250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.

Денис_из_Петергофа

Штурмовик Ил-2 и бомбардировщик-торпедоносец Накадзима В5N2 «Кейт».

Давно обдумывал да обсчитывал эту пару бомбардировщиков. Насчёт того, смогу ли уложить их в 250 грамм. И по предварительным прикидкам получается, что смогу! Главное, уложить пустой планер в 140…150 грамм. Чтобы на начинку осталось хотя бы 100. И тогда всё должно срастись, как надо.
Для чего мне всё ЭТО нужно, я расскажу чуть попозже.

Как сделать так, чтобы достаточно крупный планер (размахом около 1м) уложить в 150 грамм?

  1. Использовать самые лёгкие бутылки.
  2. Использовать тонкий профиль крыла (широкие законцовки позволяют это)
  3. Для крыла взять самый лёгкий шариковый пенопласт (не 12,5, а 9,5 грамм/литр)
  4. Чуть-чуть уменьшить чертежи на разрешённые правилами СОЮЗ-250 минус 2см.

Поехали…

Первым делом – болванки.

Ил-2:

Отдельно болванка фонаря Ил-2:

Болванка фюза вместе с болванкой фонаря:

Кейт:

Две болванки рядом:

Те самые лёгкие бутылки (1,5 и 2 литра):

Тянем-потянем:

На фото запечатлены отдельные моменты натяжки бутылок на цельной болванке. Это к вопросам поднятым в недавней дискуссии. Если предполагается, что на данной болванке буду натягивать фюзеляжи не более, чем 2-3 раза, то болванку оставляю цельной. Если же предполагается, что будет какая-никакая серия (хотя бы 4-5-6 натяжек), то, как правило, сегментирую. Если же предполагается «долгая и плодотворная» рабочая жизнь болванки, то сегментирую ОДНОЗНАЧНО.
Это очень и очень сильно облегчает формовку скорлупок в последующем. Время формовки сокращается примерно в 2-3, а то и в 4 раза.

Готовые, склеенные по шву скорлупки:

продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Готовые хвосты для Ил-2 и Кейта:

Технология та же самая – потолочка+скотч. Понятное дело, и +лонжерон. Вес, соответственно, 15 и 11 грамм. А у большинства истребителей 15-го масштаба около 7 грамм. Набегают, однако, лишние граммульки-то…

Два готовых, склеенных фюза:

Вес, соответственно, 52гр.(Кейт) и 42гр.(Ил-2).

Но не нужно забывать, что фонарь на фюзе кейта уже отформован заодно с самим фюзом. А вот на Иле – он отдельный. И тоже чего-нибудь да весит…

Про вырезку крыла подробно не пишу, т.к. ничего особенного, всё то же самое, только пена более лёгкая. Что, кстати, имеет одну неприятность – обрабатывать, т.е. шкурить такое крыло труднее – того и гляди, норовит сломаться – уж больно нежное (пока не обтянул скотчем).

Готовое крыло Кейта на весах:

55 грамм. У Ила почти тоже самое, 57 грамм.

На самом деле это - выдающиеся показатели. У Ил-2 размах крыла 95см, у Кейта – 101см. Площадь у обоих почти одинаковая (примерно по 16,5 дециметров квадратных.)

Но в итоге всё же пустой планер для Ил-2 получился чуть потяжелее, чем для Кейта – сыграло свою роль наличие под крылом Ила двух обтекателей шасси (а ими я пренебречь не мог) - они добавили 6 грамм, плюс отдельный фонарь, ну, и хвост у Ила чуть потяжелее, из-за своих размеров.

Перед покраской.

Ил-2:

нос у Ила был изначально задуман, как красный-гвардейский, поэтому перед основной покраской он и был покрашен в соответствующий цвет.

Кейт:

Кейт без хвоста, т.к. для уменьшения веса он не красится, а просто обтянут красным скотчем (и остался дома, не попав в кадр).

Вес планера Кейта до покраски – 118 грамм (крыло-55г, фюз-52г, хвост-11г).
Вес планера Ила до покраски – 125 грамм (крыло-57г, фюз-42г, хвост-15г, фонарь-5г, гондолы шасси-6г).

Красим….

Первый этап – задуваем низ.
У Ил-2 – голубым, у Кейта – светло-серым:

Второй этап покраски.
На Ил-2 наносим трёхцветный камуфляж, Кейта красим в один тон, в хаки:

Вес планера после покраски:
Кейт – 135 грамм
Ил-2 – 145 грамм.

Получается, что на краске набежало 16 и 20 грамм соответственно. Отличный показатель для планеров такого размера.
Для справки. Ил-2: размах – 95см, длина – 77см. Кейт: размах – 101см, длина – 73см.

продолжение следует… (завтра будет самое интеррррресное!)😃

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Теперь о мотоустановке и прочих потрохах.

Так как требовалось уложиться в 250 грамм, а оставшийся лимит веса был немногим более, чем 100 грамм, то было принято решение использовать наиболее лёгкие (из имеющихся в наличии) батарейки и моторки.

Моторки такие:

Гартт 2204 и 2205. Весом по 23 и 25 грамм. Кв – 1800 у первого и 1500 у второго.
Винты в обоих случаях поставил 7х6, испытанные, и стоящие на многих моих истребителях 15-го масштаба.

Батарейки 2-х баночные, 0,5 А/ч, лёгонькие, по 30 грамм:

Регули 12-и амперные, как и везде на прочих 250 – граммовках.
Из-за приличного веса хвостов на обоих самолётах батарейные отсеки пришлось сдвинуть практически в самый нос:

Сервы на Р.В. в обоих случаях тоже максимально сдвинул в нос (с длинной тягой до Р.В.):

Так как модели 250-граммовые (хотя и достаточно крупные), то и с сервами на элероны тоже мудрить не стал, поставил всё те же 3,7 граммовые живопырки (реально они весят по 5 грамм):

Ничего, должно хватить.

В поле:

Вместе с Аэрокоброй:

хорошо видна разница в размерах (модели в едином масштабе). Но полётный вес при этом практически одинаковый, и не выходит за рамки 250 грамм.

Так для чего же мне понадобились эти два одномоторных бомбардировщика? Неужели как бойцовки, для участия в соревнованиях СОЮЗ-250?!
Ведь дураку понятно, что с такими хиленькими мотоустановками они неконкурентны от слова ВООБЩЕ.
Вспоминаются при этом слова одного ветерана, лётчика-штурмовика, воевавшего на Ил-2. Дословно, конечно же, не вспомню, но смысл его высказывания постараюсь передать. На вопрос, «…случалось ли так, что приходилось вести активный маневренный бой на Ил-2 против немецких истребителей?» он ответил примерно так: «… как правило, даже и не пытались, только маневры уклонения. Да, Ил выполнял весь комплекс высшего пилотажа: петли, глубокие виражи, горки и прочее. Но какой смысл пытаться затевать всю эту карусель, если Мессер всё это делает чётче и быстрее, и тебя по-любому перекрутит?»

Так вот: для чего я сделал эту пару, хоть и 250-граммовых, но всё же медлительных и неуклюжих в бою одномоторных бомбардировщиков?
Неужели только для релакса, то есть для эстетического удовольствия? А вот и нет! Цель была совсем иная.

Подробно про ЭТО я написал вот здесь: rcopen.com/forum/f84/topic517142/270

Андрей_Зазулин

Лишь бы не сдувало их . При такой нагрузке любой ветерок для них - проблема . Впрочем , практика - критерий истины .

Morganan

Я всегда чувствую, что те, кто может сделать такой прекрасный расчет, очень сильны. Последний раз, когда я строил мой дрон, мне помог мой друг.

1 month later
karmann

Вот и начался учебный год, всё постепенно приходит в норму😁
Закончил свой соревновательный сезон, закончил достойно, первое место в шестиэтапном Кубке (похвастаться немного) rcopen.com/forum/f37/topic323257/748
Но тема про бойцовки весом до 250 грамм, поэтому продолжим.
Пионер начал делать Ki-84, делает сам, поэтому медленно. Я подключусь немного позднее. Буду выкладывать этапы строительства.
Сегодня натянул среднюю и хвостовую часть из лёгких бутылок, соответственно 2 и 1,5 литра. Обе части весят 24 грамма:

Вчера и сегодня летал на своём Фоккере на школьном стадионе, устраивал показательные полёты для младшей и средней групп! Все впечатлились:)😃

karmann

Сегодня вопрос на занятиях возник, как и из чего делать воздухозаборник (фильтр маслорадиатора) снизу?

Как то на этапе проектирования и изготовления болванки этот вопрос не возник((
Но дотошные пионеры увидели😁
И ещё, подозреваю, что его при каждой посадке будет сносить напрочь…

23 days later
AliceDvach

Внезапно в Новосибирске я взял и сделал свою бутылочную бойцовку. Сильно увлекаясь процессом, фото чуть больше, чем нисколько. Слишком поздно заметил, что Ла-9 немного 46 года, потому в правила не лезет. Зато через примерно 14 часов станет известно, достаточно ли отработана технология. За качество изготовления - простите пожалуйста, второй аппарат серии будет значительно аккуратнее.

Характеристики моего изделия:
вес - примерно 190 грамм, скоро смогу взвесить элементы по отдельности.
размах - 60 см.
длина - 55 см.
двигатель - какой есть, 2203 1400kv.
винт - 8*4.
аккумулятор - zippy compact 0,5 Ah 3S.
с серво решил поступить хитро, поставил в крыло две: можно организовать флапероны, легче сцеплять фюзеляж с крылом, тяги аккуратнее, вес больше на 0,5 гр. Установлены две по 5 гр и 9 гр на РВ.

Конструкция:
Фюзеляж сделан так же, как и у других ЛА в этой ветке, ничего мудрить не стал.
Крыло - взял пеноплекс, какой был. Он тяжелее, но жестче и прочнее. Вместо обтяжки скотчем обклеил бумагой для чайных пакетиков на разведенном ПВА. Лонжерон не понадобился, жесткость неплохая. Кабанчики из карточек.
Окраска - еще не выбрал, полетело бы.

Все, что интересно на модели, могу сфотографировать. Вот фото, которые есть:

yadi.sk/i/PkydJntKFqGZrw

yadi.sk/i/eKc2k2rJvFFz-g

yadi.sk/i/rOunI_D3EvmYHA

karmann

У нас тоже строительство идёт))) Не так быстро как хотелось бы, клуб спортивный, много времени сейчас на тренировки к соревнованиям уходит…
Корочки для фюза натягиваем, пока получаются не очень лёгкие, склеенные вместе с фонарём, порядка 45 грамм

8 days later
Bah

тема 1:15 мне очень понравилась применительно к 3Д печатным самолетам. Фюзеляж печатать а крыло и оперение из пены, как у топикстартера.
Вот первая моя модель в этом масштабе - ЛА5ФН. Время печати - 5 часов.
Модель делалась по чертежам для 2м бальзы, размах я уменьшил до 650мм.
Хвостовое оперение пробовал в двух вариантах (см фото) печатный киль и полностью из потолочки. Центровка получилась нормальная в обеих случаях. Серва для руля высоты стоит над крылом и тяга с наружи, но можно поставить и во внутрь фюза, место там есть. Печатное крыло получается очень тяжелым для этого масштаба (без сервы 80гр примерно) и я его напечатал но в полет оно отправится только после облета пенного варианта.
Двигатель 1806-2300 с винтом 6х3 дает примерно 400гр тяги, поэтому думаю полетит , но очень быстро 😃
Полетный вес с крылом из пены получился 210гр с батарейкой 460 3S
В руках модель ощущается довольно прочной для этого размера и веса.
Облет предстоит по погоде.

AliceDvach

Совладал с аппаратом в небе, потому облет можно считать завершенным, хоть и в несколько этапов.
Выходил в поле 5 раз: Первый полет прошел уже через 12 часов(планировалось через 14), прошел плохо, лютая неустойчивость. Самолет упал, немного оторвало мотор, плюс от холода я сам начал страдать, от него же порвало карабин на ремешке, от него же сломало винт. Ушел домой, отогрелся чаем, подлатал аппарат - да солнце уже село.
Во втором выходе в поле все те же проблемы, но попробовал подтриммировать. Безрезультатно.
К третьему выходу я вспомнил про косяк в изготовлении болванки(кое-кто забыл приделать угол атаки, со всеми вытекающими, в том числе угол V стал работать в обратную сторону), потому соорудил нашлепку на крыло, чтобы исправить. Самолет повел себя значительно лучше, хоть и осталась неустойчивость. Свалился, сел АКБ, ушел домой.
В четвертый раз поигрался еще с центровкой, полет стал еще лучше - без сваливания, послушно, управляемо. Почти оттриммировал, да вот беда - после 4-х пар и в моих широтах, времени на полеты до заката оставалось чуть меньше 20 минут, потому негодуя ушел домой.
Сегодня, в пятый раз, пар было две, потому и времени хватило. Наконец-то настроив центровку в нужный диапазон, я запустил аппарат на двух банках. Летит не так уж быстро, не слишком маневренно, ощущается нехватка тяги. Наконец-то смог нормально сесть, без сваливания, проехаться немного на пузе и прямо к ногам. Наступило самое интересное - 3 банки. Мотор свистел, внушая мощь. Глазомер говорил, что полетит однозначно. И вот, включив полный газ, закидываю летадлу. Разгон неплохой, энерговооруженность больше единицы. После вертикального набора, решил выйти на максимальную скорость. Дело было на стадионе, самолет развил на глаз метров 20-25 в секунду, промчавшись над полем за 4-5 секунд(на глаз, хронометриста-оператора при мне не было), затем перейдя вновь в набор. После нескольких таких кругов, самолет мне нравился все больше, решил сделать петлю - без вопросов, тяги за глаза.
Итог: самолет надо покрасить, самолет летит хорошо, комфортно, быстро, хоть и немного неустойчив. Центровка чуть спереди привычно-расчетной. Цифры по весу:
фюзеляж с мотором: 105 гр.
крыло с удлинителем и переходником для серво: 52.6 гр., без удлинителя 46 гр.
аккумулятор 3 банки - 44 гр., две - 25 гр.

Отвечу на вопросы, если есть.

Moonlight_Dreamer

Про нашлёпку на фюз для корректировки угла атаки можно поподробнее? Угол атаки больше в плюс или в минус? Профиль крыла какой? Симметричный или нет?

AliceDvach

угол атаки был, похоже, отрицательным, нашлепка сделала положительным. Взял кусок 3 мм пенопласта, сточил край, приклеил к крылу сзади.
Профиль - кларк на 13%.

yadi.sk/i/Ssgvi2eSkg3Dkw

Как с фото удобнее? Кликабельная шакальная картинка, или ссылка на нормальное качество, но без превью?

Moonlight_Dreamer

С фото? Без разницы, как вам удобнее.
Т.е. увеличение угла атаки пошло на пользу стабильности и управляемости.
Ясно…

AliceDvach

мне кажется, что угол V при отрицательном угле атаки по каналу крена будет работать в другую сторону, как КОС.
Угол атаки из отрицательного стал положительным.

Moonlight_Dreamer

Не думаю. За счёт триммирования и суммы сил действующих в полете, крыло всё равно будет находиться в состоянии положительного угла атаки, иначе не будет подъёмной силы.

AliceDvach

как бы да, но в создании подъемной силы участвует не только угол атаки, насколько я знаю.
airfoiltools.com/airfoil/details?airfoil=clarkysm-…
тут Су(который Сl) становится нулевым где-то меньше нуля, при немного меньшей толщине. Re модельки в районе 200к.

17 days later
Bah

Состоялся облет моего гибридного ЛА5ФН 1:15 210гр полетного веса. После триммирования полетел хорошо, тяги с избытком.

Летать на маленьком самолете для меня сложнее чем на 1-2м, но зато падения не столь катастрофичны.
По результатам облета решил сделать люк для батарейки сбоку, чтобы не снимать крыло.

По такой же технологии сделал ИЛ2 850мм.

2 months later
karmann

Приветствую!
Буквально сейчас вклеил хвостовое оперение на свой Ki-84, взвесил.
В таком как на фото состоянии, включая фонарь кабины, моторама и контейнер под аккумулятор, весит 102 грамма.
Фонарь не приклеен, ожидается голова самурая)))

Moonlight_Dreamer
karmann:

В таком как на фото состоянии

Элероны планируются из чего?
Комплектуха включает в себя 2 сервы или 3?
Сколько весит комплект электроники включая АКБ?

karmann

Олег привет!
Элероны как обычно, отрежу от крыла))
Сервы три.
Полётный планирую в 225-230 уложить, прототип крупный, делался точно по чертежу, без отступлений.
По комплектации напишу.