Nobler airplane

papaAlex

РобЯты…
Насколько мне помнится, речь идёт о “ноблере”… а у него один из шпангоутов выполняет роль стабилизатора “прямоты” тяги - своего рода этакий боуден. Тяга, ввиду отсутствия свободы для изгиба, остаётся прямой, хотя, в некоторых пределах гнётся… Если же её сделать жёсткой, то придётся либо делать дырку шырше (в шпангоуте)либо… - одно из двух!😁

Илья69

Несмотря на всю легендарность Ноблера, тяга пропущенная через отверстия в шпангоутах - страшнейшая ошибка - возникновение трения и следовательно затруднение управления.
Тяга должна быть максимально жесткая на изгиб и не должна касаться ни за какие элементы конструкции. Ход системы управления обязан быть легчайшим - без единого заедания.

Русинов_Сергей
Jordan23:

есть пару точек

Там можно посмотреть концевые колена от удочек, может что удастся из них выбрать.

Jordan23

Посмотрю концевые колена, если такие имеются. Тоже склоняюсь к жесткой тяге. Сделаю пару вариантов. Лучший пойдет в эксплуатацию.

Илья69

Если найдёшь угольную трубку с наружным диаметром 6 мм, то расскажу как правильно вклеить проволочные оконцовки. Есть несколько тонкостей.

VitalikV

Только бальзу для тяги надо брать плотную, почти как липа…
Можно из сосны, только по длине обмотать нитками с клеем, шагом 15мм, чтобы от жесткой посадки не лопнула по слоям…
Тяга не должна цеплять ни за один шпангоут, в АРФе она в свободном полете ни на какой шпангоут не опирается…
Можно проволоку еще, вклеить между двумя рейками, весь этот сэндвич скруглить и обмотать нитками, потом загнуть концы.

papaAlex
Илья69:

тяга пропущенная через отверстия в шпангоутах - страшнейшая ошибка

Да ладно вам! Если использовать проволоку с заусенцами, то да, а если взять да отполировать участок проволоки, что будет соприкасаться со шпангоутом, да вставить антифрикционную втулочку, или на худой конец пропитать материал шпангоута маслом… Да и не заметите! У меня на тренере, тяга была сделана из стеклотканевого прутка диаметром 2,5 мм с двумя промежуточными опорами-втулками - отлетал лет пятнадцать, и без проблем!

Pavlin2000

Цельная проволочная отсееваем сразу, углетрубка лучший вариант, бальза или липа тоже не плохо.

Илья69:

Несмотря на всю легендарность Ноблера, тяга пропущенная через отверстия в шпангоутах - страшнейшая ошибка - возникновение трения и следовательно затруднение управления.
Тяга должна быть максимально жесткая на изгиб и не должна касаться ни за какие элементы конструкции. Ход системы управления обязан быть легчайшим - без единого заедания.

Полностью согласен. От жесткости и легкости хода системы управления очень много зависит. Цельная проволочная тяга с опорными втулками скольжения жуткий архаизм который очень негативно влияет на четкость передачи команд на рули высоты кордовой пилотажки.

VitalikV

Чем вам не угодила цельнометаллическая тяга? Просто, не все умеют ее готовить))

Pavlin2000
VitalikV:

Чем вам не угодила цельнометаллическая тяга? Просто, не все умеют ее готовить))

Как ее не готовь но это будет что то среднее между тросом в боудене и жесткой тягой.

papaAlex
Pavlin2000:

Цельная проволочная тяга с опорными втулками скольжения жуткий архаизм который очень негативно влияет на четкость передачи команд на рули высоты кордовой пилотажки.

А расскажите-ка нам, как будет вести себя ЛЮБАЯ тяга, висящая ТОЛЬКО на кабанчиках управления… Она НЕ обладает массой, условия “ёйной” работы идеальны… И если она из карбона, она НЕПОГРЕШИМА?!
Чего вы упёрлись в эту тягу? Ноблер вроде летал уже тогда, когда вы только ходить учились…

Илья69

Идеальная тяга - абсолютно жесткая, без возможности изгибаться и колебаться, и закрепленная с обеих сторон шарнирно только к кабанчикам. Естественно не касающаяся ни каких элементов конструкции.
Угольная трубка или деревянная рейка круглого сечения с наконечниками из 3-х мм проволоки (2 мм маловато) - максимально приближенная к этим требованиям система (идеального в природе не бывает). Тяги данной конструкции используются моделистами всего Мира.
Думаю, что смысла нет оспаривать этот факт. Физика она и в африке физика.

А Ноблер, какой бы он ни был легендарный, уже давно морально устаревшая и не современная модель. И если уж очень хочется его построить, то нужно подходить к работе грамотно и с позиции настоящего времени, а не прошлого века, и перерабатывать и модернизировать многие узлы, которые были спроектированы в далёкие времена и с учётом тех стереотипов (далеко не всегда правильных и удачных).

VitalikV

Павел, в данном случаи основную роль играет диаметр сечения и длина тяги, а не материал…
Если добрать диаметр проволоки, до диаметра карбоновой трубки, то еще вопрос , что будет жестче…
И по некоторым параметрам карбон проиграет, из-за своей хрупкости…

Слава_Ямпольский
Илья69:

круглого сечения с наконечниками из 3-х мм проволоки (2 мм маловато) - максимально приближенная к этим требованиям система (идеального в природе не бывает). Тяги данной конструкции используются моделистами всего Мира.

Я с Ильёй: жёсткая тяга очень важна. Я правда немного не согласен насчёт проволки. если качалка из метала, трение метала по металу сделает отверстие овальным и в конструкции появится люфт. намного эффективней использовать метал и пластик ведь недаром столько качалок делают с пластиковыми наконечниками или шариковые узлы типа такого:

Pavlin2000

Павел, в данном случаи основную роль играет диаметр сечения и длина тяги, а не материал…

Безспорно, Если это тонкостенная алюминиевая трубка диаметром 6…8 мм (такая стоит на самолете Колесникова) то вопросов к этой тяге нет.
Был у нас в клубе скоростник, модели делал экстра класса, но хорошо они полетели только когда взамен тяги из проволки ОВС 1мм которую поддерживали фторопластовые втулочки в шпангоутах он установил обычную тягу из липки, потом стал делать из веника. Модели сразу полетели как по рельсам без плавания и раскачки, тогда я и понял, что это за Г эта проволочная тяга.

Илья69
Слава_Ямпольский:

если качалка из метала, трение метала по металу сделает отверстие овальным

Металл по металлу не допускается. В качалке должна быть втулка. Я обычно делаю из капролона.

VitalikV

Павел, в вашем примере, проблема была не в стальной тяге, а в креплении на шпангоутах… Тяга терлась в местах крепления и играла между шпангоутами…
Без этого крепления к шпангоуту, тяга не давала жесткости на длину фюзеляжа, из-за маленького сечения…
Так что проблема была не в тяге, а в конструкции системы управления, что исправила свободно подвешенная тяга из липы большего сечения…
Применение боудена, промежуточного шпангоута - это способы повысить жесткость мягкой тяге и не более…

valex
Pavlin2000:

Был у нас в клубе скоростник, модели делал экстра класса, но хорошо они полетели только когда взамен тяги из проволки ОВС 1мм которую поддерживали фторопластовые втулочки в шпангоутах он установил обычную тягу из липки, потом стал делать из веника. Модели сразу полетели как по рельсам без плавания и раскачки, тогда я и понял, что это за Г эта проволочная тяга.

Господи, ерунда какая! К Вашему сведению, у всех современных скоростных моделей тяги проволочные 0.8-1.2 мм. Нет с этим никаких проблем!
Что не отменяет других требований к пилотажным самолетам, конечно.

v103
valex:

тяги проволочные 0.8-1.2 мм

в боудене из какого-то скользого пластика

Pavlin2000

Господи, ерунда какая! К Вашему сведению, у всех современных скоростных моделей тяги проволочные 0.8-1.2 мм. Нет с этим никаких проблем!
Изначально модель была скопирована с корочек Костина, система управления тоже, авторитет этого человека неоспорим ( модель 90-х годов).
Но тягу реально меняли и со слов пилота разница сразу почувствовалась.

VitalikV

И так давайте подведем итог))))
Тяга должна быть жесткая, неважно из какого материала (алюминий, карбон, дерево, сталь), и не должна нигде тереться, свободно подвешена на двух кабанчиках…))