Наши краши

Andry_M
Alexander53:

Не берусь утверждать однозначно, но это не штопор, больше похоже на спираль.

С одной стороны вроде похоже на начало штопора, но тоже однозначно сказать не могу. Нет данных как управлялся самолет…

Alexander53:

Судя по видео, попыток управлять самолётом на вираже не было.

Просмотрел покадрово. Была надежда, что рассмотрю. Ничего не видно… Показалось в вираже были даны элероны. Но отклонение оч небольшое, малоэффективное… Про РВ вообще ничего не разглядел… Смотрел на весь экран…

Русинов_Сергей:

наблюдал этот полёт

А нет другого видео? Интересно рассмотреть работу рулями.

У нас на поляне был один интересный зарул. Разобраться помогла съемка с 2х разных точек. Т.о. причина была установлена.

Alexander53
Русинов_Сергей:

Это был классический срыв.

Вам виднее, спорить не буду. Может пилот и не успел, но на видео полное отсутствие контроля над моделью и никаких попыток к выводу в нормальный полёт.

casper17
Andry_M:

термины “фен-шуй”

Если не понравился термин - могу перевести на русский - существует ряд товарищей, которые делают ценровку на глазок - по их пониманию - по фен-шую… Подставив расшифровку в пост, поймете о чем идет речь

alekse
Русинов_Сергей:

Смотреть с 4:20

Обидно , и трудов жалко . Классика для таких самулей , не достаток взлетной скорости и привет. Нос задрал , центровка задняя . Спасти можно было , высоту от себя , полный газ , не дать раскачки по крену . Самики с большой нагрузкой на крыло с потерей скорости обычно бьются .

casper17
Andry_M:

А здесь велась речь о штопоре без сваливания

Ну не бывает так

Andry_M
casper17:

Если не понравился термин - могу перевести на русский

Юр, да понял я этот термин! Мне даже он понравился. Я оставил Ваше и добавил немного своего…
Вот скопировал маленько:

зарул - ёмкое слово, одновременно означающее движение воздушного потока по крылу, всю аэродинамику, движение стиков руками, толщину профиля, некоторые фигуры пилотажа, разбитый самолет, неисправность контактов, потеря связи, сгоревший приемник, разряженный акк и т.д.
по фен-шуйу - менее емкое слово: неверная центровка, неправильный выкос, нерациональные расходы рулей, неправильная настройка модели.

Andry_M
casper17:

Ну не бывает так

Выше писал… 😦 Какой смысл повторять…
Вы сваливание со срывом потока не путаете?
Штопор от срыва потока, но не от сваливания. Хотя сваливание чаще всего может приводить к штопору.
Разица есть? 😒

Moonlight_Dreamer
Alexander53:

Может пилот и не успел, но на видео полное отсутствие контроля над моделью и никаких попыток к выводу в нормальный полёт.

Я был свидетелем этого падения тоже. Отрыв на малой скорости, попытка набора высоты при дефиците тяги… срыв.
А по-честному, тому пилоту надо учиться и учиться летать… хотя в моделизме он очень давно.

Papercut
Пашеч:

Свалите на газу самолет в штопор и покажите.

При чем тут газ? Определяющим фактором в таких случаях является воздушная скорость.
Если есть запас по тяге хотя бы 1\1,5, то да, при даче полного газа из многих ситуаций есть шанс вытащит без потерь, фактически в вертолетном режиме. А если соотношение меньше единицы, то вполне себе реально в срывной режим загнать - хоть обгазуйся.
Что касательно видео, из-за которого такая полемика разгорелась. ИМХО, там сочетание нескольких составляющих: зарул, потеря пространственной ориентации и срыв, причем именно в таком порядке. Как всегда черного и белого нет, а истина где-то посередине.
З.Ы. Кстати, если внимательно последить за “стилем пилотирования” пилота из преснопамятного видео, то можно заметить, что он несколько раз путал направление при управлении креном, при заруле - тоже.

Пашеч
Andry_M:

Выше писал… 😦 Какой смысл повторять…
Вы сваливание со срывом потока не путаете?
Штопор от срыва потока, но не от сваливания. Хотя сваливание чаще всего может приводить к штопору.
Разица есть? 😒

Из “нелюбимой” теории:
Штопор - неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.

Papercut:

При чем тут газ?

Вы просто не читали диалог сначала…

Andry_M
Moonlight_Dreamer:

Я был свидетелем этого падения тоже.

Как-то очень неустойчиво он летел… Мож скорость мала, мож управлял дерганно, мож ЦТ, мож все вместе… Горько смотреть, когда бьют красивые самолеты… Хоть и не знаю этого дядьку, а неприятное ощущение присутствует…
Наверное поэтому раньше кидался помогать парня облетать новую самолетку… Чтоб подольше без крашей… Сейчас уже не облетываю. По другим причинам…

Papercut
Пашеч:

Вы просто не читали диалог сначала…

Читал к сожалению.

Пашеч
Papercut:

Читал к сожалению.

Тогда вы должны были увидеть, речь идет о сваливании в штопор пилотажки с тяговооруженностью > 1 на полном газу.

Andry_M
Пашеч:

Из “нелюбимой” теории:

  1. Вы умеете выполнять штопорные бочки?
  2. Вы удосужились прочитать первую часть этого поста?
  3. У Вас есть уважаемй Вами Ф3А-шник?
  4. У Вас достаточно теоретических знаний, что бы самому практически смоделировать ситуацию и запечатлеть на видео, что бы после полета, сидя за компом просмотреть и разобраться?
  5. Я понял Вашу точку зрения. Вы (не) поняли мою. Что дальше домахиваться?
Пашеч
Andry_M:
  1. Вы умеете выполнять штопорные бочки?
  2. Вы удосужились прочитать первую часть этого поста?
  3. У Вас есть уважаемй Вами Ф3А-шник?
  4. У Вас достаточно теоретических знаний, что бы самому практически смоделировать ситуацию и запечатлеть на видео, что бы после полета, сидя за компом просмотреть и разобраться?
  5. Я понял Вашу точку зрения. Вы (не) поняли мою. Что дальше домахиваться?
  1. Вы не удосужились ответить на вопросы, а просто сказали - “Я сваливаю”
  2. Потом вернулись и начали доказывать, что штопор возможен без сваливания.
  3. А нафига Мне Ф3А-ник?
  4. Вот что про знания - в Меня их СТОЛЬКО Сухарников “ввалил” в своё время, что достаточно.
  5. Я до вас “домахиваюсь”?! Если вы пытаетесь опровергнуть учебники, то покажите чем.
Papercut
Пашеч:

Тогда вы должны были увидеть, речь идет о сваливании в штопор пилотажки с тяговооруженностью > 1 на полном газу.

1,01 - тоже больше единицы. Вы выражайтесь ясно, чтобы толковать ваши высказывания можно было однозначно.

Andry_M
Пашеч:
  1. Вы не удосужились ответить на вопросы, а просто сказали - “Я сваливаю”

Я Вам что-то должен?
Тем более Вы имеете багаж знаний. Вам проще понять что написано.
Пост был написан людям, которые сталкивались и бились. Я тоже сталкивался, бился, возникали вопросы…
Пришлось консультироваться с опытними пилотажниками… С Александром тоже консультировался, если он вспомнит… Оказалось, что пилотажники, которые давно летают, все знают о чем идет речь… Все имеют свои методы и никто не жужжит…

То, что Вы не знаете о штопоре досконально, ни о чем плохом не говорит… У нас давно штопору не уделяют пристального внимания… Противоштопорные упражнения сведены к прочтении теоретических рекомендаций… Прочитал, запомнил для своего ЛА и служи на здоровье! Экономия времени, жижи, что в конечном итоге - деньги…
Мож кому и не нужно… Нафига тренировки с АН-24? Может и так… не мне решать как нужно вести обучение… Речь чисто о теории. А то, что некоторые ЛА не выходят из штопора - дело не наше, не модельное…
В моделях штопор был, есть и будет. Преднамерянный или нет, управляемый или нет… Предположить, что ЭТО штопор - возможно, но можно напрячься и уверенно сказать, что ДА, это штопор!
Лень напрягаться? Понимаю… Тогда теория в помощь…

Вот о том и шла речь. Напрячься Вам не НАДА… Вы ходячий теоретическоУМ. Спросить у корешей тоже не НАДА… Что хотите от меня? Доказательств, объяснений? Выложить свое видео с фиксацией штопора?

Мне нафиг это не надо!
Я не преподаватель и НИКОМУ не хочу навязывать свои мысли. Сказал и хватит!!! Кому надо - поверят, примут к сведению. Может им поможет и они не разобьют свой самолет. Кто не поверит, ничего страшного! Ведь шанс поймать самовращение на распространенных 3Дэхах не очень велик. Поймают на другом самолете - значит ЗАРУЛ, кривой самолет, кривые руки, дЭбИЛЛЛ, и т.д.

Юрий написал о Сбаче… Спасибо ему!!! Мож так и есть! Я принял к сведению… У меня другой Сбач. На нем проблемы нет… На моем можно летать и дергать ручку до одурения… Я это знаю и летаю без опаски.

Я не пытаюсь опровергнуть учебники. Можете связаться с сухарником и потолковать на досуге… Тряхнуть запылившиеся мысли никогда не стыдно!!!

Добавление:
это были не вопросы.

Это направление для размышления… И если Вы действительно теоретически подкованный, то не составит труда выстроить цепочку…

==============================================
Выдержка из книжки:
“Теория штопора является одним из наиболее сложных вопросов аэродинамики самолета”.😦 😦 😦 И кто сказал, что двумя спичками можно объяснить все?
==============================================

Выше я писал о причинах штопора. Что вносит свою лепту… Написал по проще…что бы было понятней.

В умных книжках есть и другие причины:

  • нарушение поперечной управляемости
  • появление путевой неустойчивости
    Что бы понять их, простому парню придется сидеть и разбираться с каждым… Кому это надо? 😃

------------------------------------------

Простым языком, всем понятным на форуме, было сказано Вячеславом, что при выполнении простой фигуры петли, чуть проморгал - расхлебывай…штопор…
Петля то вертикальная! Без крена, на режиме… откуда бы ему взяться то??? 😵 😃 😦

Андрей_Головин

Гарный спич! Давайте не будем спорить, каждый по своему придёт к осознанию штопора. Кто в теории, кто на практике. Модели как били, так и будут бить. Мы же летать не перестаем. Ну а то, что у каждой модели свои особенности пилотирования - это факт. Главное это безопасность!

MaestroEv

“Штопор - неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки” - я никоим образом этого не отрицаю. Те кто думает иначе, так пока и не понял какую мысль я пытаюсь донести.

Попробую давать просты аксиомы… может так получится. 😃

  1. Исходя из определения штопора скорость самолета может быть любой ибо ее нет в определении.
  2. То есть самолет можно ввести в штопор и на полном газу, надо лишь перетянуть ручку.

--------- передняя центровка
3. Именно при передней центровке самолет реагирует на ручку хуже чем с задней.
4. Наше желание лететь вверх или маневр - мы тянем ручку, центровка передняя - самолет управляется неохотно. Тянем еще, потянем, заходим на закритические углы атаки - и хлоп, сорвали в штопор имея приличную скорость и неважно какую тяговооруженность, все протекает быстро и убийственно для модели, тем больше чем более передняя центровка… Занавес.

--------- Для задней центровки.
3. При задней центровке, самолет управляется лучше, на ручку реагирует лучше, тянем - самолет получил нужный угол начинает идти вверх,
все как бы хорошо, но если мало тяги или ранний отрыв то маловато скорости для обдува и когда-то скорость падает ниже минимальной и опять штопор. Но!! Причина этого штопора как бы та же срыв, сваливание, но тут уже другой механизм - этот штопор на другой скорости!
Скорость в итоге значительно меньше, чем в случае с передней центровкой. А если позволяет мотор и обдува хватает, то в срыве можно остаться и в нем лететь - это ХАРИЕР и не можно вообще допустить штопора. В случае с передней центровкой штопор приходит мгновенно, что мы и видим на видео, что я и пытаюсь всем объяснить.

Резюме. Штопор на модели с передней центровкой страшнее чем с задней. Он развивается мгновенно, скорость высокая, самолет плохо управляется - шансов спасти мало. Штопор на самолете с задней центровкой менее страшен. Развивается медленнее, скорость меньше, разрушения меньше.