности, 525й алайн туда не лезет ( да и 3550ка несравненно лучше работает, хотя не знаю, нужно ли это для полета ). Сильнее всего в стоковой серве не нравится то, что она рассчитана на 4.8В. Ну максимум 5.2. Из -за этого приходится городить в жгутовке всяческие извраты.
Я так понимаю, что про сервы никто ничего не подскажет. Что ж, закажу на любимом сайте 3500ю, благо в эксплуатации она показала себя с хорошей стороны. Просто она ходит уже туговато ( а новая ходила нормально ), я предполагаю, что это сказывается износ мотора. Сколько она еще проходит - непонятно, но поменяю я ее максимум месяца через полтора ( 1 августа заказ сделаю ).
На данный момент вертолет налетал 1070 акков. Правда, вот с прогрессом у меня в этом году туговато - в ряде пунктов наблюдается даже откровенный регресс, что неудивительно - очень много времени было потрачено на разбирательство с разными проблемами верта ( и в итоге он стал летать СУЩЕСТВЕННО лучше, в т.ч. после последней доработки ), ну и плюс - изучение с++ кучу времени отнимает от полетов 😃
Сервы мксовские прошли уже 513 вылетов без единого намека на проблемы. Что тоже радует, ибо чтобы они окупились б, им надо отлетать столько же, а потом желательно еще столько же 😃 а такое, наверное, бывает только в сказке.
Сам вертолет, я имею ввиду его механику, только радует. Ничего не отваливается само по себе, никаких проблем механика не доставляет. Вобщем, своих денег стоит. Скорпионовский мотор, отлетавший уже достаточно, тоже нормально работает - не хуже стока точно, а если лучше, то ненамного.
По перекомпоновке. Я бы сказал, что разницы за исключением пируэта - почти никакой. Пирокомпенсация стала точно лучше работать. Т.е. особого смысла бороться за правильный ЦТ я не усмотрел, хотя пируэтить, как я уже писал, стал выраженно лучше.
Но надо дофига чего покупать - сейчас надо будет серву на хвост, потом батарейки, потом хочется все - таки поставить регуль HW Platinumv3 и избавиться от леса проводов, потом все - таки хочется разжиться логгером. Эх, почему я не печатаю деньги…
Игорь, все купится, радует то , что ты из хобби не уходишь.
Ведь сам говорил мне, что со временем крашей будет меньше, а соответственно и денег уходить тоже меньше. Я это уже ощущаю, Гауй не падал с апреля, а 450-ка делает, от краша до краша, более 100 полетов. Опыт приходит и летать становиться интересней.
Дофига времени сегодня уделил верту. Поставил стоковые лопасти. Боже, какое говно 3D PRO 😃 +30 секунд полета и нагрев регуля упал с 55 до 41.
Оставлю сток, благо статистика крашей позволяет.
Дальше я решил попробовать вернуть 15й пиньон и с удивлением обнаружил, что неправильно были выставлены в спартане данные трансмиссии, из - за чего я летал на оборотах гораздо ниже, чем писал здесь:
были 3 полки: 2600, 2900 ,( основная ) и 3000.
Фактически это было 2400,2700 и 2800 - чтобы типо жарить 😃
Выставил передаточные числа правильно, полетал на 14 и 15м пиньоне. Если честно, никаких выраженных плюсов - минусов, разве что на 15м пиньоне больше греется регуль. Расход акка примерно одинаковый.
Подключил осциллограф. На 2700 на максимальном коллективном шагу, если верт жестко зафиксирован на земле ( даже не знаю, возможна ли такая нагрузка в воздухе ) газ приближается к 1940 uS, т.е. к 100%. Я поэтому подозреваю, что если летать на оборотах 3000 и выше, то надо все же ставить 15й пиньон, а вытянет он или нет - зависит от мощности мотора и акков.
Я сегодня попробовал полетать на гувернере k-bar-а. не понравилось. гувернер регуля намного лучше держит обороты.
Игорь,
Я вообще удивляюсь, что Вы только сейчас обратили внимание на лопасти. На 3DPro Форза действительно “не летит”. Точнее очень плохо летит. Этому, скорее, две причины:
Во-первых, 3DPro - флайбарные лопасти. У них другая продольная развесовка. Это даже видно по расположению отверстия для крепления.
Во-вторых, 3DPro, судя по всему, расчитаны на более низкие обороты, т.к. сами лопасти заметно шире стандартных лопастей.
Сегоня немного пофоткали.
Вот как выглядит кабина от ЕХ без хвоста с обычными шасси. К стати, в жизни, особенно в полете, Форза с красными лыжами смотрится не настолько странно, как на фотках. Читаемость у такого верта заметно лучше.
Также сравнили рядом стандартный и Линксовский хабы. Фотки нет, т.к. неудобно было фоткать - фотка была бы не показательной.
По ощущениям Линксовский хаб действительно на 3 мм шире - по 1,5 мм с каждой стороны. Внешне по кончикам лопастей это практически незаметно, но вот хвостовой гироскоп эти мм замечает излишним возбуждением. Пришлось перенастраивать гироскоп и гувер.
А у меня оранжевые лыжи стоят. И еще в загашнике зеленые лежат. Поменял наконец - то шарики на тарелке. До этого DFC линки жили 150 полетов, посмотрим, как сейчас будут жить.
Заодно проверил тарелку. Народ, блин! 1000 полетов - тарелке хоть бы хны - никаких люфтов и заеданий. Вот это япошки! Не то что алайн, тарот и прочее из той же серии.
Порвалась одна резинка на канопе, выдержав несчетное количество одеваний. Я поражаюсь тому, что она столько выдержала.
Зреет мысль докупить запчастей и собрать вторую тушу, а то я так оброс запами, что их уже девать некуда.
Кому интересно - вот фотка потрохов стокового регуля. Транзисторы, очевидно, CEU83A3G, параметры которых - немыслимая жесть: рассеиваемая мощность - до 75W, ток - до 93А, напряжение - до 30V.
Поэкспериментировал с настройками тайминга и ШИМ частотой. Ставил тайминг - 8°, ШИМ - 16, 24. Стоковый мотор работает также, как и при дефолтных настройках регуля (тайминг - 15, ШИМ - 32). Вообщем- разницы не почувствовал. Регуль теплый, мотор горячий (палец держать можно). Но это все на 325 лопастях (357 - поломал 😦
Шота после переделок и замены лопастей на сток стало плохо держать хвост. В частности, стало срывать хвост на петлых хвостом вперед. Лимиты стоят правильно. Чешу репу.Верианты следующие:
- дохнет хвостовая серва, пробег которой - 1110 полетов. Она в выключенном состоянии стала очень туго ходить - обычный симптом износа коллектора мотора. Надо будет посмотреть, лезет ли на ее место MKS и в зависимости от результата закажу либо JR DS3500, либо MKS95i.
- что - то с ее питание ( вечером проверю осциллографом )
- стоковые лопасти головы больше грузят хвост ( раньше были 3dpro, они короче )
- я просто начал офигевать и делать маневры, для которых обороты низковаты
Один раз из - за этого вертолет упал, но я успел щелкнуть холдом, и - о, чудо! отряхнул пыль и полетел дальше. Бывает же такое… Посмотрел логи, ничего особенного не увидел.
Уменьшил углы ( было 12* - не знаю, почему ) на коллектив ( по документации требуется 11*, их и поставил ), уменьшил углы на циклик до 10*, хвост стал себя вроде бы вести адекватно.
Я вот над чем еще задумался: бОльшие лопасти на голове ведут к увеличению крутящего момента, получается. А это ведет к необходимости либо увеличить обороты на хвосте, либо увеличить лопасти на хвоста. А увеличение лопат либо требует снижения оборотов, либо повышает требования к мотору - регулю. Но к чему все это увеличение ведет? Что лучше - летать на оборотах пониже на длинных лопастях или оборотах повыше и на коротких?
Уменьшил углы ( было 12* - не знаю, почему ) на коллектив ( по документации требуется 11*, их и поставил ), уменьшил углы на циклик до 10*, хвост стал себя вроде бы вести адекватно.
Я вот над чем еще задумался: бОльшие лопасти на голове ведут к увеличению крутящего момента, получается. А это ведет к необходимости либо увеличить обороты на хвосте, либо увеличить лопасти на хвоста. А увеличение лопат либо требует снижения оборотов, либо повышает требования к мотору - регулю. Но к чему все это увеличение ведет? Что лучше - летать на оборотах пониже на длинных лопастях или оборотах повыше и на коротких?
Я выбрал второй вариант, плюс в большой стабильности на высоких оборотах, но я летаю без гувера на полке 100-95-92-95-100
Чем больше ротор - тем лучше его аэродинамические характеристики. Чем ниже обороты - тем меньше износ движущихся частей.
Выбор за вами: летать медленно, но долго, либо быстро, но не долго.
Раньше существовало мнение, что на большем роторе вертолет более стабильный, но более ватный. А на меньшем - более юркий. Иногда для пилотажа на старые Трексы даже 315 лопасти ставили.
Чем больше ротор - тем лучше его аэродинамические характеристики. Чем ниже обороты - тем меньше износ движущихся частей.
Хм. Я правильно понимаю, что Вы думаете, что масса лопастей и их длина влияет на износ меньше скорости, т.е. при одинаковой подъемной силе малая длина и масса лопастей и высокие обороты хуже, чем большие тяжелые лопасти и низкие обороты? Еще и хвост будет слабее, при таком же или бОльшем крутящем моменте.
Тезис о лучших аэродинамических качествах медленного, но большого ротора по сравнению с маленьким, но быстро крутящимся, тоже вызывает вопросы. Ну да ладно, в теории я не силен. Я сам для себя выбрал иной путь - ставить сток и надеяться на то, что все уже подобрано и сбалансировано наилучшим образом.
Хм. Я правильно понимаю, что Вы думаете, что масса лопастей и их длина влияет на износ меньше скорости, т.е. при одинаковой подъемной силе малая длина и масса лопастей и высокие обороты хуже, чем большие тяжелые лопасти и низкие обороты? Еще и хвост будет слабее, при таком же или бОльшем крутящем моменте.
Тезис о лучших аэродинамических качествах медленного, но большого ротора по сравнению с маленьким, но быстро крутящимся, тоже вызывает вопросы. Ну да ладно, в теории я не силен. Я сам для себя выбрал иной путь - ставить сток и надеяться на то, что все уже подобрано и сбалансировано наилучшим образом.
Сказал адепт lowprm 😃
Сказал адепт lowprm
Не то чтобы я был бы адептом low rpm. Просто я в свое время попробовал 360е лопасти, и потом снял их - сильно уменьшалось время полета, стабильность несколько возрастала. но я решил, что время полета важнее незначительного возрастания стабильности.
А чтобы время полета сохранить, пришлось бы ставить RPM еще меньше. И хвост стал бы еще хуже, а я сейчас и так подхожу вплотную к пределу производительности хвоста на нужных оборотах. На самом деле очень хочется поставить на хвост камеру или телеметрию, чтобы посмотреть, что там происходит со слайдером, скажем, при пируэте в линейном движении на большой скорости 😃
Игорь,
Я не говорю, что хуже или лучше. Каждый выбирает сам, что больше подойдет его стилю полетов.
При низких оборотах несущего ротора вырастает вероятность срыва потока и сваливания вертолёта, особенно при повышении прямолинейной скорости движения (never exceed airspeed). Повышение оборотов частично решает эту пробему.
Думаю, что каждый из нас с этим неоднократно сталкивался…
Поснимали немного сегодня видос 😃 Обороты - 3000, батарейка турниговская под 300 циклов откатала. 3 баночный сетап.
На этом видео в паре мест, когда тиктак делается боком к оператору видно этот пресловутый отскок элеватора, который только и мешает мне впасть в экстаз от спартана.
Гувер держит отлично ! Отскока не заметил, не внимательно смотрел.
Кто сталкивался с проблемой - стоковая серва после замены ремкомплекта клинит. Когда затягиваю четыре болтика не работает, не хватает силы провернуть вал, если ослабить то вроде работает но греется моторчик. Все вроде делал как положено, не первый раз перебираю.
Может перекосило оси шестерен? Хотя как это можно сделать?..