Капремонт и восстановление авиаиодельных двигатетей.

VTjr

На нашем ЧС форуме я также задал этот вопрос. И вот, меня предупреждали, что поршень после притирки не имеет хорошую структуру поверхности, так что плохо держит масляную пленку. Кроме того мол шаржирование абразива в поверхность поршня из алюминиевого сплава устранить полностью невозможно, так что он очень быстро “сожрет” хром гильзы.😦
Правда, это были советы человека, который производил двигатели серийно, и избегал притирочных операций, все шлифовал и хонинговал на точных станках. Читая посты/советы в этой ветке у меня сложилось мнение, что хорошей очисткой детали от шаржированного абразива все-таки избавится можно, хотя конечно, это будет довольно трудоемко.😵

александр52

теория и практика - разные вещи - если сделаете как я описал - вряд ли абразив останется - можно поршень глянуть в микроскоп и поискать абразив это раз , смотрел после притирки простой , только чугуном - видел в микроскоп абразив . Чемпион СССР вроде или в 1975 или в 76 по скоростным моделям на цветной паре и на своем двигателе стал на притертом поршне и притертой гильзе - это точно . просто это очень муторно и долго - он притирал оксидом алюминия - паста для правки бритв белая . на шлифовку поршня на серии уходит 30 минут,а на такую притирку порядка 2-3 часов - ну и опыт нужен сразу вряд ли получится меня тоже уверяли , что и шлифовать нельзя - и после шлифовки абразив остается - только проточка! увы - результаты говорят за себя .

Марат
александр52:

теория и практика - разные вещи

Истина… Но… иногда теория очень сильно помогает в практике! И теоретические знания ещё никому не помешали!
Есть ещё способ притирки поршня с получением конусной геометрии… Научил ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК, когда только начинал пытаться делать что-то сам.
Из текстолита точится втулка с толщиной стенок 1.5 мм. С внутренним диаметром на 0,05 мм меньше, чем номинальный диаметр поршня. На конце оставляем проточенный цилиндр, который потом зажмётся в патрон задней бабки. Втулка разрезается до проточенного цилиндра.
Поршень устанавливается на оправку, которая зажата в токарном патроне на станке. Включаем станок - обороты около 100 в минуту. Натягиваем оправку с пастой на поршень работая пинолью задней бабки. Принцип заключается в следующе - так как втулка имеет внутренний диаметр меньше, чем поршень, она раскрывается и превращается в конусную втулку. и начинает натирать на поршне конус. Далее после нескольких секунд натирания, промываем поршень, опять же трём газетой, пока чернота не исчезнет. Промеряем по гильзе. После нескольких таких манипуляций окончательно промываем, протираем, можно в УЗ ванне помыть - всё. Обкатка один бак на максимально богатой смеси - остаток пасты благодаря этому тоже вымывается… Таким способом притирал поршня, причём очень много, когда переделывал бойцовые ЦСТКАМы на алюминиевые пары.

александр52:

и после шлифовки абразив остается - только проточка!

Есть мнение, что после проточки поршень работает хуже, чем после шлифовки… Но это касается материалов с большим содержанием кремния.

pv11

Пользовался таким набором.
А.Н. спасибо за некоторые пояснения, почему-то кажется что “источники наших знаний” у нас часто между собой общались… 😁😒

PS. Почему-то в память вьелось, коробка с надписью Caripol фиолетовым цветом, там какая-то хитрая паста была.

александр52
Марат:

Истина… Но… иногда теория очень сильно помогает в практике! И теоретические знания ещё никому не помешали!
Есть ещё способ притирки поршня с получением конусной геометрии… Научил ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК, когда только начинал пытаться делать что-то сам.
Из текстолита точится втулка с толщиной стенок 1.5 мм. С внутренним диаметром на 0,05 мм меньше, чем номинальный диаметр поршня. На конце оставляем проточенный цилиндр, который потом зажмётся в патрон задней бабки. Втулка разрезается до проточенного цилиндра.
Поршень устанавливается на оправку, которая зажата в токарном патроне на станке. Включаем станок - обороты около 100 в минуту. Натягиваем оправку с пастой на поршень работая пинолью задней бабки. Принцип заключается в следующе - так как втулка имеет внутренний диаметр меньше, чем поршень, она раскрывается и превращается в конусную втулку. и начинает натирать на поршне конус. Далее после нескольких секунд натирания, промываем поршень, опять же трём газетой, пока чернота не исчезнет. Промеряем по гильзе. После нескольких таких манипуляций окончательно промываем, протираем, можно в УЗ ванне помыть - всё. Обкатка один бак на максимально богатой смеси - остаток пасты благодаря этому тоже вымывается… Таким способом притирал поршня, причём очень много, когда переделывал бойцовые ЦСТКАМы на алюминиевые пары.

Есть мнение, что после проточки поршень работает хуже, чем после шлифовки… Но это касается материалов с большим содержанием кремния.

спасибо еще информация к размышлению - мы делали с двумя стяжными винтами притир.

Марат:

Истина… Но… иногда теория очень сильно помогает в практике! И теоретические знания ещё никому не помешали!

согласен и поддерживаю - но иногда теория сдерживает и приходится применять эксперимент и доказывать самому себе

Марат
александр52:

но иногда теория сдерживает

Пример в студию - было бы очень интересно послушать.

VTjr

А двуокись церия CeO2 кто-нибудь из вас пробовал?

александр52
Марат:

Пример в студию - было бы очень интересно послушать.

примеров достаточно - но к сожалению не делал не фото не видео - гоночный мотор - много копий поломано по развалу - взяли пацанам у друзей сборников как хлам с разбитым коренным и чуток живой парой - пацаны вклеили подшипник на смоле и в 2007 году полетели на первенстве - хозяева даже удивились - летел 17 .0( тогда сборники летели 16.6-16.8 ) и очень надежно - пацаны не справлялись - хозяин подходил и интересовался - разобрали показали - ответ так же нельзя - а летит . по приезду домой проверять стал - так вот развал вперед 0.1 на диаметре 30 по примыканию блока . шатун внизу зазор промерить невозможно - конус мотыля о.08 на свал . мотор потом сделал пацанам КМС с запасом и стать первыми на следующий год - но конечно умер от подшипника ,но в конце сезона . это один из моей практики - но самый яркий .Моторчик этот был реально уже в ведре . обратный пример - у производителя у одного из лучшего взяли новый мотор - настоящий не дешевый - не летит на глазах производителя - возвращаем - на проверку - не летит - отдаем в руки неоднократным чемпионам мира на пробу - не летит - приезжаем на совместную тренировку - 8 часов полетов - 2 литра топлива - перепробовали все ! не летит - ни блок ни картер в моделях что летят как пуля - еще раз отдаем одному из лучших механиков мира !!! и он серьезно заинтересован в результате - ответ все отлично - но не летит !" оставьте в музее ! у меня такие тоже есть !" где теория и где практика ? ну еще один из примеров - механик - чемпион Европы точно , чемпион СССР - после туров перед полуфиналами - на моих глазах разбирает мотор - берет поршень прямо не снимая с шатуна - берет бумагу и пасту ГОИ в бруске - мажет бумагу пастой и чистит поршень ! Прямо откровенно поверху ! потом просто бензином с бумагой и все !!!прямо в мотор ! и в модель ! и установили на этом моторе рекорд СССР 3.17 вот так это было. где теория и где практика ? и это реальность ! по теории моторчик умереть должен - а он как отработал !

VTjr:

А двуокись церия CeO2 кто-нибудь из вас пробовал?

я пробовал совсем недавно - не распробовал - на эксперименты в 60 лет уже времени нет - стекло полирует - у нас его звали "полирит " если не ошибаюсь в оптике брали - а сейчас на али берут для полировки ветровых автостекол

VTjr

Да CeO2 (у нас он называется CEROX) действительно применяется для полировки оптического и декоративного стекла. Его твердость по Моосу равна 6, то есть примерно совпадает твердости обычного стекла. Но твердость кремния 7 а хрома 8,5, так что в случае шаржирования CeO2 в поверхностный слой поршня он будет оказывать на слой хрома цветной гильзы меньшее влияние, чем зерна кремния эвтектического алюминиевого сплава поршня. Но другой вопрос, будет ли он вообще притирать такой поршень, если его зерна на одну степень мягче кремния?

Далее искал на интернете состав пасты ГОИ, нашел вот ru.wikipedia.org/wiki/Паста_ГОИ - оказывается его основой порошок 3-валентной окиси хрома. Ее твердость по Моосу равна 8, значит она чуть чуть уступает твердости металлического хрома, но в 2 разе превосходит по твердости кремний. Так что ее остатки шаржированные в поверхность, те уже конечно будут сильно изнашивать хромовый слой гильзы, если их не вымыть. Притирка пастой ГОИ должна быть более эффективна чем полиритом CeO2. Но в отличие от него и алмазных паст, наверно ее выразительный зеленый цвет позволит лучше идентифицировать наличие шаржированных зерн в поверхности поршня, и те потом повторным очищением удалить.

Оказалось, что паста ГОИ (зеленая) у меня есть (применяли мы ее для полировки изделий из нержавейки), но она у меня в таком твердом состоянии (типа воска), не знаю будет ли она в этом виде пригодна для притирки, или ее надо разбавить маслом и керосином на кашу?

александр52

я ее делаю так - мелко протираю - затем растворяю в бензине до жидкого состояния - переливаю в мерный цилиндр жду где то минут 15 и отливаю из него 3\4 в широкую чашку и оставляю испарятся до состоянии сметаны и перекладываю в герметичную банку . а остаток выкидываю - так научили так и делаю - бывает какой то мусор в твердой пасте . раньше отдавал остаток солдатам . теперь их нет просто в мусор

Клапауций

к стати неплохую окись хрома для последующего использования в составе самодельных паст можно получить прокаливая дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 реактив не дорогой и вполне доступный. При поджигании кучки образуется вулкан из окиси хрома 😃 Для удаления не прореагировавших остатков полученную окись желательно прокалить в металлическом сосуде. Основу пасты выбирать по цели использования (масло, парафин, пластическая смазка итд.)

SAN

Да, первую пасту ещё в школе делал из бихромата аммония на основе парафина.
Промышленную уже в институте увидел.

VTjr
Клапауций:

к стати неплохую окись хрома для последующего использования в составе самодельных паст можно получить прокаливая дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 реактив не дорогой и вполне доступный. …

Евгений, все верно, но я бы остерегался советовать публике делать такие химические опыты.😮 Сама зеленая 3-валентная окись хрома довольно токсичная и при обильном контакте с кожей может вызывать хронические кожные заболевания.😦
Но все 6-валентные соединения хрома на несколько порядков токсичнее, и к тому же сильно канцерогенные - это доказанный факт.😃😃😃 В том числе и такие соли как дихромат аммония или дихромат калия.😦 Причем летальная доза для млекопитающих составляет около 80-100мг/1кг веса!😮 По сравнению с ними метанол - это безвредная выпивка! 😆
В промышленности, или в лабораториях при работе с 6-валентными соединениями хрома, соблюдаются довольно жесткие меры предосторожности, которые вряд-ли можно достичь при любительском производстве. 😵 Поэтому я бы решительно никому не советовал это производить.
В настоящее время намного проще и безопаснее это купить.😉

Марат
VTjr:

Далее искал на интернете состав пасты ГОИ, нашел вот ru.wikipedia.org/wiki/П...93ОИ - оказывается его основой порошок 3-валентной окиси хрома. Ее твердость по Моосу равна 8, значит она чуть чуть уступает твердости металлического хрома, но в 2 разе превосходит по твердости кремний. Так что ее остатки шаржированные в поверхность, те уже конечно будут сильно изнашивать хромовый слой гильзы, если их не вымыть

Владимир - вы забываете о размере зерна абразива… Я же не зря написал - что тёр всегда поршня 3-х микронной алмазной пастой…
При притирке, эта паста, практически полностью выносится из материала поршня - потому что вы притиркой снимаете слой больше чем 0,003 мм в конечном итоге…

Serpent
VTjr:

сложилось мнение, что хорошей очисткой детали от шаржированного абразива все-таки избавится можно

Прекрасно вымывается абразив из алюминия, в своё время этих поршней натёрся до опупения.
Работали те поршня и по хрому, и по никельсилу без проблем.
Заведите чистые текстолитовые втулки для притира, после всего с керосинчиком аккуратно погладьте - тоже помогает.

VTjr:

можно ведь мне сделать такую же массивную стальную обойму, но в которую вместо чугунного вкладыша вставлю текстолитовый?

А зачем стальную обойму? Дюраль прекрасно подойдёт, а втулки уже из текстолита.
И еще хитрость - разрез на втулке разворачивайте на 180 градусов от разреза обоёмы. Цилиндричность лучше…

александр52
Serpent:

А зачем стальную обойму? Дюраль прекрасно подойдёт, а втулки уже из текстолита.
И еще хитрость - разрез на втулке разворачивайте на 180 градусов от разреза обоёмы. Цилиндричность лучше…

уж больно люминивые руки пачкают - для тексталита и граба сейчас пользую из какой то деревяшки - прочной и твердой- и слои все винтом - парни подогнали с ящиков - с вклеенной стальной втулкой .
а сейчас в работе поршня буду обрабатывать наружку щетками пластиковыми - примерно как KOLBENSCHMIDT блоки алюминиевые.

Flimmer

Добрый день, хотел спросить у всего сообщества мотористов по материалам:

  1. есть ли успешные попытки создания цветной пары с применением поршней из Д16т, цветной парой поршнем из д16т и поршневыми кольцами?
  2. какой минимальный % по кремнию у вас “начинал” работать в качестве поршня по цветной паре (к примеру сплав АК12)?
  3. Если можно - ликбез самостоятельной варки сплава для поршней(температура, крупность зерна кремния, расход кремния на 1 кг алюминия, добавки, нюансы)

вопросы возникают потому как не находится ал26, поршней от камаза так же не имею.
1-й пункт в теории ответ знаю, хотел бы из практики услышать ответ, спасибо

александр52

берешь поршень от краз маз - да от любых дизельных моторов - и будет счастье - тел в Минске дать к кому можно обратится за поршневым материалам ?

Марат
Flimmer:

есть ли успешные попытки создания цветной пары с применением поршней из Д16т, цветной парой поршнем из д16т и поршневыми кольцами?

Если бы были такие успешные попытки, зачем бы народ заморачивался со сплавами с высоким содержанием кремния?

www.tdsm.ru/…/prigotovlenie-aluminievyh-splavov

Flimmer:

попытки создания цветной пары с применением поршней из Д16т

Гильза из чего?

Serpent
Flimmer:

есть ли успешные попытки создания цветной пары с применением поршней из Д16т…
…поршней от камаза так же не имею

  1. Д16т не тот материал, совсем не тот, не стоит и начинать.
  2. В любом автохозяйстве найдется старый поршень от дизельного грузовика, в моё время были очень популярны поршня от Икарусов, там стояли мановские движки с молеевскими поршнями.
Flimmer:

Если можно - ликбез самостоятельной варки сплава для поршней(температура, крупность зерна кремния, расход кремния на 1 кг алюминия, добавки, нюансы)

Не связывайтесь, не осилите.
Тема интересная, но люди годами нарабатывали практический опыт и стабильности всё равно не было.
Т.е. так вот - раз и отлил! точно не получится.
Попыток надцать надо, чтоб только начать понимать, что не так делаете…
Там не только в количестве кремния секрет, там структура, распределения зерна, термообработка, старение и т.п. и т.д…

александр52:

уж больно люминивые руки пачкают

Люминий пачкает, а паста отработанная - нет? 😃