Рождение пилигрима (Volvo FH12 Globetrotter - Tamiya)

kestrel

Итак, наконец начинаю свою новую тему. Тему постройки (сборки) модели 56312 фирмы Tamiya - модели грузовика Volvo FH12 Globetrotter 420 в масштабе 1/14.

Почему такое странное название темы - “рождение пилигрима”? Ну потому что Globetrotter так и переводится - пилигрим. Но это смысловой перевод. Дословный это великий странник, планетный рысак, всемирный путешественник и так далее (однозначного преревода слова Trotter нет и вариантов много). Вобщем, тот, кто шатается по всему свету с той или иной целью. Так что по-сути это - пилигрим!

Частично, многие знают мою печальную историю со счастливым концом о приобретении мною Knight Hauler`a (rcopen.com/forum/f108/topic301603). Так вот в той теме я рассказывал что на день рождения близкие мне подарили этот Вольво. О нем, о Вольво, в этой ветке речь и пойдет, а проект возрождения американца останется в той ветке, но он будет продолжен во вторую очередь, так как там объем работы предстоит бОльший в виду отсутствия многих деталей (частично уже куплены).

Итак, Volvo FH12

Поехали! 😃

kestrel

Что сказать о модели?
В первую очередь меня поразила коробка. Так как посылка дойти до моего дня рождения не успела, то родня уж проговорилась сказав что именно меня ждет в подарок. Продавец упаковал на совесть и когда на почте вынесли посылку то я поначалу испугался - уж не стиральную ли машину мне прислали? После вскрытия коробки и вынимания коробки модели из кучи пенопластового противоударного уплотнителя мой шок габаритов не остыл.
Судите сами - 65 х 40 х 17 см. Это только в цифрах кажется, что якобы немного - вы попробуйте взять рулетку и отмерить эти размеры, кто не знаком с Тамиевскими грузовиками в виде наборов для сборки.
Корбка от видеомагнитофона (кто имел счастье покупать в свое время это чудо электроники) имеет меньшие размеры. О ДВД плеерах даже не упоминаю…

Сборку решил начать с пластика ибо он мне по моему модельному опыту лучше знаком, а работа рутинная ибо я стендовик и соответственно тянусь к копийности. Тем более можно не спешить пока зима и тихонько ковыряться в пластмассе.

Кабина состояит из нескольких деталей. Было решено крышу приклеить к основной части кабины намертво и зашпатлевать все швы которых на настоящем грузовике не видно.

Не пугайтесь черной краски - это контрольное покрытие. Задуваешь любой краской (в данном случае под рукой была черная но лучше всего серебристая) из аэрографа или баллона очень-очень тонким слоем. Затем после высыхания проходишься по поверхности бархатной наждачной бумагой (2000-й номер), которая снимает слой краски, не трогая пластик. В щелях где шов недостаточно зашпатлеван краска остается. Эти места нужно обработать по-новой. Для заделки микротрещин вполне годится супер-клей, который после высыхания снова зашкуривается.

Также было решено заделать все технологические отверстия под винты в корпусе кабины, которых нет на настоящем грузовике, а также решено переделать конструкцию зеркал заднего вида в соответствии с прототипом, поэтому отверстия крепления зеркал тоже были заглушены и зашкурены.

После этого работы были приостановлены так как зимой красить в доме пусть даже на веранде балкона негуманно по отношению к близким. Решил подождать до весны, до потепления. Все было тщательно упаковано и поставлено на хранение.

Ну а пока идет зима и ранняя весна, то можно заняться и остальным…

kestrel

Вот и наступила теплынь. В ближайшее время мы (я и мой Вольво) начнем малярные работы.
Правда, до начала лако-красочных работ необходимо внести некоторые доработки в детали:
Например, высверлить прямоугольные отверстия вместо силуэтных имитаций ламп боковых габаритов на боковом фартуке (они рядом с отверстиями крепления фартука болтами) и разместить вместо них светодиоды.

Такая же процедура ожидает и верхние габаритные фонари на крыше кабины.

Также надо бы сделать сетчатую решетку-гриль под облицовкой радиатора. Думаю ее будет сделать просто вклеив изнутри москитную сетку.

Пока же была сделана предварительная сборка шасси дабы ознакомиться с технологической частью и решить в какой группе какие детали в какой цвет красить.

Решил что красить буду даже раму в отличный, от крыльев задней оси, цвет. В стандартный Вольвовский цвет шасси – темно серый.
На этом фото хорошо видно каким на самом деле должен быть цвет Вольвовской рамы:

В полу-собранном виде шасси выглядит вот так:

Если вы обратили на блеск карданного вала на предыдущем фотоснимке, то сообщу, что карданный вал не родной. Это опциональная деталь которую я наконец в финале эпопеи с Knight Hauler`ом таки получил вместе с дисками от продавца. Для Вольво этот вал оказался как родной – точно подошел по длине. При обжатии шасси вал раздвигается. Жаль, что он не черный - перекрасим 😃

Все детали устанавливаемые на модель, были очищены от облоя. Особенно цилиндрические баки воздушных резервуаров и поперечиные элементы конструкции рамы – на них облоя быть не должно по определению. Конечно пока работа грубая и всего-лишь предварительная. Перед покраской пройдусь наждачной шкуркой с мелким зерном.

Посмотрите на это фото.

Не кажется-ли вам что в хвостовой части рамы за амортизаторами как-то пустовато?

Вот и мне так же.
Поэтому я решил перенести главный воздушный резервуар в эту часть рамы. Тем более что так сделано и на прототипе в случае установки на него дополнительного бака с левой стороны рамы.
Вот примерно как в результате изменится визуальное восприятие рамы.

Конечно, я понимаю что 100% копийности я не добъюсь, да и честно-говоря не стремлюсь к этому. Все же этот набор это не стендовая сборная модель-склейка в 1/24 от фирмы ITALERI где копийность практически безупречная, но тем не менее хочется приблизиться к прототипу хотя бы на первый беглый взгляд неискушенного человека.
Так что и баки и трубки к ним будут сделаны в соответствии с прототипом.

Да и сами амортизаторы тоже надо перекрасить. Ну как-то по-игрушечному смотрится этот розовый цвет. Не правда-ли?

Также прочитав отчет нашего коллеги Игоря Лучко о строительстве его Скани я тоже решил понизить уровень шасси. Игорь писал об этом здесь: rcopen.com/forum/f108/topic169532/295

Последовать примеру Игоря я решил, главным образом, по причине того, что высота шасси стала более масштабной в результате, а на короткобазых моделях эта немасштабная посадка по высоте сильнее бросается в глаза.

В виду того что я слегка ошибся с размерами на которые следует перенести вверх по раме отверстия крепления передней точки подвеса рессоры (я перенес на 7,5 мм вместо 6-ти), то я хапнул букет проблемы в виде того как собственно закрепить рессору, так как болт упирался в раму и не давал разместить детали правильно.

Решение оказалось очень простым:
Я просто развернул болт задом-наперед и использовал прокладку равную толщине головки болта. Все встало на свои места без перекосов.

Надо сказать что с одной стороны моя ошибка в расположении новых отверстий и принесла мне проблему (которую я решил), но с другой стороны избавила от вопроса перетяжеления шасси для обеспечения дополнительной просадки, в следствии чего у меня уменьшится нагрузка на рулевую машинку а также на электродвигатель (чем тяжелее машина тем бОльшие токи будет использовать двигатель при движении), а это в свою очередь положительно влияет на экономичность расхода заряда аккумулятора.

Ну и в конце расскажу о своей доработке рулевого механизма.
Дело в том, что на всех грузовиках Тамии, кроме Американских, он сделан неправильно.
Первые грузовики Тамии были именно Американскими образцами прототипов и конструкция разрабатывалась именно под них. С рулевой рейкой позади балки, как и положено с точки зрения проектирования узла.
Потом же пустив в производство Европейские бескапотные прототипы, которые по длине рамы гораздо компактнее, Тамия столкнулась с задачей максимального уплотнения расстояния между передней осью и размещением коробки передач. На длиннобазой конструкции капотного автомобиля такой проблемы не было, но она возникла на модели Mercedes-Benz SK 1838LS (первая модель евро-грузовика от Тамии). Разместить рулевой механизм стандартным способом не позволяла напирающая коробка передач и в Тамии пошли радикальным методом – развернув передний мост на 180 градуслв и расположив тем самым рейку рулевой трапеции перед осью, что с точки зрения инженера-конструктора является абсолютно технически безграмотным решением.

Дело в том, что в поворотах внешнее колесо должно отклоняться на меньший угол, а внутреннее (по отношению к направлению поворота) на больший. В результате же перевернутой трапеции получается наоборот, что приводит к повышенному износу шин и ухудшению сцепления передней оси с поверхностью движения. Ну и эстетически тоже смотрится не очень…

Вот как решил проблему я. Меня очень удивляет почему такое элементарно-простое решение не применили в самой Тамии. Тяга рулевой рейки ничего не задевает и абсолютно свободно перемещается обеспечивая предельно-возможные отклонения поворотных рычагов рулевого механизма.

Черный цвет рейки это не окраска. Это я просто надел на металлический стержень тяги термоусадочную трубку и прогрел ее.

В ближайшее время таже займусь новыми топливными баками.
А вообще, это самая увлекательная “игрушка” попадавшая мне в мои руки.
Эх мне бы ее в студенческие годы, когда я получал образование инженера в области автомобилестроения…

Ну а пока все.
Впереди еще долгая но увлекательная работа.

Продолжение следует…

Если есть вопросы - задавайте - постараюсь ответить. 😃

Риддик

Не всё так просто с рулевой тягой.В моём дневнике гляньте как на Мане я решил вопрос о наибольшем угле поворота.Сам привод от сервомашинки не позволит оставить "правильный "вариант.Все поперечные лонжероны можно поменять на металлические,особенно рекомендую задний и передний.Танцы с бубном начнуться когда светозвуковой блок будете устанавливать и захочется сохранить сиденья с водителем.Я пока площадку самодельную пристроил(вместо штатной,на которую сам управляющий блок приклеивается),придется закрывать все имитируя спальник и пол в кабине.

kestrel

Ну вот это как раз и есть неправильный вариант. Посмотрите на какие углы отклоняются у вас внутреннее и внешнее колесо. А должно быть наоборот.

А вот как работает мой вариант.
Поворотные кулаки уже упираются в балку а рейка даже не прикасается ни к чему.

Касательно размещения рулевых машинок и рулевой тяги то вот простое и великолепное решение, предложенное нашим коллегой (любителем радиоуправляемых грузовиков) из Франции.

fantam

Француз прав, и микросервы с задачей справятся, там особых усилий не нужно, что на коробке что на руле. По поводу данного проэкта, очень хорошее начало, у меня такой же Вольво есть, но пока нет вдохновения для постройки, тоже хочу максимально приблизить модель к оригиналу, даже были мысли сделать обшарпанного, повидавшего виды трудягу, с чернобелыми наклейками сисястых девок по бокам и со шваброй и ведром за кабиной:).

kestrel

Дык я тоже тяжело собирался с духом. Модель-то мне подарили еще в начале декабря. Но теперь дело пойдет шустрее…
Но в отличии от вас обшарпанных машин не люблю. Мне нравятся эксплуатирующиеся, но при этом заботливо-ухоженные.
Примерно промежуточное состояние между автосалоном и тем что описали вы 😃

С основным цветом пока не определился.

Кстати, у француза сервы стоят не микро, а полноценные.
Чтобы они влезли и не упирались в двигатель он установил их на толстой прокладке под проушинами (на фото эта прокладка хорошо видна - она белого цвета). В любом случае из-под фартука переднего бампера они не выглядывают.

fantam

Но я, наверно, тоже буду делать “только сошедшего с конвеера”, больно уж сложная задача качественно, и главное в меру, состарить тягач. А по поводу серв, похоже я ошибся, это вроде стандартные стоят, не микро, но тем более правильное решение.

Scania

Привет ! хорошее начало! интересует какое теперь расстояние между балкой и кулисой коробки ?

kestrel

Спасибо, Игорь.
На глаз около сантиметра по вертикали (до штока). А если вообще зазор (там на кулисе такая шайба надета) то около 5-6 мм.
При полном обжатии шасси до этой шайбы зазор ровно 1 мм остается.

kestrel

Продолжаю предварительно-отладочную предпокрасочную сборку модели 😃
Немного продвинулсяк цели:

Во-первых установил на шасси кабину.

Во-вторых установил главный воздушный резервуар в задней части рамы.
Решение совершенно простое: прикрепил двумя винтами (а как же? - все должно быть разборным) перекладину из куска платмассы, а на эту перекладину приклеил циллиндр резервуара.
Вроде-бы получилось неплохо…

В-третьих: занялся задними фонарями. Они по-умолчанию разделены на три секции внутренними перегородками. Я решил их разделить еще на одну дополнительную секцию в соответствии с тем как устроена светотехника настоящего грузовика (спасибо Тамии что накладные прозрачные части задних фонарей выполнила очень копийно).
Это наверное была самая простая доработка. Я просто вклеил кусочек пластика в одну из секций, разделив ее на две части. В последствии внутренние части секций будут окрашены в серебристый цвет для лучшего светоотражения.

Далее установил как положено аккумуляторный ящик.
Дело в том что на месте этого ящика по инструкции должна была находиться сервомашинка управления рулем, а аккумуляторный ящик с прикрепленным к нему циллиндром главного воздушного резервуара в Тамии решили сместить назад.
На самом деле ящик должен располагаться там где он располагается сейчас в результате моей переделки. А за ним либо циллиндр воздушного резервуара с запасным колесом снизу, либо дополнительный топливный бак. Во втором случае запасное колесо на тягач не ставится, а циллиндр переносится в ту часть шасси куда я его уже установил.

Ну и на десерт маленькая деталь, которая несомненно оживит восприятие модели.
Тут все понятно и без моих комментариев.
Разве что у меня возникла мысль повесить еще вдобавок и легендарный “фотонный отражатель”. 😁 Куда уж без него?

Никто не знает выпускаются ли “фотонные отражатели” для нашего масштаба, или придется его делать самостоятельно?

Для тех кто достаточно молод и не знает этого бородатого анекдота что такое “фотонный отражатель” маленькая справка: blogion.ru/aneks/2008/07/…/fotonnyjj-otrazhatel/

Следующий этап это высверливание отверстий под светодиоды в фартуке и верхней части кабины, а также изготовление топливных баков.

С баками зачесал в затылке.
С одной стороны проще всего это выточить у токаря циллиндрические, но это же одновременно и самый дорогой вариант (придется оплачивать металл и работу токаря что в итоге будет стоить пусть и не безумно дорого но и не две копейки).
Второй и третий варианты это самостоятельное изготовление баков пузато-квадратной и овально-квадратной формы.

На какой из трех форм баков остановиться пока так и не решил.

С одной стороны бочкообразные баки-циллиндры это “фамильная черта” для грузовиков из Гётебурга. Только грузовики Вольво (из европейских марок) оснащались такими баками. Ни Скания, ни МАН круглых баков не имели.
С другой стороны слегка раздутые прямоугольные баки проще в изготовлении по сравнению с третьим типом. Этот второй тип мне импонирует больше всего.
Третий тип вобрал в себя черты и первого и второго типов баков одновременно и является как-бы гибридным по своей форме и тоже как и циллиндрические встречается только на Вольво.

Как выглядит в сечении третий тип смотрите на иллюстрациях.

Вобщем, на сегодня как-то так… 😃

kestrel

Коллеги, нужна ваша помощь в виде совета или подсказки.

Какой мотор можно поставить вместо штатного 540-го чтобы был одновременно достаточно мощным (хотя бы на уровне родного 540-го) и в то же время малооборотистым?
Хочу очень медленного плавного трогания, но при этом не хочу тсавить редуктор на выходной вал коробки передач чтобы не пришлось укорачивать карданный вал.

Что порекомендуете?

Lem1979
kestrel:

Что порекомендуете?

Можно попробовать такие banned link
banned link
(не реклама)

kestrel

Спасибо за то что отозвались на мой вопрос и за ваш совет, но вы не поняли что мне нужно.

Речь идет не о эластичности (плавное изменение скорости во время движения) а о мягком трогании с места и движении на малых скоростях.
А вы мне вместо имеющегося 27-ми виткового мотора предлагаете движки с 21T да еще и бесколлекторники…
Думаю. вы знаете, что ВСЕ бесколлекторные моторы это мощные оборотистые двигатели которые не очень хорошо работают на малых оборотах. Это моторы для шоссейных и дрифтовых шасси 10-го масштаба.

Lem1979
kestrel:

мягком трогании с места и движении на малых скоростях.

тогда вот, краулерный мотор, 1870 об/вольт banned link

kestrel

Да, этот может подойти. Триал-трофисты его используют, как я понял по отзывам.
Надо почитать что колеги по параллельному разделу форума (триал и трофи) о нем скажут…

Хотя, и этот бесколлекторный.

Raven-art

проще поставить любой колекторник на 55 витков , и с такими маленькими колёсами , машина будет ехать очень медленно даже на полном газу первой передачи
но если идти более грамотным путём то предложенный Бк , очень хорошо поедет , и диапазон передач будет длинее , без потери тяги на низах

kestrel

Вы о том что предложил Lem1979 ?

Lem1979:

тогда вот, краулерный мотор, 1870 об/вольт banned link

Мне тоже он нравится. И цена нормальная. Не шибко кусачая.

Кстати, приветствую вас в своей ветке. Приятно что заглянули 😃