КАП20 постройка

Станислав_Дубовицкий

Здравствуйте все, спасение утопающих-дело рук самих утопающих, поэтому процесс постройки попробую отобразить здесь.
Обращаюсь ко всем активным строителям пилотажек. Надеюсь кто-нибудь заинтересуется и данная информация будет ему полезна. Речь пойдет о пилотажном французском самолете КАП20(CAP20). Проект разработал уважаемый ДедЮз по моей просьбе и выкладывается здесь по его согласию.
Размах крыла 1500мм
Хорда крыла у корня 330мм
Хорда концевой нервюры 150мм
Форма крыла-усеченный эллипс
Размах стабилизатора 620мм
Хорда в корне 210мм(включая рули)
Хорда на концах 120мм
Форма стабилизатора-трапеция с закругленными краями.
Длина носовой части фюзеляжа 260мм
Дина хвостовой 305мм
Ну в общем-красавец, присоединяйтесь.

СтабилизаторSTABILIZATOR.pdf
Фюзеляж CAP_20-FUZELAGE.pdf
КрылоCAP_20_1KRILO.pdf
П.С. Файлы будут удалены 28.08.2016, качайте пока можно, есть еще раскрой для лазерной резки, кому надо-пишите в личку.
Да, забыл, я буду делать этот самолет под Дискавери 60, картинки появятся здесь в этой ветке… Успехов всем!

Здравствуйте все. Личным примером хочу вдохновить всех, кто решил строить КАП20 ну и вообще всех, кто строит самолеты. Строительство начал с хвоста, на приведенных ниже фото, я попытался показать последовательность создания стабилизатора. Соорудил стапель из подручных(подножных) материалов, в нем собрал и тут же спрофилировал каркас. Базирование -по передней кромке(сечение 2*6мм), такой же элемент несет задняя кромка, лежат они на кубиках. расположенных в нужных местах. Написал много, но я думаю, что по картинках можно разобраться, вес полуфабриката 13г.
Обработка велась шкурилкой по шаблонам, закрепленным по краям и по центру. Высота задней кромки так же задается шаблонами(уголки алюминиевые). Перепад сечения задней кромки весьма большой, 21мм в корне и 10мм на концах. Обработка велась с переустановкой. На одном из фото- оправка для гибки передней кромки.

Привет всем, сегодня еще немного продвинулся в строительстве: вклеена бобышка в передней части, потом здесь будет бамбуковый штырек для фиксации. Так же вклеена накладка на заднюю кромку и две площадки между коренными нервюрами. Это сделано для усиления центральной части, позже здесь будет стакан для крепления стабилизатора к фюзеляжу, накладка необходима для надежного крепления кабанчика, и еще приклеены бальзовые уголки для создания лабиринтного уплотнения между стабилизатором и рулями высоты.

Привет всем, продвинулся еще немного, приклеена передняя кромка, согнутая ранее на оправке, наклеены две пластины треугольной формы на заднюю кромку, наклеены накладки на все нервюры. Использовалась бальза 1,5мм.


Была сделана оправка для гибки радиусной передней кромки. Величина радиуса переменная, 9мм у корня и 4,5мм на конце. На этой же оправке была сделана еще одна часть руля высоты, назовем ее обечайка, которая потом наклеивается на каркас руля высоты. Оправка оклеена упаковочным скотчем, это служит защитой от того, что бы изделие не приклеелось зверски к ней. Думаю по фотографиям все понятно, если возникнут вопросы-отвечу.

Здравствуйте все, спасение утопающих-дело рук самих утопающих, поэтому процесс постройки попробую отобразить здесь.
Обращаюсь ко всем активным строителям пилотажек. Надеюсь кто-нибудь заинтересуется и данная информация будет ему полезна. Речь пойдет о пилотажном французском самолете КАП20(CAP20). Проект разработал уважаемый ДедЮз по моей просьбе и выкладывается здесь по его согласию.
Размах крыла 1500мм
Хорда крыла у корня 330мм
Хорда концевой нервюры 150мм
Форма крыла-усеченный эллипс
Размах стабилизатора 620мм
Хорда в корне 210мм(включая рули)
Хорда на концах 120мм
Форма стабилизатора-трапеция с закругленными краями.
Длина носовой части фюзеляжа 260мм
Дина хвостовой 305мм
Ну в общем-красавец, присоединяйтесь.

СтабилизаторSTABILIZATOR.pdf
Фюзеляж CAP_20-FUZELAGE.pdf
КрылоCAP_20_1KRILO.pdf
П.С. Файлы будут удалены 28.08.2016, качайте пока можно, есть еще раскрой для лазерной резки, кому надо-пишите в личку.
Да, забыл, я буду делать этот самолет под Дискавери 60, картинки появятся здесь в этой ветке… Успехов всем!

Здравствуйте все. Личным примером хочу вдохновить всех, кто решил строить КАП20 ну и вообще всех, кто строит самолеты. Строительство начал с хвоста, на приведенных ниже фото, я попытался показать последовательность создания стабилизатора. Соорудил стапель из подручных(подножных) материалов, в нем собрал и тут же спрофилировал каркас. Базирование -по передней кромке(сечение 2*6мм), такой же элемент несет задняя кромка, лежат они на кубиках. расположенных в нужных местах. Написал много, но я думаю, что по картинках можно разобраться, вес полуфабриката 13г.
Обработка велась шкурилкой по шаблонам, закрепленным по краям и по центру. Высота задней кромки так же задается шаблонами(уголки алюминиевые). Перепад сечения задней кромки весьма большой, 21мм в корне и 10мм на концах. Обработка велась с переустановкой. На одном из фото- оправка для гибки передней кромки.

Привет всем, сегодня еще немного продвинулся в строительстве: вклеена бобышка в передней части, потом здесь будет бамбуковый штырек для фиксации. Так же вклеена накладка на заднюю кромку и две площадки между коренными нервюрами. Это сделано для усиления центральной части, позже здесь будет стакан для крепления стабилизатора к фюзеляжу, накладка необходима для надежного крепления кабанчика, и еще приклеены бальзовые уголки для создания лабиринтного уплотнения между стабилизатором и рулями высоты.

Привет всем, продвинулся еще немного, приклеена передняя кромка, согнутая ранее на оправке, наклеены две пластины треугольной формы на заднюю кромку, наклеены накладки на все нервюры. Использовалась бальза 1,5мм.


Была сделана оправка для гибки радиусной передней кромки. Величина радиуса переменная, 9мм у корня и 4,5мм на конце. На этой же оправке была сделана еще одна часть руля высоты, назовем ее обечайка, которая потом наклеивается на каркас руля высоты. Оправка оклеена упаковочным скотчем, это служит защитой от того, что бы изделие не приклеелось зверски к ней. Думаю по фотографиям все понятно, если возникнут вопросы-отвечу.

Надеюсь, что публика простит мне редакторские ошибки.

Станислав_Дубовицкий

Здравствуйте все, сделано еще несколько шагов в постройке

Подчистил уголки чтобы руль “утопился” в стабилизатор.

Сделан кабанчик, проволока 3мм, 2,5 не нашлось. Место пайки усилено , использовалась узкая полоска жести .

Кабанчик установлен на место, использовалась фанера 4мм, тефлон, так же приклеены ушки из тефлона на крайних нервюрах.

Serge2013
Станислав_Дубовицкий:

Подчистил уголки чтобы руль “утопился” в стабилизатор.

При такой конструкции, какой планируется угол отклонения руля высоты?
Не будут ли приливы на передней части стабилизатора мешать рулю высоты отклоняться?
Какие петли будут установлены?
Как они выглядят?

Pavlin2000

Плечо рычага руля высоты без регулировки!
Это не есть хорошо особенно для первого опытного самолета.

ДедЮз
Pavlin2000:

Плечо рычага руля высоты без регулировки!
Это не есть хорошо особенно для первого опытного самолета.

Удобнее, настройки производить от качалки. Вылеты делать максимально большие, тогда влияние люфтов минимальное. Фиксации без паек, шайба и шплинт.

Станислав_Дубовицкий

Здравствуйте все, сегодня удалось немного поработать. Сделал “гайки” для осек рулей высоты. Для этого взял два брусочка дерева потверже бальзы, зажал в тисках и засверлил в плоскости разъема отв. 2.5 и вклеил обрезок велосипедной спицы. Когда смола высохнет, спицу можно вывернуть, получается формованная резьба, не забыть смазать спицу разделительным слоем, я использую сапожный крем(радикально синего цвета), длина гайки около 15мм, диаметр 5мм. На корневых нервюрах фрезернул паз. В этом пазу будет отформовано гнездо, куда будет входить скоба кабанчика. Для этого было изготовлено два знака, использовалась фанера, пару брусочков сосны и циакрин. Потом развел смолы, намешал микросферы и заформовал, попутно вклеил гайки

После того как смола застынет излишки будут удалены, оськи можно будет выкрутить и рули установить (повесить) на стабилизатор. Петель(завес) в этой конструкции нет, руль опирается на две точки-одним концом на кабанчик(который уже вращается на втулках), а вторым через оську на ушко, которое у нас уже приклеено опять же на стабилизаторе.
По поводу регулировок скажу так: этот самолет не может отличатся в поведении от обычных пилотажек, поэтому какие-либо регулировки не закладываю. Рули будут макс. 45 град. закрылки-25. Привод закрылков и рулей будет отдельными тягами. Качалка-110, ну сделаю отв. чтобы можно было цеплять на 100 и на 90, думаю должно хватить.

Creolka
Станислав_Дубовицкий:

Петель(завес) в этой конструкции нет, руль опирается на две точки-одним концом на кабанчик(который уже вращается на втулках)

Стрёмно, однако! Без петель-то!
Гнездо под кабанчик не разобьёт?

Станислав_Дубовицкий

Такая подвеска у меня летает не первый год, люфт конечно присутствует, на поведение самолета вроде не влияет, по горизонту все самолеты летят ровно.

Слава_Ямпольский
Creolka:

Стрёмно, однако! Без петель-то!

Не, наоборот! Такая система имеет минимальное трение. Чем больше размах РВ или закрылка, тем больше он изгибается, крутится. Просто никогда не было созданно простой системы постройки таких петель без применения экзотических материалов или станков. Для меня эта тема исключительно интересна с точки зрения посмотреть как Станислав решает эту проблему.

ДедЮз:

Удобнее, настройки производить от качалки

Только если качалка крестообразная а иначе как вы собираетесь менять соотношение отклонения закрылков к РВ? Широким кабанчиком на закрылках? И тот и другой подход намного тяжелее чем простой кабанчик с вертикальным пазом.

ДедЮз
Слава_Ямпольский:

Только если качалка крестообразная а иначе как вы собираетесь менять соотношение отклонения закрылков к РВ? Широким кабанчиком на закрылках? И тот и другой подход намного тяжелее чем простой кабанчик с вертикальным пазом.

Вариантов несколько, главное обеспечить легкий доступ и удобство демонтажа. На экспериментальной пилотажке я использовал “карданную” систему шарниров на шпильках М3 без фиксирующих гаек, т.е. шаг настройки сухаря-ушка на плечах качалок 0,3мм. Удобнее, разумеется, 4-х плечая качалка, но можно и 3-х плечую 2-х этажную и по другому, если позволяют взаимные расположения всех качалок. Главное соблюдать сочленения тяг с качалками в нейтрали ПО НОРМАЛЯМ (т.е. под 90 градусов).

Pavlin2000

По поводу регулировок скажу так: этот самолет не может отличатся в поведении от обычных пилотажек, поэтому какие-либо регулировки не закладываю. Рули будут макс. 45 град. закрылки-25

Категорически не согласен! Даже одинаковые серийные модели изготовленные по матричной технологии и собранные на стапелях летят по разному и каждую приходится подстраивать в том числе регулировкой углов отклонений рулей и элеронов.
Многие модели летят исключительно хорошо при соотношении углов отклонений рулей к элеронам равным 1.
Самолет на котором летаю Я при углах отклонения элеронов ±25 и рулей ±45 летит нервно, дергано плохо стабилизируется и подмахивает хвостом, а вот при 35 и 45 соответственно хорошо пишет как круглые фигуры так и малые радиуса и стабилизируется как по рельсам. Вот Вам и обычная пилотажка…

papaAlex
Pavlin2000:

Даже одинаковые серийные модели изготовленные по матричной технологии и собранные на стапелях летят по разному и каждую приходится подстраивать в том числе регулировкой углов отклонений рулей и элеронов.

Да, это так!
Но в данном случае, я занимаю позицию Станислава - на мой взгляд (это без расчётов, просто “чуйка такая”), закрылок, отклонённый на угол бОльший, чем необходим для “создания” продолжения лекальной кривой, верхней огибающей профиля (это конечно, смотря в каком положении находится самолёт относительно …), помимо своих качеств, приобретает ещё и качества посадочного тормозного щитка.

Pavlin2000

А расчеты здесь не сильно помогут лучше всего работает метод “тыка” для этого и нужны регулировки плечь управления.

ДедЮз

Кто бы, сколько бы не расчитывали, последнее слово остается за испытаниями. Развесовка, площади, соотношения углов отклонения, центровка, выход корд и даже положение грузика влияют на поведение модели. Предусмотреть возможность переналадок, это как “береженного и Бог бережет”.

Станислав_Дубовицкий

Здравствуйте все, стабилизатор практически сделан, полностью готовым покажу позже, пока несколько картинок-рабочие моменты.

Вес получается где-то 70г, напишите, сколько у кого весит, буду благодарен.
Павел, если можно, покажи самолет, который ты регулировал, и как устроены узлы регулировок.

oleg40rus

Станислав, читаю Ваши посты и вдохновляюсь бальзовым пилотажкостроением. Очень много смелых и красивых решений! Очень интересно.

Pavlin2000

Вес получается где-то 70г, напишите, сколько у кого весит, буду благодарен.
Павел, если можно, покажи самолет, который ты регулировал, и как устроены узлы регулировок.

Крайние модели которые регулировал были Шарк Элипс Андрея Яценко имею 3 таких модели и для достижения близкого поведения под себя в полете пришлось повозится с настройками, приведущей модели своей постройки были тоже с регулировками управления, узлы регулирования использовал покупанные Яценко. Через пару дней приеду домой скину фото, возможные варианты регулировок системы управления хорошо показаны в статье Валенитина Саленека “Новинка чемпоната 85”
Насчет веса стабилизатора самодельные наборные полностью готовые у меня весили 90… 100 грамм с кронштейном управления и узлами разьемов.
Яценковские весят на разных моих моделях 65…85 кронштейн управления находится в фюзеляже и не взвешивался.
На Экстре Осетрова 110 грамм без кронштейна.

ДедЮз

Станислав, добрый вечер. Получаю удовольствие от репортажа. Я говорил, что практиковал конструкции полностью из бальзы 1,5 весом 0,1 г*см.куб. Так вот, 2 стабилизатора подарил приятелю для дочери-пилотажницы (14 лет). Плащадь по 8,5 дм.кв. вес без обтяжки с фанерными сухарями и пр. по 42…45 гр. В вашей конструкции, фактически силовой внешний каркас (кажется из бальзы 2 мм) поперечный набор можно было делать из 1…1,5 (не накладки, а нервюры). На прочности не отразилось бы, а вес могли сэкономить. У нашего пилотажника Петра Бебьяка, стабилизатор около 9 дм. весит 65 гр.

Станислав_Дубовицкий

Может покажете картинку, или подробности, в частности толщина?
В моем стабе вся бальза 1.5, ну законцовки помассивнее

ДедЮз
Станислав_Дубовицкий:

Может покажете картинку, или подробности, в частности толщина?
В моем стабе вся бальза 1.5, ну законцовки помассивнее

Спасибо! А плотность какая? Картинки, если приятель скинет, это в другом городе.
Кстати о законцовках. Любой округлости и прочих наростов. Делал их той же 1,5 слоями вдоль лонжерона, как зашивка без внутренних нервюр, но с продолжением лонжерона в виде клина. Край по контуру склеен встык, толщина получается 3 мм, при необходимости можно применять вставки и закруглять с плавным переходом до ЗК. Получается легко и прочно.

ДедЮз
Станислав_Дубовицкий:

Я тут у себя посмотрел, и сам удивляюсь

То, что доктор приписал! 😉

Pavlin2000

Очень не плохо но еще обшивка и краска + грамм 10…15 минимум.

Pavlin2000

Регулировка углов отклонения рулей высоты и элеронов у некоторых спортсменов:
1 фото- Колесников А. регулировка выполняется с помощью выточенных из капролона рычагов накрученные на кронштейны управления элеронами, каждый элерон можно регулировать по отдельности.
2- Яценко Андрей регулировка выполняется переставлением вилочек в отверстия пластикового рычага или более тонкая вращением рычага по резьбе кронштейна.
3. Белко Сергей. Дискретная регулировка переставлением шарнирных наканечников тяг в необходимое положение на стальном рычаге.
Как видно даже спортсмены которые десятилетиями строят однотипные модели своей схемы все равно закладывают элементы регулировки.