Як-40, размах 1250мм
К чему и чем приклеить гайку крепления крыла?
Кусок пенопласта поперек короба, гайку сделать из двух склееных пластиковых карт в виде небольшого прямоугольника и нарезать резбу. Пластинку с резьбой приклеить к пене немного утопив. С карточками лучше поэкспериментировать, бывает хрупкий или мягкий пластик.
Несколько поперечин из бальзы или пенопласта вполне достаточно укрепят это место
Ой не доверяю я пластиковым гайкам. На одной модели (аналогичного размаха и 700г веса) у меня крыло креппилось нейлоновыми гайками и винтами М6 в количестве аж двух штук. В один прекрасный день оба винта вырвало при выполении вполне безобидной петли.
Отныне только металл 😃 Разве что М6 явно многовато, поменяю на М4 или даже М3. Ну и виновата была именно гайка - проверял в разных комбинациях пластиковых и железных гаек и винтов. Нейлоновые винты работают и по сей день.
Возвращаясь к постройке. На выходных продуктивно порисовал.
Узел крепления крыла. На центральной нервюре спереди шип, который входит в паз в укрепленном шпангоуте. Сзади будет прикручено двумя нейлоновыми винтами. Для гаек предусмотрел деревянную площадку, приклееную на бобышку из пены.
Крепление киля. Решил удлинить бальзовые лонжероны киля и просто приклеить их к соответствующим шпангоутам.
Силовой каркас морды
Пока целюсь на покупной ретракт. Крепится будет на 2 бобышки из двойной-тройной потолочки. Серва поворота носовой стойки как раз уместилась между ретрактом и рамой. Возможно переверну серву, будет жить внутри рамы - так будет легче к винтам доступаться.
Прикинул как будет ходить носовая стойка. Похоже убирать ее вперед как у оригинала не получится. Либо нужно будет городить сложную складную конструкцию как у прототипа, либо придумывать как убирать более чем на 90 градусов.
Пока рабочий вариант - убирать назад. Но тут упираюсь в другую проблему - колесо в убраном варианте пересекается с рамой. Либо раму тоньше делать, либо в раме нужно сделать выемку под колесо.
Очень надеюсь на ваши комментарии.
Вызывает вопросы набор носа и хвоста.
На носу стоит добавить не один, а два горизонтальных элемента под остеклением - по верхнему и нижнему краю остекления, а то намучитесь с зашивкой.
В хвосте не ставьте шпангоуты под углом, снова таки, зашивать будет очень сложно. Оставьте шпангоуты вертикальными, а килю хватит за что зацепиться - будет ведь еще обшивка сверху и снизу и вертикальный лист потолочки, к которому будут крепиться шпангоуты.
Ретракты - ставьте как проще и технологичней, если это первый лайнер, то проблем будет лезть и так куча со всех сторон, еще чего доброго от них отказаться придется в процессе.
Пока рабочий вариант - убирать назад. Но тут упираюсь в другую проблему - колесо в убраном варианте пересекается с рамой. Либо раму тоньше делать, либо в раме нужно сделать выемку под колесо. Нажмите на изображение для увеличения Название: Nose1.jpg Просмотров: 2 Размер: 58.1 Кб ID: 1172947 Нажмите на изображение для увеличения Название: Nose2.jpg Просмотров: 2 Размер: 29.2 Кб ID: 1172946 Очень надеюсь на ваши комментарии.
По поводу выемки- у вас колесо будет с амортизацией или без ? Если подпружинено то в убранном положении возможно и не достанет до рамы.
В противном случае делайте нишу под колесо. Полученное отверстие в раме можно усилить несколькими слоями потолочки. Таким образом добавится толщина материала в месте ослабления. Способы разные можно применить. Я бы оклеил стекляшкой дыру.
Понемногу двигаюсь дальше, уже начинает вырисовываться финал (проектирования, во всяком случае)
Подправил узел носовой стойки. Оказалось, что носовая стойка налазит не только на раму, но и на серву. Пришлось серву задвинуть под шпангоут
Хвостовые сервы удачно поселились в “обтекателе среднего двигателя”. Управление РВ будет через боуден. Тяга к РН будет напрямую. Но пока смущает, что тяга будет подходить далеко не перпендикулярно к кабанчику
остальная электроника разместилась под рамой - тук будет удобно сделать не особо заметные лючки. Приемник чуть впереди крыла, а трехосевой стабилизатор как раз влез между крылом и рамой фюза. Реги - позади крыла. Над охлаждением пока не думал.
Переделал шпангоуты хвоста. Как по мне конструкция крепления ненадежна. По сути хвост будет висеть на обшивке
Следующий этап - развесовка, что бы выяснить куда батарею деть.
Кстати, посоветуйте провереный вариант батарейного короба. Желательно с удобным доступом, при этом незаметный, что бы внешний вид не портить
А то вы имеете в виду под “рамой”?
Если короб в центре фюзеляжа - то он не рама, а строительный стапель. Его можно вообще не приклеивать к шпангоутам, и удалить как только зашьете фюзеляж на процентов 60-70. В полностью зашитом фюзеляже этот короб не будет нагружен, и будет просто занимать место и создавать нагрузку.
Так что можете игнорировать при проектировании эту конструкцию - вы ее свободно сможете как удалить, так и прорезать в любых удобных вам местах.
По поводу батарейного короба - все будет зависеть от центровки. Если центровка будет получаться очень задняя, то возможно батарею удобно будет разместить в носу, сделав верхнюю носовую часть фюзеляжа (там где остекление кабины пилотов) съемной крышкой.
Компоновка почти как у меня. Только сервы РВ я разместил непосредственно в стабилизаторе. А в воздухозаборнике среднего двигателя будут жить регуляторы. И охлаждаться, естественно.
Хвостовые сервы удачно поселились в “обтекателе среднего двигателя”. Управление РВ будет через боуден.
Очень спорное решение. Но боуден под 90гр я бы точно не делал…
боуден под 90гр я бы точно не делал.
В этом нет нужды. Градусов 60 максимум, с учетом стреловидности киля. Вполне работоспособная схема.
Вполне работоспособная схема
А еще можно серву наклонно поставить, угол еще уменьшится
Там градусов 110-120 получается
Мысль с установкой сервы под углом мне понравилась, попробую.
Сергей,
На счет рамы/короба/стапеля. Мысль принял, и логика и здравый смысл подсказывают, что Вы правы. Он не несет нагрузки, которая ложится на обшивку и шпангоуты.
Но пока еще нахожусь в состоянии когнитивного диссонанса. Нерационалная часть мозга отказывается в это верить, хочется сделать каркас крепким, а обшивка - ну это так
На шпангоутах тоже нагрузка не особо большая - только поддержание формы сечения (считайте, не дают фюзеляжу схлопнуться).
Остались сущие мелочи - батарейный отсек. Прикинул положение батареи для 15, 20, 25 и 30% центровки
Вот только куда саму батарею пихать пока не ясно. Вижу 3 варианта:
- над коробом
Плюс - можно двигать батарею вперед и назад
Минус - нужно делать лючок сверху, что будет заметно и негативно повлияет на внешний вид - запихнуть батарею в короб
Плюс - практически готовый отсек для батареи. Места чуток меньше чем в первом варианте, но все равно есть запас куда двигать батарею
Минус - будет жутко неудобно заталкивать туда эту самую батарею - Прицепить батарею внизу короба
Плюс - люк снизу не повлияет на внешний вид
Минус - не так много места, батарея упирается в носовую стойку - дальше вперед уже некуда. И еще неясно как закрепить батарею, чтобы она попросту не вывалилась вниз.
Есть какие нибудь зарекомендовавшие себя исполнения батарейного блока?
Простейший рабочий вариант - тугая обойма из потолочки.
А чем вам плоха комбинация вариантов 2 и 3 - батарея в коробе, люк снизу?
Лючок безусловно снизу. На всю длину, необходимую для перемещения батареи вклеивается площадка из плотной бальзы или линейка, на которую клеится велкро (соответственно на батареи тоже). И пара-тройка хомутов из той же липучки - для надежности. Я обычно так поступаю. Что бы батарея не упиралась в носовую стойку - сделать площадку под углом.
А чем вам плоха комбинация вариантов 2 и 3 - батарея в коробе, люк снизу?
Короб 45мм, от обшивки до короба еще 35. Итого 80мм - слишком глубоко, будет жутко неудобно заталкивать туда батарею.
Сергей (S.A.) правильно посоветовал делать отсек под углом через короб. Тогда акк удобно вставлять будет
Есть какие нибудь зарекомендовавшие себя исполнения батарейного блока?
Вот так например
Фюзеляж лежит брюхом вверх вверх
Константин, а заталкивать батарею нужно через крыло?