250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.
Эх , как жаль что такой труд и такие модели никто не берётся раскрутить до уровня ФАИ! Ну ведь по всем параметрам - должен быть очень массовый класс !
Достойная работа , Денис . А как бои ?
Бои были сегодня. Сегодня же выложу в профильной теме:
rcopen.com/forum/f84/topic520921
Готовлю материал, отбираю фотки.
Во на чего наткнулся, может пригодится.
www.cybermodeler.com/…/i-16_profile01.shtml
И еще малость.
ru.pinterest.com/pin/9077636727364812/?e_t=d70b03f…
«Чаечка» и «Дора» (И-153 и FW.190D).
Сначала про И-153, про Чаечку.
Именно так – «Чаечка». Ибо – маленькая, в 15 масштабе. А «Чайку» я уже делал, в 12 масштабе. Про неё здесь: rcopen.com/forum/f81/topic337088/881 – пост № 885 и далее.
Та «Чайка» и сейчас летает, очень занятный самолётик.
Тогда я поступил просто: отдельную болванку делать не стал, а взял за основу имевшуюся у меня болванку на И-16.

Сейчас задача стоит несколько иная: сделать тоже самое, но в уменьшенном на 25% варианте, в формате СОЮЗ-250 (масштаб 1:15, полётный вес – до 250 грамм):

Решил идти по проторенному уже пути – имеется болванка на И-16 масштаба 1:15, так чего же ещё надо? Действительно, ежели положить рядом два чертежа И-16 и И-153, то сразу бросается в глаза некая тождественность:

Да, различия есть – это и форма капота, и изгиб гаргрота, и прочие мелочи. Но на это можно закрыть глаза, тем более, что у нас не копия, а полукопия. Да и в достаточно жёсткие рамки по отклонениям размерностей (±1см), обозначенные в правилах СОЮЗа-250, легко укладываемся.
Итак, делаем И-153 в масштабе 1:15!
Фюзеляж получился достаточно лёгким – всего 22 грамма. Хороший задел. Для бутылочных фюзеляжей на сегодняшний момент это – рекорд. Обычно получается тяжелее. Та, первая «Чайка» 12-го масштаба имела вес пустого планера около 160 грамм. Здесь надо гарантированно уложиться в 100…105.
Что ж, попробуем…
Режем крылья. Из шарикового пенопласта плотностью 13 грамм/литр.

На той «Чайке» делал крылья из такого же.
Центроплан нижнего крыла сделал из более плотного пенопласта – 20 грамм/литр. Для того, чтобы правильно оформить зализы сзади и приливы для шасси спереди – они на И-153 очень выраженные (если делать эту деталь из мягкой пены, то нормально сделать зализы не получится).
А то на прошлой «Чайке» с зализами перемудрил – из пены их формовал, бумажками обклеивал, скотчем обтягивал. Морока…
С верхним крылом тогда тоже намудрил – на место излома поставил хитрозагнутый элемент из стеклотекстолита. В этот раз сделал проще и легче. Нижний лонжерон пропустил через отверстие, пробитое в «чайко-изгибе», в верхний – пропустил над изломом:

Изначально оставил там бамбучину лонжерона, но потом обрезал её в этом месте и вместо неё вклеил кусочек угля. Дело в том, что жёсткости бамбучины из циновки не хватало – без поддержки пенопласта она в «чайко-ложбинке» при изгибе начинает «играть».
Получилось просто, но несколько некрасиво.
Продолжение следует…
П.С. уж не знаю, что там сейчас творится на яндексе, но пока решил вернуться к выкладыванию фоток на радиКАЛе. У меня на компе вроде всё пучком смотрится. Если у кого картинки плохо выглядят, или есть какие-либо советы или пожелания по выкладыванию фоток на форуме, то предлагайте варианты.
«Дора» (FW.190D).
Интересная ситуация складывается с прототипами. Советских истребителей – хоть отбавляй: тут тебе и МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, И-153 и И-16 (на начальный период войны), и Ла-5,7, Як- 3,7,9. И это не считая Ленд-Лиза (Харрикейн, Спитфайр, Р-39, Р-40). Выбирай, что хочешь. А немцы провоевали всю войну с двумя типами основных истребителей: Bf.109 и FW.190. Да, были определённые отличия, к примеру, «Эмиля» от «Фридриха» и «Густава» (Bf.109 модификаций E, F и G), но это скорее для специалистов. Большинство эти отличия не видит. Да и не настолько выраженные они…
А вот Курт Танк в своё время много чего начудил, пытаясь выжать максимум из своего «Фокке-Вульфа». Менял моторы, менял конфигурацию планера. Вот где надо искать дополнительные прототипы!
ФВ-190А и Та-152Н для СОЮЗа-250 я уже делал, так почему бы не сделать ещё, для разнообразия прототипов, и ФВ-190Д, он же «Дора»?

Да и на болванку отдельную можно не заморачиваться – фюзеляж «Доры» имеет много общего с фюзом Та-152.
Но есть и отличия:

Нос и хвостовая балка короче, кабина сильнее смещена к носу. Придётся корректировать… На уже натянутых скорлупках. А чем-то придётся и пожертвовать, к примеру, горбом обтекателей фюзеляжных пулемётов перед фонарём. Но, опять же, повторяюсь – это полукопия, да и отличия минимальны, и укладываются в обозначенные допуски в правилах СОЮЗ-250 (±1см).
Вместе с «Чайкой» и «Дорой» запустил в производство ещё три самолёта, в качестве призов для грядущих соревнований по СОЮЗу-250: ЛаГГ-3, Ме-109 и ФВ-190(А).
Отформованные, склеенные по шву и готовые для склейки фюза скорлупки:

Склеенные фюзы (ФВ-190Д, Ме-109, ЛаГГ, МиГ, И-153):

Консоли вырезанные и ошкурёные:

Для ФВ-190Д, ФВ-190А, МиГ, ЛаГГ. Вес, соответственно, 15, 26, 25 и 25 грамм. Первая пара консолей – для «Доры». Тут мне пришлось делать консоли из более лёгкого пенопласта, так как есть предположение, что вес «Доры» вплотную приблизится к предельным 250 граммам (фюз почти такой же длинный, как и у Та-152), поэтому экономим каждый грамм. Для всех остальных это – необязательно, там есть запас по весу. Поэтому взял пенопласт мелкошариковый, не 13, а 20 грамм/литр.
Крылья с вклеенными лонжеронами:

(2 крыла для И-153, «Дора», МиГ, и ЛаГГ)
Вклейка двух лонжеронов (сверху и снизу) даёт прибавку 4…5 грамм на каждое крыло.
Обтянутые крылья (для Ме-109 ещё пока не обтянуто):

Ме-109, ЛаГГ-3, 2 крыла для И-153, + «Дора». Обтяжка крыла скотчем прибавляет, в среднем 11…12 грамм на крыло. К примеру, на фото видна цифра 42гр. на крыле ЛаГГ-3. Крылья И-153 и ЛаГГ специально обтягивал белым скотчем, так как для них предполагается зимний, белый камуфляж.
Клеим фюзеляжи, вклеиваем палочки для крепления крыла:

И-153 (ближайший), ЛаГГ, Мессер, Дора.
Крепить верхнее крыло на «Чаечке» решил так же, как и на предыдущей «Чайке» (12-го масштаба): в фюзеляже изнутри приклеиваются два деревянные сухарика-бобышки, к ним саморезиками, через стеклотекстолитовые шайбы крепится крыло:

А нижнее просто приклеил на ухупор:

Уже много лет делаю батарейные отсеки из серой термоизоляции для водопроводных труб. Очень удобно, дёшево и практично. Вклеиваю на момент. Для отвода тепла от батарейки делаю паяльником перфорацию. Ноу-хау, блин… 😃
«Чаечка» и «Дора» не стали исключением - примеряем батарейные отсеки:

Спереди, под капотом образовалась страшно-ужасно-некрасивая яма, которую надо хоть чем то прикрыть, хоть фиговым листочком в виде кусочка бутылки:

Делаем хвосты.
Шаблоны на потолочке:

Кили и стабилизаторы. Лонжероны уже вклеены:

Продолжение следует…
Следующий этап – покраска.
П.С. Так чегой то я и не понял - отображаются превьюшки или нет? Заходил на тему с разных компов, а там полный разнобой - кто в лес, кто по дрова: на большинстве превьюшки видно, а с планшета - нет. Может, такая фигня у кого-то ещё?
Денис, картинки видны)) На ноуте с W7 и на планшете с андроидом.
С интересом читаю тему, большое спасибо! Может в клубе осенью-зимой попробуем.
Следующий этап – покраска.
В покраску на этот раз пошли три самолёта: И-153, ФВ-190Д и ЛаГГ-3. «Чаечка» и «Дора» – это себе, а ЛаГГ-3 – это приз за первое место на грядущих соревнованиях по СОЮЗу-250, которые планируются на следующие выходные.
Вес до покраски:
ЛаГГ-3 – 97гр. И-153 – 100гр. ФВ-190Д - 105гр.
Длинноносый Фоккер решил красить примерно так:

Для Чаечки припас зимний пятнистый камуфляж (белый+хаки), источником вдохновения было это:

Ну, а ЛаГГ-3 – в типичном зимнем камуфляже «зима 41/42гг.»

Для антуражу всем задул «выхлоп», а Чаечку и ЛаГГа по белому слегка «попсыкал» буро-зелёным хаки из краскопульта, сымитировав лёгкие просветы основного цвета сквозь побелку.
Насколько мне известно, зимний камуфляж тогда наносился с помощью извести, вернее, она входила в качестве основного компонента в ту бурду, которой наносили зимний камуфляж; известь держалась абы как, и к концу зимы самолёты зачастую приобретали довольно «пегий» вид:

Что, впрочем, даже повышало камуфлирующие свойства такого покрытия – снег, как известно, не идеально белый. Опять же, читал в одной статейке по камуфляжу, что впоследствии, кажется в 1942 году, даже вышло специальное указание по методике нанесения зимнего камуфляжа, с обязательным оставлением плохо прокрашенных участков, чтобы сквозь белила просматривался основной, зелёный камуфляж.
Короче, воспроизвёл, как смог, доступными методами. Ну, а что? На полётные и бойцовские качества это никак не влияет, а глазу приятно. В конце концов, подобные модельки, как мне кажется, нельзя рассматривать как сугубо утилитарный спортивный снаряд, подобный самолётик должен нести и определённую смысловую нагрузку. Не все же «чиста-спарцмены», которым реально пох… как выглядит их «спортивный инвентарь». Гораздо большему числу людей важно и то, чтобы глядя на такой вот самолётик, у человека и душа пела!
Вес планера после покраски: ЛаГГ-3 – 102гр.(прибавка +5гр), И-153 – 108гр.(+8гр.), ФВ-190Д – 112гр.(+8гр.)
Продолжаем.
Начинка для И-153 и ФВ-190Д по уже устоявшемуся стандарту: мотор – 25…30 грамм, пара 3,7г рулевых машинок, регуль 12А, батарейка 3-х баночная, 0,5А/ч,
На длинноносый Фоккер поставил моторчик серии 2205, любезно подаренный мне Вадимом Книжниковым. Вес моторки – 30 грамм, кв – 1450. Винтик поставил 7х6. Для начала.
На мотораме:

Вес мотоустановки (мотор+моторама+регуль+пропсейв+винт) – 50 грамм.
На И-153 поставил моторчик серии 2204 весом 25гр. Кв-1500. Винтик поставил 7х3,5.
На мотораме:

Вес мотоустановки (мотор+моторама+регуль+пропсейв+винт) – 46 грамм.
В обоих случаях батарейка – 3-х баночная, 0,5А/ч.
Вот так выглядит мотор, уже установленный на фюзеляж:


Правда, у «Доры» почти всё скрыто массивным коком…
Сервы взял «3,7-граммовые», хотя, никакие они не 3,7-граммовые, контрольное взвешивание показало 15 грамм на троих:

Получается, что сервы-то по 5 грамм…
Примеряем сервы в крылышко «Доры»:

Вот так поставил серву на элероны у «Чаечки»:

Самое вкусное – напоследок. Наклейки, то бишь, опознавательные знаки и прочее.

На немца всякую запрещёнку в виде свастики на киль – ни-ни! Закон надо чтить.
И до кучи, фото серв на Р.В. на обоих моделях:


батарейные отсеки на обоих самолётах:


Теперь в небо!
Продолжение следует…
По-белому Вам завидую , Денис ! Пусть у Вас всё получится !
Самолёты были успешно облётаны, и один из них, «Чаечка» - даже успел пройти проверку боем.
25 августа прошли очередные соревнования по «СОЮЗу-250», в которых принимали участие большинство моделей, представленных в этой теме. rcopen.com/forum/f84/topic526914
Я воевал на Та-152Н и И-153 «Чайка», а ФВ-190, Ме-109, МиГ-3 были розданы участникам в рамках «Ленд-Лиза». А потом ещё и Ла-5 попал в ту же Ленд-Лизовскую компанию – у одного из участников (Миронов Павел) отказала матчасть – сгорел регуль на его ЛаГГе, и чтобы он мог продолжать сражаться, я ему отдал своего Лавочкина.
Три боя я отвоевал на Та-152Н. Вот один из самых результативных боёв, где Та-152Н сражался с двумя МиГ-3.
мне в тот раз повезло - я ухитрился сделать МиГам три отруба и сохранить в целости свою ленту, что позволило мне набрать большое число очков за тот бой. В итоге занял второе место. В этом же ролике, ближе к концу, есть момент, как прямо перед носом оператора плюхнулся краснокрылый МиГ со сложившимся в воздухе крылом. В предыдущем бою он с кем-то слегка протаранился, и надломились хворостины лонжеронов. Мы на скорую руку заклеили это место скотчем, бросили его снова в бой, но… судьба! Сломался на перегрузке, зацепившись за мою ленту :excl:(это видно на видео), и хлопнулся на землю.
Финальный бой я воевал на «Чаечке»:
здесь мне повезло меньше, всего один отруб, но тем не менее… Да и обкатал мат.часть в "реальных боевых… "
Лопнули лонжероны крыла. Уже починил:

А длинноносая «Дора» (ФВ-190Д) так и просидела весь день на «скамейке запасных».
Я почему так подробно пишу здесь про бойцовки, ведь есть соответствующая ветка в разделе «радиобой»? rcopen.com/forum/f84/topic517142
Всё правильно, есть, но в силу специфики менталитета тусующихся там «местных», данная тема постоянно засирается их компетентными мнениями. Поэтому здесь, в данной теме, выкладываю всевозможные технические подробности, так сказать, весь процесс изнутри, а там, разделе «радиобой», по большей части, уже готовый результат.
Бутылко-пенолёты прочно прописались в рядах бойцовок благодаря своей отменной краше-устойчивости. Но ведь этим их применение не ограничивается!
Во-первых, бутылко-пенолёт – идеальный самолёт для обучения (начинающему пилоту сломать его очень трудно).
Во-вторых, благодаря прекрасным лётным данным (бутылко-пенолёты они все лёгонькие, летучие) – это отличный самолёт для релакса, для получения удовольствия.
В-третьих, при должном приложении головы и прямых рук бутылко-пенолёты по своему внешнему виду готовы поспорить с «правильными моделями из бальзы», и уж конечно, оставляют далеко позади всевозможные ЕПП-шные чудовища, наподобие этого:

Проанализировав уже имеющийся ассортимент моделей, выбрал следующий прототип для изготовления – Мицубиси А6М2 «Зеро».
Вот основные этапы изготовления болванки (кому интересно):


Инструмент, как видно на фото, самый обычный – электролобзик, электрорубанок, обычный рубанок, нож, наждачка. Шлифмашинка тоже штука нелишняя, время сильно экономит. Время «снятия лишнего дерева» с заготовки - 2 часа 10 минут. Обычно столько времени тратил и на болванки для предыдущих истребителей 1:15. Понятное дело, что перед этим ещё какое-то время уходит на склейку (на ПВА) заготовки из четырёх брусов и изготовление шаблонов. Потом ещё какое-то время уходит на шпаклёвку.
Продолжение следует…
Mitsubishi А6М2 “Зеро”.
Полётный вес в 250 грамм при использовании масштаба 1:15 побуждает вдумчиво и серьёзно относиться к выбору прототипа. Все небольшие истребители с размахом крыла до 10…11 метров получаются неплохо, т.к. вес планера такой модельки не выходит за пределы 95…100 грамм.
Из «массово-серийных» истребителей сюда попадают: И-16, И-153, И-185, МиГ-3, ЛаГГ-3, все Яки, Лавочкины, Мессер (109-й) и Фоккер (190-й), Р-39 Аэрокобра, Спитфайр.
Совсем другое дело, если взяться делать в этом масштабе (1:15) модельку более крупного истребителя: Зеро, Ки-61, Харрикейн, Р-40 Киттихаук, Темпест, Фьюри, Р-63 Кингкобра, Р-51 Мустанг.
Я уж не говорю про таких американских «громил», как Корсар, Уайлдкэт, Хеллкэт, Тандерболт.
Эти четверо не только размашистые, но ещё и толстопузые. Особнячком стоят Брюстер Буффало и Грумман Биркэт – крыло относительно небольшое, зато пузо… Этакие американские мега-«Ишачки».
Да, я успешно сделал достаточно крупный Та-152Н (но он при этом весьма «худощав»), и получился он «на пределе» - вес пустого планера вышел 116 грамм, что почти не оставило возможности «для маневра». Полётный вес самолёта почти вплотную подошёл к верхней планке в 250 грамм…
Как быть?
Решил использовать весь накопленный опыт.
1. Для фюзеляжа «Зеро» затарился в “Магните” самыми наилегчайшими 1,5л. бутылками аж по 17 рублей (вместе с содержимым):

Тёмное пойло из которых было вылито в унитаз.
Вес бутылки (без пробки и этикетки) равен 26 граммам.
Готовый фюзеляж (уже с палочками для крепления крыла) на весах:

Вес – 33 грамма.
2. Учитывая, что законцовки крыла у «Зеро» значительно шире, чем, к примеру, у ЛаГГ-3, МиГ-3 и Ме-109, решил вернуться к старому, проверенному профилю Кларк У толщиной 10% (до сих пор делал крыло для всех 250-граммовок с более толстым, и более «несущим» 15% профилем).
Что это даст?
Во-первых: снижение веса (пенопласт – он хоть что-то, да весит);
во-вторых: уменьшение миделя и, как следствие, лобового сопротивления, что позволит (я надеюсь) на этом «Зеро» летать с той же скоростью, что и у ЛаГГа, МиГа и Мессера.
Режем крылышко:

На фото хорошо виден тонкий, 10% профиль.
Готовые консоли:

Вес получился 14 грамм. С вклеенными лонжеронами (нижний и верхний) – 19 гр.
Это на уровне предыдущих крыльев.
Для справки: ранее, на толстом, 15%, профиле, получалось так: 15…17 грамм без лонжеронов, и 19…21 гр. – с лонжеронами; но это – на крыльях значительно меньшей размерности (ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109).
Вот, к примеру, крыло «Зеро» рядом с крыльями от ЛаГГ-3 и МиГ-3:

Делам хвостик и взвешиваем:

9 грамм. Хвостик из потолочки, обтянутый, естественно, скотчем. Лонжероны – бамбучины из азиатской циновки.
Кабанчики и зажимы для тяг делаем «врукопашную», взвешиваем:

3 грамма.
Собираем всё «в кучку», взвешиваем:

Барабанная дробь… 88 грамм!
Для справки: до покраски, в таком же состоянии (с батарейными отсеками, с кабанчиками, с ПЭТ-накладками), сделанные ранее самолёты весили:
И-16 – 77г.
Ме-109 – 79г.
МиГ-3 – 85г.
Ла-5 и ЛаГГ-3 – по 86г.
ФВ-190А – 90г.
И-153 – 100г.
ФВ-190Д – 105г.
Та-152Н – 108г.
Если откинуть такую экзотику с нетипичными габаритами и конструкцией, как: И-16 (очень мал), И-153 (биплан), ФВ-190Д и Та-152Н (у обоих длинный фюз, а у Ташки ещё и крылья), то новорожденный «Зеро» корректно сравнивать с Ла-5, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109 и ФВ-190А.
И по весу планера он получился почти «ноздря в ноздрю» с вышеперечисленными моделями. При этом фюз у него примерно такой же длины, хвост поразмашистей, а крылья так и вообще, больше по площади процентов на 20.
Есть ещё один, третий пункт, который слегка облегчил мне жизнь. Дело в том, что по действующим правилам для бойцовок СОЮЗа-250, есть небольшие допуска на габариты модели: ±2см на размах крыла и ±1см на все остальные размеры. И если во всех предыдущих случаях я немного увеличивал габариты модели (на те самые +2 и +1см), то в этом случае я поступил с точностью наоборот - смаштабировал чертежи немного “в минус”, на те же самые 2 и 1см. и, таким образом маленько отыграл по весу планера.
Клеим (из тонких полосок самоклейки) переплёт на фонарь:



Размечаем место под серву на элероны:

На крыле цифра – 45 грамм. Это вес уже обтянутого и покрашенного крыла, с ПЭТ-накладками (на законцовки и под резинки), с отрубными зацепами и кабанчиками на рулях.
Продолжение следует…
Несмотря на сильный ветер, облетал «новобранца»:
Ветер был приличный, 8-9м/с, микрофон забивался почти полностью, это слышно в начале ролика. Убрал гул ветра, наложил музыку. На видео кажется, что «Зеро» неимоверно быстро крутит петлю, это не совсем так – просто все петли делал против ветра, а когда самолёт выходит в верхнюю точку петли, то он летит уже не против ветра, а ветер поддаёт ему в хвост, отсюда и такая иллюзия. Но, тем не менее, самолётик получился довольно шустрый, маневренный, с чётким откликом на ручку, скоростной – ветер пробивает без труда. Думаю, что и при 12…13м/с я летал бы на нём без проблем…
Пока ещё не оформил киль – нет полосок и номера, но ещё успею.
Моторчик поставил старенький, «пилотажевский», кв1000, серии 2205, 30-граммовый. Винтик – 7х6, регуль – 12А, с али-экспресса, сервы от туда же. Батарейка – 11,1В, 0,5А/ч.
Полётный вес получился 226 грамм.
Это пока предварительные оценки, сильный ветер всё-таки смазывает картину, некоторые параметры пока не выяснены до конца (например, посадочная скорость, как планирует без мотора, и т.д.).
Надо дождаться более спокойной погоды, и тогда всё прояснится…😃
Денис, хотелось бы почитать ваше сравнение моделек FW-190A и -D. Как маневренность и скорость?
Профили у них одинаковые?
Пока трудно сказать - все вылеты до сего момента ФВ-190Д выполнял на не отлаженной мотоустановке (недодаёт мощности). Маневренности - хватает. Скорости - пока не хватает.
Профили у них одинаковые, как и всё крыло. Но, как мне кажется (из опыта эксплуатации Та-152Н с таким же длинным фюзом), ФВ-190Д должен быть покомфортнее “на ручке”, чем коротконосый фоккер.
Очень круто!
Денис, а какова мощность 2205 на FW-190D? Я купил ребятишкам вот такие: Racerstar BR2208 1400KV мощность 128 вт (по их данным) сам не мерял.
До 100 Вт точно. Посчитать мощность мотоустановки в данном случае просто - 11 вольт умножаем на ток 7А (именно столько я выставляю расходами по газу, чтобы на батарейке 0,5А/ч отлетать 5 минут). Получаем 77 Вт.
Ещё вопрос можно? Вы плечо уменьшали на Доре? Мне кажется он должен получиться как Аэрокобра по своему разлёту масс…
Ничего не уменьшал, всё как есть. Но детальных сравнений не проводил - просто не было надобности. Оцениваю модель в первую очередь по реакции на ручку - хорошо на ней “сидит”, или нет. Из всех построенных мной 250-граммовок на твёрдую “пятёрку” летают ФВ-190А и Д, и Зеро. Чуть-чуть менее комфортно МиГ-3 и Ла-5. Самую малость от них отстают (ну, пусть будет на “четвёрку”) Ме-109 и ЛаГГ-3. На последнем месте - И-153 и И-16. Эти - “троечники”.
Та-152Н - на 5 с плюсом.
F8F «Биркэт» и Р-39 «Аэрокобра».
Два американца – толстый и худой


Постепенно расширяется парк моделей масштаба 1:15 с полётным весом до 250 грамм: после «массированного освоения» истребителей Восточного фронта, возник закономерный творческий зуд в сторону Тихого Океана. А там кто в основном воевал? Японцы да американцы.
А6М2 «Зеро» я уже сделал. Очередь за американцами. Тут прототипов хоть отбавляй, да вот беда – большинство из них как-то не очень подходят для нашего дела. Причина одна – излишняя американская «толстопузость». Ну, в самом деле: три самых «американистых» прототипа страдают излишней формой ожирения. При этом они не только толстые, но ещё и размашистые. Это – «Корсар», «Хэллкет» и «Тандерболт». И в 15-ом масштабе уложить их в 250 грамм полётного веса вряд ли получится.
Сделав в этом году десяток моделей формата «до 250 грамм», нашёл простую эмпирическую зависимость:
Если подобная модель в 12 масштабе легко укладывается в 500 грамм, то в 15-том я её точно уложу в 250 г. Если с трудом, то и в 250 тоже будет трудно. А уж ежели при всех ухищрениях в 12-том в 500 не смог уложить, то в 15-том в 250 можешь и не пытаться.
Попробуем проанализировать те данные, что уже есть (для многих самолётов 12 масштаба указана «вилка» по весу: это потому, что данный самолёт делался неоднократно и с разной начинкой, или просто менялась начинка в одном и том же самолёте):
прототип----------Масштаб 1:12, вес.-------Масштаб 1:15, вес.
И-16------------- --------250…320г. --------------175г.
И-153--------------------320….390г.--------------224г.
Ла-5---------------------265….460г.---------------240г.
Як-7---------------------265….400г.---------------уложу в 250г.
МиГ-3-------------------246……350г.--------------213г.
Ил-2--------------------600…670г.---------можно даже не пытаться
Bf.109------------------265……450г.--------------200г.
FW.190А----------------270…370г.---------------225г.
Та-152Н-------------------520г.-------------------246г.
«Спитфайр»--------------460г.-------------------уложу в -250г.
«Харрикейн»-------------475г.-------------------уложу, но с трудом
Р-39 «Аэрокобра»----420…490г.-----------------уложу в 250г.
F4U «Корсар»------------670г.-------------можно даже не пытаться
F4F «Уайлдкэт» ---------498г.------------------уложу, но с трудом
Р-51 «Мустанг» --------510г.------------------уложу, но с трудом
А6М2 «Зеро» ------------475г.---------------------226г.
Ки-43 --------------------450г. ----------------уложу в 250г.
Ки-61 --------------------460г.---------------- уложу в 250г.
Из этих циферок можно легко спрогнозировать, что, к примеру F4U «Корсар» - вариант для 250 грамм вообще неподходящий. А с ним и одноклассники-толстопузы с такими же габаритами: Р-47 «Тандерболт» и F6F «Хэллкэт». А вот F4F «Уайлдкэт» - вполне. Вот только не хочется его делать, потому, как среднеплан. Или если только с несъёмным крылом. Может, когда попозже…
Р-51 «Мустанг»? Р-40 «Киттихок»? F2А «Буффало»? Можно, да вот только их уже сделал для нашего дела Дмитрий Смирнов, и они присутствовали на стартах:


Зачем повторяться?
А вот «Биркэта» я очень давно хотел сделать, да всё никак случай не подворачивался. Он хоть и толстопуз, но небольшой, в 250 грамм должен влезть.
А «Аэрокобру» делал, и неоднократно. Весовые данные по моделям масштаба 1:12 однозначно говорят, что в 15 масштабе я её в 250 грамм уложу.
Неплохие прототипы, почему бы и нет?!
…………………………………………………………………
Итак, начинаем.
Делаем болванки.
F8F «Биркэт»:



Отдельно болваночка для фонаря «Биркэта»:


Готовим бутылки.
Для «Аэрокобры» - 2шт х 1,5л, + 1шт 0,6л, для «Биркэта» - 2шт х 2л, + 1шт 1,5л.:


Оно и понятно, «Биркэт» - толстопуз, тут худые бутылки не подойдут.
В обоих случаях бутылки – самые наилегчайшие, с тоненькими стенками. Покупаю я их в сетевых магазинах. «Просто лимонад» - в «Перекрёстке», «Ситро» - в «Магните». Цена копеечная: около 20 рублей, вместе с содержимым.
Для сравнения на весах две 2-х литровые бутылки – «лёгкая», и обычная:


32 и 43 грамма соответственно.
Начинаем тянуть скорлупки.
«Биркэт».
Тянем хвост, нос, и центральную секцию:



Крылья.
Только что вырезанные заготовки, и они же, но обрезанные по контуру:


Вес, соответственно, 18 и 14 грамм.
Шкурёные, и они же, с вклеенными лонжеронами (лонжероны и сверху, и снизу):


Вес, соответственно, 18 и 14 грамм, и с лонжеронами – 24 и 19 грамм.
Хвосты делаем из потолочки, ламинированной скотчем.
Для «Биркэта» - металлизированным скотчем, для «Кобры» - белым:


Уже готовые хвостики с вклеенными лонжеронами:

Продолжение следует…
Продолжаем…
Контрольные взвешивания.
«Биркэт».
Крыло, фюз и хвост:



39, 37 и 10 грамм соответственно.
«Аэрокобра».
Крыло, фюз и хвост:



32, 32 и 8 грамм соответственно.
Неплохо. Сколько-то ещё набежит?
Тянем фонарь на «Биркэт». И ещё одну скорлупку на переплёт:



Кабанчики с держателями тяг всегда делаю «врукопашную»:

Вес 5 грамм, на два самолёта.
Режем из ПЭТ-пластинки (опять же, из бутылки) накладки на крыло. На каждое крыло получается: по 2шт на законцовки (они же и нижние концевые отрубные зацепы), по 4шт – накладочки под резинки, и по 6шт – отрубные зацепы «Питерского» типа:


Общий вес – 6 грамм. По 3 грамма на крыло.
Ставим накладки, взвешиваем крылья ещё разок:


48 и 41 грамм. А было 39 и 32 грамма. Блин, откуда набежало-то? Аж по 9 грамм!
В случае с «Аэрокоброй» столкнулся с доселе не встречавшейся проблемой: нос слишком узкий, плюс очень узкие закраины – практически невозможно закрепить мотораму привычным мне способом. Пришлось извернуться и сочинить некое фанерное колечко в нос, к которому буду прикручивать мотораму:


из 2мм “люмина” сделал мотораму:

Вес - 4 грамма.
В придачу к этому пришлось найти в запасниках чуть более узкий моторчик – внешний диаметр ротора не 28, а 25мм. Моторчик общеизвестный, и недорогой в придачу, можно без проблем купить.
Моторчик изначально “под квадрик”, т.е. винт крепится к 5мм алюминиевому валу с резьбой, который растёт прямо из попы мотора:

Но путём нехитрых манипуляций приспособил его под крепление винта на пропсейве. Для этого пришлось вытащить из него штатный вал, и взамен его поставить такой же, но подлиннее. Алюминиевый 5мм вал от попы отпилил. Получилось вот так:


Делаем батарейные отсеки.
Если у «Кота» никаких проблем с батарейным отсеком не возникло (фюзеляж толстый, хоть на велосипеде внутри него катайся), то у «Кобры» прям беда! Фюз узкий, всего 6 см, поперёк фюза батарейка не помещается, надо вдоль её пихать, отсюда и страдания с чехлом для батарейки. Пришлось опять какую-то галиматью сочинять.
Ну вот, всё собрали, всё вклеили и прикрепили. Контрольное взвешивание…. Та-ра-рам…


«Аэрокобра» - 94 грамма, «Биркэт» - 106 грамм. Блин, да откуда эти граммы набегают?!
Теперь главное, при покраске краски не перелить, а то совсем грустно станет!
Продолжение следует… 😃

































































