Рождение пилигрима (Volvo FH12 Globetrotter - Tamiya)
Итак, наконец начинаю свою новую тему. Тему постройки (сборки) модели 56312 фирмы Tamiya - модели грузовика Volvo FH12 Globetrotter 420 в масштабе 1/14.
Почему такое странное название темы - “рождение пилигрима”? Ну потому что Globetrotter так и переводится - пилигрим. Но это смысловой перевод. Дословный это великий странник, планетный рысак, всемирный путешественник и так далее (однозначного преревода слова Trotter нет и вариантов много). Вобщем, тот, кто шатается по всему свету с той или иной целью. Так что по-сути это - пилигрим!
Частично, многие знают мою печальную историю со счастливым концом о приобретении мною Knight Hauler`a (rcopen.com/forum/f108/topic301603). Так вот в той теме я рассказывал что на день рождения близкие мне подарили этот Вольво. О нем, о Вольво, в этой ветке речь и пойдет, а проект возрождения американца останется в той ветке, но он будет продолжен во вторую очередь, так как там объем работы предстоит бОльший в виду отсутствия многих деталей (частично уже куплены).
Итак, Volvo FH12
Поехали! 😃
Что сказать о модели?
В первую очередь меня поразила коробка. Так как посылка дойти до моего дня рождения не успела, то родня уж проговорилась сказав что именно меня ждет в подарок. Продавец упаковал на совесть и когда на почте вынесли посылку то я поначалу испугался - уж не стиральную ли машину мне прислали? После вскрытия коробки и вынимания коробки модели из кучи пенопластового противоударного уплотнителя мой шок габаритов не остыл.
Судите сами - 65 х 40 х 17 см. Это только в цифрах кажется, что якобы немного - вы попробуйте взять рулетку и отмерить эти размеры, кто не знаком с Тамиевскими грузовиками в виде наборов для сборки.
Корбка от видеомагнитофона (кто имел счастье покупать в свое время это чудо электроники) имеет меньшие размеры. О ДВД плеерах даже не упоминаю…
Сборку решил начать с пластика ибо он мне по моему модельному опыту лучше знаком, а работа рутинная ибо я стендовик и соответственно тянусь к копийности. Тем более можно не спешить пока зима и тихонько ковыряться в пластмассе.
Кабина состояит из нескольких деталей. Было решено крышу приклеить к основной части кабины намертво и зашпатлевать все швы которых на настоящем грузовике не видно.
Не пугайтесь черной краски - это контрольное покрытие. Задуваешь любой краской (в данном случае под рукой была черная но лучше всего серебристая) из аэрографа или баллона очень-очень тонким слоем. Затем после высыхания проходишься по поверхности бархатной наждачной бумагой (2000-й номер), которая снимает слой краски, не трогая пластик. В щелях где шов недостаточно зашпатлеван краска остается. Эти места нужно обработать по-новой. Для заделки микротрещин вполне годится супер-клей, который после высыхания снова зашкуривается.
Также было решено заделать все технологические отверстия под винты в корпусе кабины, которых нет на настоящем грузовике, а также решено переделать конструкцию зеркал заднего вида в соответствии с прототипом, поэтому отверстия крепления зеркал тоже были заглушены и зашкурены.
После этого работы были приостановлены так как зимой красить в доме пусть даже на веранде балкона негуманно по отношению к близким. Решил подождать до весны, до потепления. Все было тщательно упаковано и поставлено на хранение.
Ну а пока идет зима и ранняя весна, то можно заняться и остальным…
Вот и наступила теплынь. В ближайшее время мы (я и мой Вольво) начнем малярные работы.
Правда, до начала лако-красочных работ необходимо внести некоторые доработки в детали:
Например, высверлить прямоугольные отверстия вместо силуэтных имитаций ламп боковых габаритов на боковом фартуке (они рядом с отверстиями крепления фартука болтами) и разместить вместо них светодиоды.
Такая же процедура ожидает и верхние габаритные фонари на крыше кабины.
Также надо бы сделать сетчатую решетку-гриль под облицовкой радиатора. Думаю ее будет сделать просто вклеив изнутри москитную сетку.
Пока же была сделана предварительная сборка шасси дабы ознакомиться с технологической частью и решить в какой группе какие детали в какой цвет красить.
Решил что красить буду даже раму в отличный, от крыльев задней оси, цвет. В стандартный Вольвовский цвет шасси – темно серый.
На этом фото хорошо видно каким на самом деле должен быть цвет Вольвовской рамы:
В полу-собранном виде шасси выглядит вот так:
Если вы обратили на блеск карданного вала на предыдущем фотоснимке, то сообщу, что карданный вал не родной. Это опциональная деталь которую я наконец в финале эпопеи с Knight Hauler`ом таки получил вместе с дисками от продавца. Для Вольво этот вал оказался как родной – точно подошел по длине. При обжатии шасси вал раздвигается. Жаль, что он не черный - перекрасим 😃
Все детали устанавливаемые на модель, были очищены от облоя. Особенно цилиндрические баки воздушных резервуаров и поперечиные элементы конструкции рамы – на них облоя быть не должно по определению. Конечно пока работа грубая и всего-лишь предварительная. Перед покраской пройдусь наждачной шкуркой с мелким зерном.
Посмотрите на это фото.
Не кажется-ли вам что в хвостовой части рамы за амортизаторами как-то пустовато?
Вот и мне так же.
Поэтому я решил перенести главный воздушный резервуар в эту часть рамы. Тем более что так сделано и на прототипе в случае установки на него дополнительного бака с левой стороны рамы.
Вот примерно как в результате изменится визуальное восприятие рамы.
Конечно, я понимаю что 100% копийности я не добъюсь, да и честно-говоря не стремлюсь к этому. Все же этот набор это не стендовая сборная модель-склейка в 1/24 от фирмы ITALERI где копийность практически безупречная, но тем не менее хочется приблизиться к прототипу хотя бы на первый беглый взгляд неискушенного человека.
Так что и баки и трубки к ним будут сделаны в соответствии с прототипом.
Да и сами амортизаторы тоже надо перекрасить. Ну как-то по-игрушечному смотрится этот розовый цвет. Не правда-ли?
Также прочитав отчет нашего коллеги Игоря Лучко о строительстве его Скани я тоже решил понизить уровень шасси. Игорь писал об этом здесь: rcopen.com/forum/f108/topic169532/295
Последовать примеру Игоря я решил, главным образом, по причине того, что высота шасси стала более масштабной в результате, а на короткобазых моделях эта немасштабная посадка по высоте сильнее бросается в глаза.
В виду того что я слегка ошибся с размерами на которые следует перенести вверх по раме отверстия крепления передней точки подвеса рессоры (я перенес на 7,5 мм вместо 6-ти), то я хапнул букет проблемы в виде того как собственно закрепить рессору, так как болт упирался в раму и не давал разместить детали правильно.
Решение оказалось очень простым:
Я просто развернул болт задом-наперед и использовал прокладку равную толщине головки болта. Все встало на свои места без перекосов.
Надо сказать что с одной стороны моя ошибка в расположении новых отверстий и принесла мне проблему (которую я решил), но с другой стороны избавила от вопроса перетяжеления шасси для обеспечения дополнительной просадки, в следствии чего у меня уменьшится нагрузка на рулевую машинку а также на электродвигатель (чем тяжелее машина тем бОльшие токи будет использовать двигатель при движении), а это в свою очередь положительно влияет на экономичность расхода заряда аккумулятора.
Ну и в конце расскажу о своей доработке рулевого механизма.
Дело в том, что на всех грузовиках Тамии, кроме Американских, он сделан неправильно.
Первые грузовики Тамии были именно Американскими образцами прототипов и конструкция разрабатывалась именно под них. С рулевой рейкой позади балки, как и положено с точки зрения проектирования узла.
Потом же пустив в производство Европейские бескапотные прототипы, которые по длине рамы гораздо компактнее, Тамия столкнулась с задачей максимального уплотнения расстояния между передней осью и размещением коробки передач. На длиннобазой конструкции капотного автомобиля такой проблемы не было, но она возникла на модели Mercedes-Benz SK 1838LS (первая модель евро-грузовика от Тамии). Разместить рулевой механизм стандартным способом не позволяла напирающая коробка передач и в Тамии пошли радикальным методом – развернув передний мост на 180 градуслв и расположив тем самым рейку рулевой трапеции перед осью, что с точки зрения инженера-конструктора является абсолютно технически безграмотным решением.
Дело в том, что в поворотах внешнее колесо должно отклоняться на меньший угол, а внутреннее (по отношению к направлению поворота) на больший. В результате же перевернутой трапеции получается наоборот, что приводит к повышенному износу шин и ухудшению сцепления передней оси с поверхностью движения. Ну и эстетически тоже смотрится не очень…
Вот как решил проблему я. Меня очень удивляет почему такое элементарно-простое решение не применили в самой Тамии. Тяга рулевой рейки ничего не задевает и абсолютно свободно перемещается обеспечивая предельно-возможные отклонения поворотных рычагов рулевого механизма.
Черный цвет рейки это не окраска. Это я просто надел на металлический стержень тяги термоусадочную трубку и прогрел ее.
В ближайшее время таже займусь новыми топливными баками.
А вообще, это самая увлекательная “игрушка” попадавшая мне в мои руки.
Эх мне бы ее в студенческие годы, когда я получал образование инженера в области автомобилестроения…
Ну а пока все.
Впереди еще долгая но увлекательная работа.
Продолжение следует…
Если есть вопросы - задавайте - постараюсь ответить. 😃
Не всё так просто с рулевой тягой.В моём дневнике гляньте как на Мане я решил вопрос о наибольшем угле поворота.Сам привод от сервомашинки не позволит оставить "правильный "вариант.Все поперечные лонжероны можно поменять на металлические,особенно рекомендую задний и передний.Танцы с бубном начнуться когда светозвуковой блок будете устанавливать и захочется сохранить сиденья с водителем.Я пока площадку самодельную пристроил(вместо штатной,на которую сам управляющий блок приклеивается),придется закрывать все имитируя спальник и пол в кабине.
Ну вот это как раз и есть неправильный вариант. Посмотрите на какие углы отклоняются у вас внутреннее и внешнее колесо. А должно быть наоборот.
А вот как работает мой вариант.
Поворотные кулаки уже упираются в балку а рейка даже не прикасается ни к чему.
Касательно размещения рулевых машинок и рулевой тяги то вот простое и великолепное решение, предложенное нашим коллегой (любителем радиоуправляемых грузовиков) из Франции.
Француз прав, и микросервы с задачей справятся, там особых усилий не нужно, что на коробке что на руле. По поводу данного проэкта, очень хорошее начало, у меня такой же Вольво есть, но пока нет вдохновения для постройки, тоже хочу максимально приблизить модель к оригиналу, даже были мысли сделать обшарпанного, повидавшего виды трудягу, с чернобелыми наклейками сисястых девок по бокам и со шваброй и ведром за кабиной:).
Дык я тоже тяжело собирался с духом. Модель-то мне подарили еще в начале декабря. Но теперь дело пойдет шустрее…
Но в отличии от вас обшарпанных машин не люблю. Мне нравятся эксплуатирующиеся, но при этом заботливо-ухоженные.
Примерно промежуточное состояние между автосалоном и тем что описали вы 😃
С основным цветом пока не определился.
Кстати, у француза сервы стоят не микро, а полноценные.
Чтобы они влезли и не упирались в двигатель он установил их на толстой прокладке под проушинами (на фото эта прокладка хорошо видна - она белого цвета). В любом случае из-под фартука переднего бампера они не выглядывают.
Но я, наверно, тоже буду делать “только сошедшего с конвеера”, больно уж сложная задача качественно, и главное в меру, состарить тягач. А по поводу серв, похоже я ошибся, это вроде стандартные стоят, не микро, но тем более правильное решение.
Спасибо, Игорь.
На глаз около сантиметра по вертикали (до штока). А если вообще зазор (там на кулисе такая шайба надета) то около 5-6 мм.
При полном обжатии шасси до этой шайбы зазор ровно 1 мм остается.
Продолжаю предварительно-отладочную предпокрасочную сборку модели 😃
Немного продвинулсяк цели:
Во-первых установил на шасси кабину.
Во-вторых установил главный воздушный резервуар в задней части рамы.
Решение совершенно простое: прикрепил двумя винтами (а как же? - все должно быть разборным) перекладину из куска платмассы, а на эту перекладину приклеил циллиндр резервуара.
Вроде-бы получилось неплохо…
В-третьих: занялся задними фонарями. Они по-умолчанию разделены на три секции внутренними перегородками. Я решил их разделить еще на одну дополнительную секцию в соответствии с тем как устроена светотехника настоящего грузовика (спасибо Тамии что накладные прозрачные части задних фонарей выполнила очень копийно).
Это наверное была самая простая доработка. Я просто вклеил кусочек пластика в одну из секций, разделив ее на две части. В последствии внутренние части секций будут окрашены в серебристый цвет для лучшего светоотражения.
Далее установил как положено аккумуляторный ящик.
Дело в том что на месте этого ящика по инструкции должна была находиться сервомашинка управления рулем, а аккумуляторный ящик с прикрепленным к нему циллиндром главного воздушного резервуара в Тамии решили сместить назад.
На самом деле ящик должен располагаться там где он располагается сейчас в результате моей переделки. А за ним либо циллиндр воздушного резервуара с запасным колесом снизу, либо дополнительный топливный бак. Во втором случае запасное колесо на тягач не ставится, а циллиндр переносится в ту часть шасси куда я его уже установил.
Ну и на десерт маленькая деталь, которая несомненно оживит восприятие модели.
Тут все понятно и без моих комментариев.
Разве что у меня возникла мысль повесить еще вдобавок и легендарный “фотонный отражатель”. 😁 Куда уж без него?
Никто не знает выпускаются ли “фотонные отражатели” для нашего масштаба, или придется его делать самостоятельно?
Для тех кто достаточно молод и не знает этого бородатого анекдота что такое “фотонный отражатель” маленькая справка: blogion.ru/aneks/2008/07/…/fotonnyjj-otrazhatel/
Следующий этап это высверливание отверстий под светодиоды в фартуке и верхней части кабины, а также изготовление топливных баков.
С баками зачесал в затылке.
С одной стороны проще всего это выточить у токаря циллиндрические, но это же одновременно и самый дорогой вариант (придется оплачивать металл и работу токаря что в итоге будет стоить пусть и не безумно дорого но и не две копейки).
Второй и третий варианты это самостоятельное изготовление баков пузато-квадратной и овально-квадратной формы.
На какой из трех форм баков остановиться пока так и не решил.
С одной стороны бочкообразные баки-циллиндры это “фамильная черта” для грузовиков из Гётебурга. Только грузовики Вольво (из европейских марок) оснащались такими баками. Ни Скания, ни МАН круглых баков не имели.
С другой стороны слегка раздутые прямоугольные баки проще в изготовлении по сравнению с третьим типом. Этот второй тип мне импонирует больше всего.
Третий тип вобрал в себя черты и первого и второго типов баков одновременно и является как-бы гибридным по своей форме и тоже как и циллиндрические встречается только на Вольво.
Как выглядит в сечении третий тип смотрите на иллюстрациях.
Вобщем, на сегодня как-то так… 😃
Коллеги, нужна ваша помощь в виде совета или подсказки.
Какой мотор можно поставить вместо штатного 540-го чтобы был одновременно достаточно мощным (хотя бы на уровне родного 540-го) и в то же время малооборотистым?
Хочу очень медленного плавного трогания, но при этом не хочу тсавить редуктор на выходной вал коробки передач чтобы не пришлось укорачивать карданный вал.
Что порекомендуете?
Что порекомендуете?
Можно попробовать такие banned link
banned link
(не реклама)
Спасибо за то что отозвались на мой вопрос и за ваш совет, но вы не поняли что мне нужно.
Речь идет не о эластичности (плавное изменение скорости во время движения) а о мягком трогании с места и движении на малых скоростях.
А вы мне вместо имеющегося 27-ми виткового мотора предлагаете движки с 21T да еще и бесколлекторники…
Думаю. вы знаете, что ВСЕ бесколлекторные моторы это мощные оборотистые двигатели которые не очень хорошо работают на малых оборотах. Это моторы для шоссейных и дрифтовых шасси 10-го масштаба.
мягком трогании с места и движении на малых скоростях.
тогда вот, краулерный мотор, 1870 об/вольт banned link
Да, этот может подойти. Триал-трофисты его используют, как я понял по отзывам.
Надо почитать что колеги по параллельному разделу форума (триал и трофи) о нем скажут…
Хотя, и этот бесколлекторный.
очень хорошо…
проще поставить любой колекторник на 55 витков , и с такими маленькими колёсами , машина будет ехать очень медленно даже на полном газу первой передачи
но если идти более грамотным путём то предложенный Бк , очень хорошо поедет , и диапазон передач будет длинее , без потери тяги на низах
Вы о том что предложил Lem1979 ?
тогда вот, краулерный мотор, 1870 об/вольт banned link
Мне тоже он нравится. И цена нормальная. Не шибко кусачая.
Кстати, приветствую вас в своей ветке. Приятно что заглянули 😃
из той же оперы есть вот эта игрушка
hobbyking.com/…/__22601__Hobbyking_X_Car_Brushless…(Не реклама)
Вещь проверенная , сквозь огонь и пламя , жижу и пургу)
Очень удачное по стоимости комбо , ему единственное нужен выносной Бек на 5А, если много электричества на борту требуется…
Ps: ветку я читаю эту)