250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.
Ну вот вроде и всё😁
Осталось к каждой из трёх частей ручку сделать.
“Ступенька” съёмная, после пробных осаживаний бутылок, можно будет доработать.
Штурмовик Ил-2 и бомбардировщик-торпедоносец Накадзима В5N2 «Кейт».
Давно обдумывал да обсчитывал эту пару бомбардировщиков. Насчёт того, смогу ли уложить их в 250 грамм. И по предварительным прикидкам получается, что смогу! Главное, уложить пустой планер в 140…150 грамм. Чтобы на начинку осталось хотя бы 100. И тогда всё должно срастись, как надо.
Для чего мне всё ЭТО нужно, я расскажу чуть попозже.
Как сделать так, чтобы достаточно крупный планер (размахом около 1м) уложить в 150 грамм?
- Использовать самые лёгкие бутылки.
- Использовать тонкий профиль крыла (широкие законцовки позволяют это)
- Для крыла взять самый лёгкий шариковый пенопласт (не 12,5, а 9,5 грамм/литр)
- Чуть-чуть уменьшить чертежи на разрешённые правилами СОЮЗ-250 минус 2см.
Поехали…
Первым делом – болванки.
Отдельно болванка фонаря Ил-2:
Болванка фюза вместе с болванкой фонаря:
Те самые лёгкие бутылки (1,5 и 2 литра):
На фото запечатлены отдельные моменты натяжки бутылок на цельной болванке. Это к вопросам поднятым в недавней дискуссии. Если предполагается, что на данной болванке буду натягивать фюзеляжи не более, чем 2-3 раза, то болванку оставляю цельной. Если же предполагается, что будет какая-никакая серия (хотя бы 4-5-6 натяжек), то, как правило, сегментирую. Если же предполагается «долгая и плодотворная» рабочая жизнь болванки, то сегментирую ОДНОЗНАЧНО.
Это очень и очень сильно облегчает формовку скорлупок в последующем. Время формовки сокращается примерно в 2-3, а то и в 4 раза.
Готовые, склеенные по шву скорлупки:
продолжение следует…
Продолжаем.
Готовые хвосты для Ил-2 и Кейта:
Технология та же самая – потолочка+скотч. Понятное дело, и +лонжерон. Вес, соответственно, 15 и 11 грамм. А у большинства истребителей 15-го масштаба около 7 грамм. Набегают, однако, лишние граммульки-то…
Вес, соответственно, 52гр.(Кейт) и 42гр.(Ил-2).
Но не нужно забывать, что фонарь на фюзе кейта уже отформован заодно с самим фюзом. А вот на Иле – он отдельный. И тоже чего-нибудь да весит…
Про вырезку крыла подробно не пишу, т.к. ничего особенного, всё то же самое, только пена более лёгкая. Что, кстати, имеет одну неприятность – обрабатывать, т.е. шкурить такое крыло труднее – того и гляди, норовит сломаться – уж больно нежное (пока не обтянул скотчем).
Готовое крыло Кейта на весах:
55 грамм. У Ила почти тоже самое, 57 грамм.
На самом деле это - выдающиеся показатели. У Ил-2 размах крыла 95см, у Кейта – 101см. Площадь у обоих почти одинаковая (примерно по 16,5 дециметров квадратных.)
Но в итоге всё же пустой планер для Ил-2 получился чуть потяжелее, чем для Кейта – сыграло свою роль наличие под крылом Ила двух обтекателей шасси (а ими я пренебречь не мог) - они добавили 6 грамм, плюс отдельный фонарь, ну, и хвост у Ила чуть потяжелее, из-за своих размеров.
Перед покраской.
Ил-2:
нос у Ила был изначально задуман, как красный-гвардейский, поэтому перед основной покраской он и был покрашен в соответствующий цвет.
Кейт:
Кейт без хвоста, т.к. для уменьшения веса он не красится, а просто обтянут красным скотчем (и остался дома, не попав в кадр).
Вес планера Кейта до покраски – 118 грамм (крыло-55г, фюз-52г, хвост-11г).
Вес планера Ила до покраски – 125 грамм (крыло-57г, фюз-42г, хвост-15г, фонарь-5г, гондолы шасси-6г).
Красим….
Первый этап – задуваем низ.
У Ил-2 – голубым, у Кейта – светло-серым:
Второй этап покраски.
На Ил-2 наносим трёхцветный камуфляж, Кейта красим в один тон, в хаки:
Вес планера после покраски:
Кейт – 135 грамм
Ил-2 – 145 грамм.
Получается, что на краске набежало 16 и 20 грамм соответственно. Отличный показатель для планеров такого размера.
Для справки. Ил-2: размах – 95см, длина – 77см. Кейт: размах – 101см, длина – 73см.
продолжение следует… (завтра будет самое интеррррресное!)😃
Продолжаем…
Теперь о мотоустановке и прочих потрохах.
Так как требовалось уложиться в 250 грамм, а оставшийся лимит веса был немногим более, чем 100 грамм, то было принято решение использовать наиболее лёгкие (из имеющихся в наличии) батарейки и моторки.
Моторки такие:
Гартт 2204 и 2205. Весом по 23 и 25 грамм. Кв – 1800 у первого и 1500 у второго.
Винты в обоих случаях поставил 7х6, испытанные, и стоящие на многих моих истребителях 15-го масштаба.
Батарейки 2-х баночные, 0,5 А/ч, лёгонькие, по 30 грамм:
Регули 12-и амперные, как и везде на прочих 250 – граммовках.
Из-за приличного веса хвостов на обоих самолётах батарейные отсеки пришлось сдвинуть практически в самый нос:
Сервы на Р.В. в обоих случаях тоже максимально сдвинул в нос (с длинной тягой до Р.В.):
Так как модели 250-граммовые (хотя и достаточно крупные), то и с сервами на элероны тоже мудрить не стал, поставил всё те же 3,7 граммовые живопырки (реально они весят по 5 грамм):
Ничего, должно хватить.
Вместе с Аэрокоброй:
хорошо видна разница в размерах (модели в едином масштабе). Но полётный вес при этом практически одинаковый, и не выходит за рамки 250 грамм.
Так для чего же мне понадобились эти два одномоторных бомбардировщика? Неужели как бойцовки, для участия в соревнованиях СОЮЗ-250?!
Ведь дураку понятно, что с такими хиленькими мотоустановками они неконкурентны от слова ВООБЩЕ.
Вспоминаются при этом слова одного ветерана, лётчика-штурмовика, воевавшего на Ил-2. Дословно, конечно же, не вспомню, но смысл его высказывания постараюсь передать. На вопрос, «…случалось ли так, что приходилось вести активный маневренный бой на Ил-2 против немецких истребителей?» он ответил примерно так: «… как правило, даже и не пытались, только маневры уклонения. Да, Ил выполнял весь комплекс высшего пилотажа: петли, глубокие виражи, горки и прочее. Но какой смысл пытаться затевать всю эту карусель, если Мессер всё это делает чётче и быстрее, и тебя по-любому перекрутит?»
Так вот: для чего я сделал эту пару, хоть и 250-граммовых, но всё же медлительных и неуклюжих в бою одномоторных бомбардировщиков?
Неужели только для релакса, то есть для эстетического удовольствия? А вот и нет! Цель была совсем иная.
Подробно про ЭТО я написал вот здесь: rcopen.com/forum/f84/topic517142/270
Лишь бы не сдувало их . При такой нагрузке любой ветерок для них - проблема . Впрочем , практика - критерий истины .
Я всегда чувствую, что те, кто может сделать такой прекрасный расчет, очень сильны. Последний раз, когда я строил мой дрон, мне помог мой друг.
Вот и начался учебный год, всё постепенно приходит в норму😁
Закончил свой соревновательный сезон, закончил достойно, первое место в шестиэтапном Кубке (похвастаться немного) rcopen.com/forum/f37/topic323257/748
Но тема про бойцовки весом до 250 грамм, поэтому продолжим.
Пионер начал делать Ki-84, делает сам, поэтому медленно. Я подключусь немного позднее. Буду выкладывать этапы строительства.
Сегодня натянул среднюю и хвостовую часть из лёгких бутылок, соответственно 2 и 1,5 литра. Обе части весят 24 грамма:
Вчера и сегодня летал на своём Фоккере на школьном стадионе, устраивал показательные полёты для младшей и средней групп! Все впечатлились:)😃
Сегодня вопрос на занятиях возник, как и из чего делать воздухозаборник (фильтр маслорадиатора) снизу?
Как то на этапе проектирования и изготовления болванки этот вопрос не возник((
Но дотошные пионеры увидели😁
И ещё, подозреваю, что его при каждой посадке будет сносить напрочь…
Внезапно в Новосибирске я взял и сделал свою бутылочную бойцовку. Сильно увлекаясь процессом, фото чуть больше, чем нисколько. Слишком поздно заметил, что Ла-9 немного 46 года, потому в правила не лезет. Зато через примерно 14 часов станет известно, достаточно ли отработана технология. За качество изготовления - простите пожалуйста, второй аппарат серии будет значительно аккуратнее.
Характеристики моего изделия:
вес - примерно 190 грамм, скоро смогу взвесить элементы по отдельности.
размах - 60 см.
длина - 55 см.
двигатель - какой есть, 2203 1400kv.
винт - 8*4.
аккумулятор - zippy compact 0,5 Ah 3S.
с серво решил поступить хитро, поставил в крыло две: можно организовать флапероны, легче сцеплять фюзеляж с крылом, тяги аккуратнее, вес больше на 0,5 гр. Установлены две по 5 гр и 9 гр на РВ.
Конструкция:
Фюзеляж сделан так же, как и у других ЛА в этой ветке, ничего мудрить не стал.
Крыло - взял пеноплекс, какой был. Он тяжелее, но жестче и прочнее. Вместо обтяжки скотчем обклеил бумагой для чайных пакетиков на разведенном ПВА. Лонжерон не понадобился, жесткость неплохая. Кабанчики из карточек.
Окраска - еще не выбрал, полетело бы.
Все, что интересно на модели, могу сфотографировать. Вот фото, которые есть:
yadi.sk/i/PkydJntKFqGZrw
yadi.sk/i/eKc2k2rJvFFz-g
yadi.sk/i/rOunI_D3EvmYHA
У нас тоже строительство идёт))) Не так быстро как хотелось бы, клуб спортивный, много времени сейчас на тренировки к соревнованиям уходит…
Корочки для фюза натягиваем, пока получаются не очень лёгкие, склеенные вместе с фонарём, порядка 45 грамм
тема 1:15 мне очень понравилась применительно к 3Д печатным самолетам. Фюзеляж печатать а крыло и оперение из пены, как у топикстартера.
Вот первая моя модель в этом масштабе - ЛА5ФН. Время печати - 5 часов.
Модель делалась по чертежам для 2м бальзы, размах я уменьшил до 650мм.
Хвостовое оперение пробовал в двух вариантах (см фото) печатный киль и полностью из потолочки. Центровка получилась нормальная в обеих случаях. Серва для руля высоты стоит над крылом и тяга с наружи, но можно поставить и во внутрь фюза, место там есть. Печатное крыло получается очень тяжелым для этого масштаба (без сервы 80гр примерно) и я его напечатал но в полет оно отправится только после облета пенного варианта.
Двигатель 1806-2300 с винтом 6х3 дает примерно 400гр тяги, поэтому думаю полетит , но очень быстро 😃
Полетный вес с крылом из пены получился 210гр с батарейкой 460 3S
В руках модель ощущается довольно прочной для этого размера и веса.
Облет предстоит по погоде.
Совладал с аппаратом в небе, потому облет можно считать завершенным, хоть и в несколько этапов.
Выходил в поле 5 раз: Первый полет прошел уже через 12 часов(планировалось через 14), прошел плохо, лютая неустойчивость. Самолет упал, немного оторвало мотор, плюс от холода я сам начал страдать, от него же порвало карабин на ремешке, от него же сломало винт. Ушел домой, отогрелся чаем, подлатал аппарат - да солнце уже село.
Во втором выходе в поле все те же проблемы, но попробовал подтриммировать. Безрезультатно.
К третьему выходу я вспомнил про косяк в изготовлении болванки(кое-кто забыл приделать угол атаки, со всеми вытекающими, в том числе угол V стал работать в обратную сторону), потому соорудил нашлепку на крыло, чтобы исправить. Самолет повел себя значительно лучше, хоть и осталась неустойчивость. Свалился, сел АКБ, ушел домой.
В четвертый раз поигрался еще с центровкой, полет стал еще лучше - без сваливания, послушно, управляемо. Почти оттриммировал, да вот беда - после 4-х пар и в моих широтах, времени на полеты до заката оставалось чуть меньше 20 минут, потому негодуя ушел домой.
Сегодня, в пятый раз, пар было две, потому и времени хватило. Наконец-то настроив центровку в нужный диапазон, я запустил аппарат на двух банках. Летит не так уж быстро, не слишком маневренно, ощущается нехватка тяги. Наконец-то смог нормально сесть, без сваливания, проехаться немного на пузе и прямо к ногам. Наступило самое интересное - 3 банки. Мотор свистел, внушая мощь. Глазомер говорил, что полетит однозначно. И вот, включив полный газ, закидываю летадлу. Разгон неплохой, энерговооруженность больше единицы. После вертикального набора, решил выйти на максимальную скорость. Дело было на стадионе, самолет развил на глаз метров 20-25 в секунду, промчавшись над полем за 4-5 секунд(на глаз, хронометриста-оператора при мне не было), затем перейдя вновь в набор. После нескольких таких кругов, самолет мне нравился все больше, решил сделать петлю - без вопросов, тяги за глаза.
Итог: самолет надо покрасить, самолет летит хорошо, комфортно, быстро, хоть и немного неустойчив. Центровка чуть спереди привычно-расчетной. Цифры по весу:
фюзеляж с мотором: 105 гр.
крыло с удлинителем и переходником для серво: 52.6 гр., без удлинителя 46 гр.
аккумулятор 3 банки - 44 гр., две - 25 гр.
Отвечу на вопросы, если есть.
Про нашлёпку на фюз для корректировки угла атаки можно поподробнее? Угол атаки больше в плюс или в минус? Профиль крыла какой? Симметричный или нет?
угол атаки был, похоже, отрицательным, нашлепка сделала положительным. Взял кусок 3 мм пенопласта, сточил край, приклеил к крылу сзади.
Профиль - кларк на 13%.
yadi.sk/i/Ssgvi2eSkg3Dkw
Как с фото удобнее? Кликабельная шакальная картинка, или ссылка на нормальное качество, но без превью?
С фото? Без разницы, как вам удобнее.
Т.е. увеличение угла атаки пошло на пользу стабильности и управляемости.
Ясно…
мне кажется, что угол V при отрицательном угле атаки по каналу крена будет работать в другую сторону, как КОС.
Угол атаки из отрицательного стал положительным.
Не думаю. За счёт триммирования и суммы сил действующих в полете, крыло всё равно будет находиться в состоянии положительного угла атаки, иначе не будет подъёмной силы.
как бы да, но в создании подъемной силы участвует не только угол атаки, насколько я знаю.
airfoiltools.com/airfoil/details?airfoil=clarkysm-…
тут Су(который Сl) становится нулевым где-то меньше нуля, при немного меньшей толщине. Re модельки в районе 200к.
Состоялся облет моего гибридного ЛА5ФН 1:15 210гр полетного веса. После триммирования полетел хорошо, тяги с избытком.
Летать на маленьком самолете для меня сложнее чем на 1-2м, но зато падения не столь катастрофичны.
По результатам облета решил сделать люк для батарейки сбоку, чтобы не снимать крыло.
По такой же технологии сделал ИЛ2 850мм.
Приветствую!
Буквально сейчас вклеил хвостовое оперение на свой Ki-84, взвесил.
В таком как на фото состоянии, включая фонарь кабины, моторама и контейнер под аккумулятор, весит 102 грамма.
Фонарь не приклеен, ожидается голова самурая)))
В таком как на фото состоянии
Элероны планируются из чего?
Комплектуха включает в себя 2 сервы или 3?
Сколько весит комплект электроники включая АКБ?