Blade 300X - новый FBL малек с BeastX

Сироб

Спрошу на всякий случай.
Кто-нибудь ставил на наш вертик косозубые пиньоны с дырдочкой 3,17 не Линкс (Окси), а от других брендов (Тарот, Алайн, ALZRC…(модуль 0,5))? Одинаковый ли угол наклона зубчиков у них и у наших пиньонов?

А то проверил биения у, имеющихся в «запасе», Линксовских косозубых пиньонов по верхушкам зубчиков, бой получился от 0,05 до 0,08мм.
С прямозубыми ещё хуже: 11Т – 0,1мм; 12Т – 0,12мм 😃 ; 13Т – 0,05мм; 14Т – 0,04мм, тут терпимо 😃 , но прямозубые – «другие» найти несложно.

Сироб

Не нашёл я косозубых шестерён с модулем 0,5 у 450-ок. Значит и пиньонов от 450-ки, подходящих нам, нет…😕
Вопрос отпадает.

3 months later
Сироб

Приподниму тему.
Приспособился для установки цапф в ноль использовать 2мм-стержёк, вставленный в отверстия цапф.
Сделал его из спицы, покрытой никелем, поэтому (наверное) его диаметр «завышен». В отверстия входит плотненько, приходится его проталкивать.
Изменяю длину линка, так чтобы стерженёк стал параллелен основному валу. И хоть это делается на глаз, получается в итоге поймать ноль весьма точно. При последующей настройке Биста по угломеру ноль приходиться уточнять всего на 0,1-0,2°.
Фотка получшее.

Сироб

Не – недофулл. Лопасти-то пластиковые будут 😁

Сироб

Многократно заметил такую особенность на своём вертике. Линки цапф изнашиваются сильно неодинаково.
Пример.
Заменил одновременно на обоих линках наконечники. Шарики (до сотки) одного диаметра, наконечники наощупь одинаково плотно сели на свои шарики. Но…

  • один линк отлетал 225 акков, и появилась необходимость менять его наконечники. Их посадка слишком ослабла.
  • а у второго линка за это время пришлось заменить наконечники дважды.

Эта, считай, двукратная разница в «ресурсе» сохраняется почти всегда. Холод только вносит коррективы в статистику, поизношенные наконечники обжимаются, и их хватает ещё надолго - на всю зиму.
По мере повреждений менялись цапфы, хабы, АП…, но закономерность сохраняется.
Сам не могу убедительно объяснить причину этой разнице в износе линков.
Мож, кто сталкивался с таким «явлением» и причину знает?
Любопытно ведь.

rolic

При замене цапф шарики меняются? Если остаются старые, то может один слегка поцарапанный. Вот он постепенно и “сошкуривает” головку линка.

Сироб

Шарики менял не раз. Осматривал новые и поработавшие шарики с увеличилкой.
Бывают новые с заметным различием в чистоте поверхности. Диаметром тоже разнятся. У тех, которые уже измерял, диаметр был от 3,995 до 4,02.
У поработавших шариков иногда находились «боевые» царапки, плоские пятнышки (из нескольких параллельных царапок), вмятинки. Их оставляю в запас 3-го сорта 😃 .
Причина тут какая-то иная.

2 months later
alex-heli

Остались живые кто? )))
Я наконец вышел из зимней спячки, перебрал аппарат, убрал со своего кабанчика 50 грамм весу, облетываю.

alex-heli

Ага! Спасибо!
Ох, по напряжению брешут спектрумы кто куда. Моя тм1000 завышала на 0,3В, эта занижает на 0,4 (это для 4 банок, чем выше напряжение, тем, по-моему, больше ошибка). А напряжение борта правильно показывает. Регуль теперь HW - воткнул его желтый провод прям в телеметрию как датчик оборотов (фишку перепаял). Отдельный датчик не нужен теперь.

Сироб

Я в спячку и не впадал 😃, но летать поменьше стал. С инвертом стал очень интересен сим, раньше я его недолюбливал сильно.
Сейчас на полёты настраиваюсь только если прогноз очень убедительный.

50г скидки в весе - это очень солидно! Расскажи подробнее.
И про телеметрию. Я для себя пока считал, что в нашем размере она как бы…не нужна.

Как дела с передатчиком? Сменил на новый? Или блоки стиков поменял? Про резюки я уже спрашивал 😁.

alex-heli

С нашим прогнозом погоды в спячку можно обратно уходить, похоже.
Про 50 грамм - ну у меня изначально перетяжелен верт был. Напишу пост в свободное время, еще кое-что протестировать надо.

Сироб

Поставил новые цапфы ХР и с ними попробовал лопасти KBDD 45мм.
Ø хв. винта уменьшился, стал 127мм, а был 131,5мм с линксовскими (как у Окси-3 с 47мм лопастями).
KBDD короче, но шире и профиль у них заметно другой.
Разницы от смены лопастей пока не заметил.
С новым хаэром хвост завилял. Как-то неожиданно, уже стал подзабывать про виляния. Вилял и на висении, и поменьше в полёте.
Всё проверил, оказалось виновата хв. серва (0360). Шестерня, та, что над мотором болталась на своём месте! Её отверстие было разбито. Заменил шестерёнку, всё стало нормально.
Получилось, что как раз к смене ХР и редуктор сервы выдохся.

Предыдущий хаэр, хоть и почудил малость, но хорошо отработал 807 полётов.

alex-heli

45 мм лопасти? А обороты какие? Судя по фото, сами цапфы тарот длиннее. А то у меня 47мм Линкс еле держало, вилял.

Ага, у меня с лопастями 51мм диаметр ротора 136мм, соответственно с 47мм было бы 128, ну а с 45мм - всего 124. Ну и да, еще и разница в ширине.
Кстати, сильно срывать стал хвост примерно дня за два до выхода из строя сервы 3060. Она не залипала, а как будто постепенно потеряла момент/скорость. Люфт в редукторе небольшой набрался к тому моменту, но ничего криминального. Потом уже движок у нее помер, как у всех микросерв ))

Сироб

Таротовский хаэр подлиннее.
Расстояние между осями (винтиками) лопастей у таротовского ХР 38,5мм, у линксовского - 33,5мм.
Обороты где-то в р-не 3100, на зиму их немного уменьшал, наверное, до 3000 (чтобы батареек на 5 мин хватало). (передатка на хвост у нас 4,56 😃)
Мне хвоста хватает, ничего напряжённого я не летаю. Время от времени (как бы для контроля хвоста) пускаю верт на полном шаге вбок, влево и вправо - тут всё нормально… Но, очень ненадолго пускаю, а то далеко слишком улетает 😃.

KBDD взял, что бы попробовать, ни на какую инфу о них не натыкался, а специально не искал. Линксовских-то лопастей осталось в запасе мало.

У OXY-3 по мануалу диаметр хв. винта 130-136мм, вычитаем лопасти (136 – 100 = 36 и 130 – 94 = 36), получается 36мм у него между осями лопастей на ХР. Для сравнения… но, может я чего и не так насчитал 😃.

alex-heli

Ну как обещал пробую написать обзорчик проведенного ТО.

По пульту.
Зимой таки перевел обе ручки на Холлы. Сделал просто прямую замену резюков на датчики - два провода питание, третий - сигнал ))) По электронной части не делал ничего. К сожалению промахнулся с зазором до магнита по одной оси - там доля миллиметра между нелинейностью с мертвыми зонами по краям и тем, что стик вообще процедуру калибровки не проходит. Попробовал переделать, опять промахнулся, потом уже весна пришла, поэтому прекратил эксперименты. Сейчас одна ручка на холлах, вторая - запасной новый блок. В третьей надо таки добить датчик по одной оси. Ну и 3 оригинальных резюка выпаяных. Китайские пустил как доноров для переделки под холлы. Делал ради спортивного интереса разве что. Есть некоторый дрейф центра на 1% по сравнению с комнатной температурой (на улице было +8-10). Также конечные точки уходят по мере работы процента на 2. Потом наверно остывает, возвращаются на место. При калибровке стики прям до конца не надо упирать, чтобы этого не было. В эксплуатации этих эффектов не чувствуется.
Вывод: идея в принципе работоспособная, но были некоторые косяки из-за того что датчики для прямой замены резюков были не очень подходящие - слишком мала зона линейной работы. А другие варианты не прошли по рабочему напряжению.

Сироб
alex-heli:

Ну и 3 оригинальных резюка выпаяных.

Откуда они выпаяны были 😊?
У меня есть пара равноогабаритных резисторов от Noble. Думаю, что они от Noble, поскольку его эмблемка есть. Но они 60TT, и есть сомнения что 60 гр. не хватит для полноценной замены.

alex-heli

Выпаяны из моих двух блоков, естессно )) Можно откатить переделку обратно. Четвертый - тот который сдох на руддере, его тоже пустил на переделку.
60 градусов как раз примерный диапазон работы стика (+/-30) я когда переделывал, как раз на это значение закладывался. Но там хитро, с родными резюками напряжение в крайних точках около 0,72-2,48В. Из своих холлов достал где-то 0,95-2,2 линейной работы, это предел и этого мало. При калибровке у пульта, думаю, заложено максимальное отклонение номиналов от эталона. Т.е. дает датчик в крайних точках например 1-2В и все, калибровка не проходит. Стик сам по себе работает прекрасно, но крайние точки и центр не настроить! На али полно резюков 5Ком но с ходом 220 гр. Вот с ними как раз амплитуда сигнала меньше будет, возможно не откалибруется. Правильно я не купил их тогда! С 85 гр все прекрасно, но качество оказалось г.

Импровизированный испытательный стенд 😁
Кстати, аккуратно двигая стрелку, ловил изменение сигнала в тысячную В.

Сироб

Я даже кое-что понял.😃
С родными потенциометрами напряжение сигнала в крайних точках получилось 0,72 и 2,48В. Диапазон поменьше изменения вольтажа может и не откалиброваться.
А каков «максимальный» диапазон? 0-3.3В (где-то встречал я такие цифры 😃 )?
У резистора с «рабочим сектором» в 60гр. вольтаж вроде как пошире должен измениться-то.
В общем, пусть лежат пока, может и пригодятся.
В ход стика они вроде укладываются, я «намерил 😁 », что ход стика чутка меньше 60-ти градусов.

alex-heli

Ну напряжение питания намерил в своем пульте 3,2В, стало быть теоретически диапазон 0-3,2. Как раз в этом и крылась засада, есть вариант других датчиков холла , более линейных, но им питание 5В подавай, и на выходе у них соответственно диапазон 0 - U питания. Надо масштабирующую схемку паять, да и куда ее там размещать…

Продолжаю обзорчик.
По телеметрии. У меня висел TM1000 и датчик оборотов. Писалась на карточку в пульте 2 напряжения, обороты и потеряные пакеты сигнала, дома по графикам можно прикинуть просадки оборотов, акков. На низкое напряжение в пульте настроен сигнал, пару раз втыкал отлетаный акк вместо заряженного - спасала тревога. Ну сейчас орет на любое резкое движение шагом, если не перестанет, когда потеплеет, значит аккам все… Да, еще мониторится напряжение борта, благодаря этому увидел, что бек моего регуля не справляется с савоксами 257. Питч-памп тест прошел, но с просадками с 6 до 4,4В. Соответственно принял решение об установке конденсаторов, а затем и о замене регуля. В общем когда все работает хорошо, может телеметрия и не очень надо, но при настройках или каких-то вопросах несколько раз выручала. Жалко что показаний тока нет - регули ХВ только взрослые отдают, либо датчик тока, который на 300х совсем тяжелый и поставить некуда, ну и пульт 7s в плане телеметрии не все может, устарел. Надо менять на dx9 или новые dx6/7/8 Но то будет, если в большие вертолеты решу перейти. Сейчас вместо блока TM1000 поставил TM1100, информацию имею ту же, вес меньше, дополнительные возможности тм1000 на нашем мелколете не нужны.
Да, сразу оговорка, что это данные по силовой. Такой телеметрии как например в брайне, где пишутся положение каналов, скорости вращения по осям и тому подобное, не получить.

alex-heli

Про верт.
Вернулся к идее “двойного стретча”. Летом мне очень понравилось, хвост держал железобетонно. Но сейчас поведение верта вызывает некоторые вопросы. Так как многое поменялось, разобраться быстро не могу.
Когда перебирал верт, вспомнил разговор про подшипники хвостовых цапф. В общем в одной цапфе один подшипник хрустел, в другой цапфе - отсутствовали несколько шариков и он чуть не разобрался. Сколько летал на одном подше в цапфе не знаю. Но это еще не все. Заменил по 1 подшу в каждой цапфе. Сегодня случайно увидел наполовину вылезший сепаратор. 3 полетных дня - подша нет. Не знаю это был новый подш или прошлогодний. Возможно некоторые косяки по хвосту как раз от этого. Думаю, Линкс, отказавшись от упорников в хвосте для блейда, сделал ошибку. В хвосте окси3 они это исправили, упорники вернули!
Регуль теперь HW v4 40A. Предыдущий - турнига с прошивкой блхели не устраивал беком и главное, на некоторых оборотах гувернер неустранимо дергал оборотами и, соответственно, хвостом. К сожалению дергал именно на тех оборотах, на каких мне хотелось летать. Ну и мне он казался каким-то ватным. HW выбрал за мощный бек. По полету - помоему он резче, обороты держит лучше, акки соответственно просаживаются ппц, не тянут. Чуйкой гувернера игрался, пока вернул все по умолчанию.
Мотор вернул 2213, думал не маловат ли будет после 2216. Какой там! То ли заслуга регулятора, то ли меньшего веса, то ли я отвык за зиму в симуляторе от бешеного малька, но одно неловкое движение пальцем, и эта зараза норовит уйти из поля зрения или, наоборот, впечататься в планету ))) Попробовать обороты 3600 теперь и в мыслях нет.

По весу.
Сразу хочу сказать, что мой поросенок был раскормлен до 524 грамм без аккума. Плюс акки 125 гр. Итого 650.
Про замену модуля телеметрии задумался давно. Возможности тм1000 для 300х излишни, а разница в весе с тм1100 около 9 гр. (6 против 15)
Замена регуля. С HW вдобавок снял одну половинку пластикового корпуса (вторая держится под радиатором, курочить не стал). По сравнению с турнигой выиграл около 10 грамм. Кроме того, хороший бек позволил снять с борта конденсаторы для сглаживания просадок. Еще -7 грамм. Ну и не нужен стал отдельный датчик оборотов, ну может 1 грамм сэкономил.
Разница в весе моторов 2216 и 2213 еще около 10 гр.
Карбоновая хвостовая балка легче на 4 гр.
Ну и рисковый апгрейд - полностью убраны подкосы балки (у меня были от 450х) и их крепление с горизонтальным оперением - почти 8 грамм.
После этого верт стал весить 475 гр. С акком 600. В развесовку попал как раз по валу ОР.

Еще в тему не сброса веса, но балансировки.
Хвостовые цапфы без начинки имели дисбаланс несколько сотых грамма при весе в 1,2, “обработка напильником” полностью проблему не решила. В итоге сортировал подшипники, хв. лопасти, болты лопастей - вообще все детали хвоста по принципу к легкой цапфе тяжелая начинка. На балансире хвост в сборе висит ровно, вибрации удалось несколько уменьшить.

Сироб

Я долго кумекал, но, всё-таки остановился на HW v4 40A и тоже взял его. Он несколько удивил скромными габаритами в сравнении с YEP 40. Думал, что он чутка покрупнее будет. Но это, конечно, только плюс для HW.

Гувер до сих пор не пробовал, на HW тоже попробую не скоро.

Цапфы не взвешивал, балансирую на магнитном балансире. Заметно изменение балансировки даже если радиальный подшипник установить другой стороной. Раньше этот “нюанс” использовал. Сейчас радиальные подши ставлю так, чтобы прорези сепаратора были направлены к хабу (я почти всё подши разбираю 😁).
Балансирую добавкой шайб, изменением их толщины, изменением длины винтиков. Была мысля облегчать цапфу (ту что малость тяжелее) сверлением мелких лунок, но не пробовал. Такая балансировка, конечно, упрощённая, по-домашнему. Но и от неё польза есть.
Остаётся крутнуть хв. ротор на рабочих оборотах, проверить вибрацию, и если она есть, то загасить её наклейкой на лопасть в найденном месте.
Пока всегда это получалось. Стучу по голове, другого дерева под рукой нет, кругом одна синтетика 😃.

Сироб

Ещё просмотрел фотки.
Длинная балка – класс! Лого напоминает. Мне Лого своей пропорцией «длина балки / размер кабинки» внешне очень нравятся.
Собирал свой стретч, думал - он похож будет… но не, не дотягивает до визуальной схожести с Лого. Это так, фторостепенно… но хотелось.

Думаю, Линкс, отказавшись от упорников в хвосте для блейда, сделал ошибку

Были бы линксовские ХР постоянно в наличии, да было бы бабосов свободных побольше то - меняй хв. роторы через 250 (300?) полётов и - всё оке 😃 . Или меняй в них подшипники. Их фишка (мне так видится) в резиновых бубликах (считай - демпферах) между хабом и цапфами. Меня поправят, если я гоню. А их антифишка – совсем мелкие подши (и потому они без крышек - ваще беда). Надежды на приличный ресурс нету!!!.
Я когда вытащил подши из отработавших линксовских цапф, решил, что пока не возникнет необходимость «борьбы за каждый грамм» их больше ставить не буду!
А ещё, тогда попробовал поставить первый таротовский хаэр… И с ним конкретно повезло! Чё-то смазал, собрал, заморочек был мизер, поставил на лезвийный балансир для порядку - запросто стоит и горизонтально и вертикально, и в почти в любом другом положении.
На оборотах вибрации вроде, как и есть, но по необъективным своим ощущениям они вроде и допустимые. Сравнивать-то было не с чем. Опыта не было. Тот, первый, рыженький ХР до сих пор самый легко настраиваемый. Надо в нём только заменить радиальные подшипники и всёёёё.
С другими таротовскими хаэрами были (по мне так небольшие) сложности. Пришлось повозиться.

Но, вот про этот хаэр.
Тут он сфоткан до «динамической» балансировки. Цапфы очень прилично вели себя на магнитном балансире. Установил лопасти, кинул на лезвия, рассчитывая что и здесь всё будет норм. Не сложилось, и неожиданно. Понадобилось широкую полоску наклеить на лопасть для статики… Ну…, наверное, и такое бывает…, как бы вроде и фикня!
Раскрутил этот ротор, и появилась такая вибра, что неприятно было держать балку.
Вибрация как от перфоратора с небольшим буром. И бабочка появлялась в 3-4 мм по концам
лопастей…

Это не на рабочих оборотах, а при раскрутке, на оборотах уже близких к рабочим. При выходе на рабочие обороты вибрация уменьшалась, становилась просто завышенной и бабочка пропадала.
«Начальную» полоску снял, долго лепил разные полоски в самые разные места, эффект от этого иногда был, но явно недостаточный.

Подзадолбавшись, случайно задел раскрученным ротором за зимние рабочие рукавицы на краю стола. Верт в руках дрыгнулся и… вибра стихла, стала приемлемой. Победилась вибра, совершенно случайно и неожиданно. Наклейки, в итоге, не понадобились.

Чё там …повернулось и… замкнулось… реально осталось непонятным…
Этот хаэр потом много полетал. Был краш, где и ему крепко досталось. Думал ротору капцы – только в ремонт. Без надёжи проверил вибрацию хвоста без основных. А вибрации точно САВСЕМ не стало! Такое у меня впервые !!! Неожиданно!
В итоге - 807 полётов.
Спасибо за терпение 😃 😁 !

alex-heli

Да вот родные подшипники прилично отлетали, правда вытащил их совсем хрустящими. В том году подши поменял, но тоже от Линкс, не помню откуда я наковырял 4 нужных. В этом году закупился всякими подшипниками в интернетах. Для цапф хр попались совсем неудачные, хотя цена не самая дешевая и заявлены как прецизионные. Люфт очень большой, один вот развалился.
А для хвостового вала и для основного вала, а также в мотор взял у китайцев заявленные как высокоскоростные подши. Люфтов нет от слова совсем! Крутятся очень гладко, никакого ощущения перекатывания шариков, песочка и т.п. Поставил на хвостовой вал только, другой размер не пробовал пока. Посмотрю, как себя покажут. Надо теперь для цапф заказать.