элероны и руль высоты или руль высоты и руль направления?

MAX-65

Ну и как после бурного насыщенного полётами лета? Нужны элероны или рудера хватит?

Ден4ик

элероны и руль высоты самое то. на пайпер забил учусь на мотопланере))))

Ant_Mosk

Мне удобно с руддером тоже летать, т.к. впоследствии пригодится.

3 months later
Perepel

Господа! Хочу обратить Ваше внимание на историю авиации. Элероны появились на самолетах сравнительно поздно, а до этого летали “блинчиком”, пользуясь только рулем направления. РН пришел в авиацию из судостроения и дирижаблестроения. На заре авиации панически боялись кренов и считали их грубейшей ошибкой пилотирования. Только потом, по мере развития теории и практики, выяснилось, что крен может играть положительную роль, а теперь без него невозможно представить себе ни высший пилотаж, ни обычные полеты гражданской авиации.
В процессе развития филогенез повторяет онтогенез. Новичку легче научиться управлять авиамоделью с верхним расположением крыла и РН. Потом уже можно освоить элероны, а с ними бочки, перевороты и пр. Новичек должен почувствовать, что “в воздухе везде опора”, что можно не бояться кренов, а в самом начале это не так очевидно.

Alexm12
Perepel:

Господа! Хочу обратить Ваше внимание на историю авиации. Элероны появились на самолетах сравнительно поздно, а до этого летали “блинчиком”, пользуясь только рулем направления…

А ничего что еще Лилиенталь использовал гоширование (этакая замена элеронов)? Да и птицы, с которых содраны были первые самолеты, тоже без РН как-то живут. А блинчиком летали патамушта боялись бокового скольжения и падения (летать-то старались потише и пониже). Вон братаны-американцы Райты не знали чего бояться и “боевые развороты” спокойно делали…

spyder3

Ребята не знаю, да и склонен верить что руль направления ипользовать проще. Мне так наоборот было когда учился. Толко вот в этом же разделе, но в другом топике про Пайпер Каб. Так вот на нём - на Пайпере (копийном), если его рулём направления в поворот загнать (без пользования элеронами) он уже сам (без помощи элеронов) из низходящей спирали неохотно выйдет либо не выйдет совсем. Может конечно другие модели не так.
Да что Пйпер, если симулятор есть (у меня Рил Флайт 4.5) попробуйте там с какими нибудь моделями без элеронов управиться, увидете трудно

Alexm12

Кстати о симуляторах.
Что меня удивило во всякоразных симуляторах (MFS, FMS, Фланкер, и пр.) это крайне низкая эффективность РН. При даче педали самолет поворачивает нос в сторону поворота, продолжая лететь куда летел, отпускаю педаль, самолет возвращает нос по курсу (?)… К пилотажным и 3D самолетам не относится.

Barim
Perepel:

Новичку легче научиться управлять авиамоделью с верхним расположением крыла и РН. Потом уже можно освоить элероны, а с ними бочки, перевороты и пр. Новичек должен почувствовать, что “в воздухе везде опора”, что можно не бояться кренов, а в самом начале это не так очевидно.

Новичку легче летать если на моделе есть и РН и элероны!
А уж как и что выполнять - это личное дело каждого.

Тем более, что на 3-х канальных моделях управление РВ вешают обычно на правый стик и действет РН как слабое отклонение элеронов.

никто же не рекомендует ездить новоиспеченного автолюбителя на мотоколяске типа инвалидки с ограниченной аппаратно скоростью до 40 км/ч, да еще и на 3-х колесах (рулевое переднее одно), мотивируя тем, что новичку будет сложно управляться с полноценным автомобилем. 😃

Andrey33
Alexm12:

Что меня удивило во всякоразных симуляторах (MFS, FMS, Фланкер, и пр.) это крайне низкая эффективность РН. При даче педали самолет поворачивает нос в сторону поворота, продолжая лететь куда летел

Вы не поверите, но в реале наблюдается то же самое !
В своё время, будучи пионером, я начал летать на тренере без элеронов (мотор КМД-2.5). Модель была классический верхнеплан. Модель пробовали с двумя разными крыльями: одно с V - 8 градусов, другое - менее 3 градусов. С первым крылом, когда даёшь руль поворота в сторону, модель достаточно резво делала крен в эту же сторону и приходилось поддерживать высоту рулём высоты (в общем, как при управлении элеронами и рулём высоты). Развороты можно было делать минимального радиуса. Если перед разворотом модель слегка подвесить рулём высоты, а потом дать РВ, то она разворачивалась практически на месте вокруг двигателя. Если модель разогнать в горизонте и потом дать руль поворота на максимум - модель делала нормальную бочку (“нормальная” применительно именно к этой модели 😃 ), почти без потери высоты. Неприятность заключалась в том, что при порывах бокового ветра или неаккуратном рулении модель раскачивалась по крену.
Когда поставили на модель крыло с мЕньшим V, то в первом полёте я , мягко говоря, “изумился”. После взлёта, даю РВ на разворот. Модель поворачиват нос в сторону поворота - и как шла по прямой, так и продолжила туда шуровать (так, бочком, бочком). Постепенно, и о-о-о-очень медленно заворачивая в сторону. Летал я только на 2-х каналах, мотор заглушить возможности не было (это не электро). Благо - поле большое.Вот так и пришлось, пока бак не закончился - нарезать круги диаметром метров 300-400 над полем.
После этого полёта крыло с маленьким V, естественно, сняли, поставили другое. На этом в последствии поставили элероны и только тогда я ощутил сщастье 😃

Поэтому:

Barim:

Новичку легче летать если на моделе есть и РН и элероны!

Perepel

Интересное получилось обсуждение!
Мне кажется, надо разделять два вопроса: для чего на моделях нужен РН и как им лучше пользоваться?
РН (вместе с элеронами) дает возможность поворачивать модель не в двух, а в трех плоскостях, и поэтому расширяет возможности пилотирования. Однако надо различать модели, которые изначально делаются только с РН, и где он является единственным средством управления по горизонтали, и те модели, у которых имеются и элероны и РН. Во втором случае РН делаются меньшей площади, менее эффективные, и используются они не для поворотов, а для доворотов и рысканья по горизонту. Короче, играют вспомогательную роль. Все равно – три оси вращения лучше, чем две! Кстати, братья Райт это уже знали. Они пришли к такому выводу не по наитию, а в результате исследований, которые проводили в аэродинамической трубе. См.: ru.wikipedia.org/wiki/Райт,_Орвил
Теперь об использовании РН. Я уже писал о применении РН для борьбы со сносом во время захода на посадку. Его также можно применять при взлете, когда эффективность элеронов невелика, а крен просто катастрофичен. РН, кроме того, используется при развороте на горке, или развороте со срывом, когда самолет описывает на вертикали угол 180 гр., для выполнения штопорных и размазанных бочек. Есть понятие скоординированного поворота, который выполняется с использованием РН и элеронов. Он является наиболее стабильным и выигрышным с аэродинамической точки зрения, т.к. делается с оптимальным креном (не больше и не меньше, чем нужно). Вероятность срыва в штопор при таком повороте минимальная.
О своем опыте. Я летал на Дракоше (WingDragon), у которого РН считается довольно слабеньким. Стал делать разворот над своей головой, поэтому хорошо рассмотрел. Начал его элеронами, а в конце, когда скорость понизилась, довернул с помощью РН. Занос хвоста получился очень эффектный, я даже удивился. По-моему, преимущества РН раскрываются на малых скоростях, а на больших хватает элеронов.
Об авиасимуляторах. Я иногда балуюсь на «Штурмовике Ил-2», где использую РН для более точной наводки оружия на цель. Траектория полета при этом не меняется, но можно водить носом вправо-влево. Например, при штурмовке автоколонны сбоку можно прострочить ее всю от головы до хвоста.
Когда, истребитель повисает у тебя на хвосте, то можно сбросить его таким приемом. Сначала затягиваем его в вираж с помощью элеронов. Он, естественно, начинает срезать дугу, чтобы стрелять с опережением, и переходит на внутренний радиус, т.е. еще больше увеличивает крен. В этот момент нужно резко дать РН в сторону противоположную виражу. Экран затемняется от перегрузки, самолетик пулей по касательной выносит из виража, а противник остается с носом, т.к. при всем желании не может в точности повторить тот же маневр. Если проделать это быстро и неожиданно, то помогает.
Конечно, «Штурмовик Ил-2» - не FMS и тем более не реал, но он дает некоторые представления о возможностях использования РН. 😁

dimastii_80

На всех моих самиках установлены и РН и РВ и элероны, но когда только начал летать, то РН не пользовался вообще - просто было не до него, а потом постепенно стал подруливать (иногда), сейчас уже во всю пользуюсь и рудером и РВ и элеронами…

11 days later
Perepel

Еще об одном приеменении РН. Называется “спуск со скольжением”. Этот прием был известен летчикам еще в Первую Мировую войну.
Предположим, что во время полета произошел отказ (отсечка) мотора. Положение для аварийной посадки выгодное, но высота слишком велика. Если Вы будуте планировать, то проскочите посадочную площадку, а если спикируете, то не успеете погасить скорость и разобьете машину. Возможности для разворота и повторного захода на посадку уже нет. Нужно садиться с первой попытки!
В таком случае и применяется скольжение. Самолет заваливается элеронами в одну сторону, а РН дается в противоположную сторону, чтобы держать нос параллельно горизонту. Он в этом случае уже работает как РВ. Начинается плавный спуск с постоянной скоростью. За короткое время можно сбросить избыток высоты, а затем перейти в планирование для приземления.
Если отказ мотора симитировать простым сбросом газа, то получится фигура пилотажа “скольжение на крыло”.

Ден4ик

что-то ни кто не комментирует видео моего полёта

Perepel
Alexm12:

Полет “на ноже” получается.

Нет, получается не полет “на ноже”, а скольжение с потерей высоты, потому что мотор при этом не работает. Для полетов “на ноже” нужна пилотажка с мощным двиглом, чтобы в таком положении удерживать высоту.

Ден4ик:

что-то ни кто не комментирует видео моего полёта

Замечательный полет! Судя по видео, был такой сильный мороз, что я, даже сидя дома у компьютера, начинаю стучать зубами. 😵

Ден4ик

мороз был и правда сильный, но желание полетать было ещё сильнее. оператор под конец навернулся на скрытом снегом льду😆

enn
Andrey33:

Модель пробовали с двумя разными крыльями: одно с V - 8 градусов, другое - менее 3 градусов.

Вот именно - чел правильно заметил! все дело в угле V крыла. Если вы делаете модель без элеронов то необходимо делать больший угол V крыла, чтобы она была устойчивой.
Тогда и в спираль ее загнать куда сложнее будет, я уже писал выше что летал на подобном пайпере - очень даже прост в управлении и если зарулился - брось ручки - он сам выровняется, что справедливо с точки зрения аэродинамики, главное чтобы высоты хватило. Я даже давала порулить подруге и детям - для них все просто вправо-влево ввверх-вниз, все управление на одном правом стике, левый только газ. Устойчивому самолеты главное - не машать 😃
Так что для спокойных полетов не искушенных пилотов - самое то! Но если вы серьезно планируете научиться пилотировать модель и у вас только 3 канала в аппе - то газ+элероны+руль высоты, в остальных случаях когда каналов 4 и более и не жалко одной сервы - делайте управление по всем каналам, в том числе и рулю напрпавления, да и не забудьте сделать поменьше V крыла - иначе с элеронами будет плохо летать.