250-граммовые бутылко-пенолёты, полукопии 1:15.
Какими красками красите?
Обычная алкидная краска из автотоваров, в 1-литровых банках, через краскопульт. Обязательно обезжириваю, фюз - ацетоном, крыло и оперение - спиртом. Если по скотчу пройтись нулёвкой, то и на скотче держится - не ободрать. Да и без этого на скотче держится неплохо - обдирается, в основном, только на лобике крыла, да и то - в течении нескольких лет. Про бутылку я уж и не говорю. Единственное место, где на фюзе обдирается - низ капота (не всегда летаю там, где травка, иногда приходится сажать и на песок, и на гравий). Фюз нулёвкой никогда не матирую, просто не требуется.
Но это - если красить алкидной автоэмалью. Краска из баллона - на порядок хуже, отлущивается на раз. Нитра - тоже самое.
П.С. в автотоварах (там, где широкий ассортимент автоэмалей в банках), как правило, продаются и спец.праймер для пластиков, и отвердитель для алкидных автоэмалей - он значительно убыстряет высыхание краски, раза в 3…4. Оба в банках по 0,5л. Праймером практически не пользуюсь, а вот отвердитель очень помогает, если надо, чтоб быстро высохло, к примеру, если за один день мне надо нанести несколько слоёв ( к примеру, покрасить крыло и сверху, и снизу).
Продолжаем…
Покрасил, взвесил, вот что получилось:
ЛаГГ-3: до покраски-83г. После-89г.(крыло-41г, фюз с хвостом-48г). Прибавка на краске:+6грамм.
МиГ-3: до покраски-82г. После-88г.(крыло-41г, фюз с хвостом-47г). Прибавка на краске:+6грамм.
Ла-5: до покраски-86г. После-94г.(крыло-43г, фюз с хвостом-51г). Прибавка на краске:+8грамм.
ФВ-190: до покраски-87г. После-92г.(крыло-40г,фюз с хвостом-52г). Прибавка на краске:+5грамм.
Та-152: до покраски-108г. После-116г.(крыло-54г,фюз с хвостом-62г). Прибавка на краске:+8грамм.
И-16: до покраски-77г. После-80г.(крыло-36г, фюз с хвостом-44г). Прибавка на краске:+3грамма.
А вот данные по первой четвёрке, сделанной ещё в январе:
МиГ-3: до покраски-85г. После-89г. Прибавка на краске:+4грамма.
ЛаГГ-3: до покраски-86г. После-93г. Прибавка на краске:+7грамм.
ФВ-190: до покраски-90г. После-95г. Прибавка на краске:+5грамм.
Ме-109: до покраски-79г. После-84г. Прибавка на краске:+5грамм.
Проанализируем цифры.
Первое, и самое главное:
Все сделанные и покрашенные планеры показывают устойчивую тенденцию – вес готового, покрашенного планера укладывается в 90…95 грамм (это относится к большинству истребителей Великой Отечественной войны, как наших, так и немцев). При выполнении трёх обязательных условий: 1) фюз – из «лёгких» бутылок, 2)хвост – из потолочки, 3)крыло – из шарикового пенопласта. Ну, и краску не лить «ручьём», а наносить тонким слоем.
Теперь по отдельным типам:
- ЛаГГ-3, МиГ-3 и ФВ-190 получились в этот раз чуть полегче, т.к. у них отсутствует батарейный отсек (а он прибавляет около 3…4 грамм)
- ФВ -190 получился чуть тяжелее, чем ЛаГГ и МиГ, т.к. капот я ему сделал не из «лёгкой», а из обычной бутылки.
- На Ла-5 явно «перелил» краски, можно было сделать его и чуть полегче.
- Удивил И-16 – как я не старался, сильно легче сделать его не удалось – он весит почти столько же, сколько и «Мессер».
- Ну, и конечно же, Та-152Н. Тут я старался, как мог, и уложил-таки этого… э… э… «богомола» в 248 грамм полётного веса! Он сильно крупнее всех остальных. Размах – 98 см!
Вот и первый облёт в поле:
Ла-5:
yadi.sk/i/J-OOwSf33VgZkJ
yadi.sk/i/KdxmI7AY3VgZoG
yadi.sk/i/Zqmqr6YL3VgZpK
И-16:
yadi.sk/i/2HiBfzLF3VgZsC
yadi.sk/i/gpbK4eKw3VgZtK
yadi.sk/i/Ftfeo5vI3VgZuY
Та-152Н:
yadi.sk/i/E6DgLWqr3VgZy7
yadi.sk/i/GCiCQSa63Vga2E
yadi.sk/i/mLttocND3Vga2o
Теперь по полётному весу.
Та-152Н (размах 98см) – 248 грамм с батарейкой 11,1В, 0,5А/ч (47гр.). Обе сервы – по 3,7г. Мотор – 30г.
Ла-5 (размах см) - 240 грамм с батарейкой 11,1В, 0,5А/ч (47гр.). Серва на хвост – 3,7г. на элероны – 10гр. Мотор – 36г.
И-16 (размах 62см) – 175 грамм с батарейкой 7,4В, 0,5А/ч (31гр.). Обе сервы – по 3,7г. Мотор – 17г.
У «Ишака» и «Лавки» регули по 12А, у «Ташки» что-то бешено-квадрокоптерное, ампер на 20…30, но маленькое, такое же по весу, как и 10…12 амперные регули.
Выточил коки.
Ла-5:
yadi.sk/i/vEsb5DG_3Vga6g
yadi.sk/i/XHdGF8sd3Vga7Y
И-16:
yadi.sk/i/HElI9Gkk3VgaAg
yadi.sk/i/3ep7cFw_3VgaCb
Та-152:
yadi.sk/i/hyZPyFXE3VgaF3
yadi.sk/i/ZNSASluL3VgaGi
Теперь по лётным характеристикам.
Ла-5 получился с вполне ожидаемым характером – его поведение в воздухе практически не отличается от такового у ЛаГГ-3. Быстр, устойчив, хорошая маневренность, ходит за ручкой. Воевать (да и просто летать) на таком – в своё удовольствие.
Та-152… вот это, конечно, получился “кадр”… И минусы есть, и плюсы. Плюсов больше. Начать с того, что подаренный мне Василием Лукашовым мотор имеет просто бешеный КВ, и по уму, там бы винтик ставить дюймов на пять. Но такой из-за капота будет просто не видно, поэтому поставил самый «лёгкий» из 7-дюймовых – 7х3,5. И то сильно много – расходы по газу в верхней половине убрал до нуля, и всё равно – уже на полгаза ток около 9…10А. Летать приходится в полгаза, иначе батарейка будет высасываться за пару минут. А так – хотя бы на 3,5…4 минуты хватает. Чтобы провоевать 5 минут (ровно столько длится бой), надо периодически подскидывать газ. Мотор вообще не греется, он действительно мощный, хоть и весит 30г. Обмотки там из толстенного провода. Оборотная сторона медали – тот самый бешеный КВ.
Летит – как планер. Маневренность – отличная. Устойчивость, управляемость – тоже. Размах – без малого метр, настоящие «грабли». Для боя – офигенный самолёт.
А вот Ишачок не впечатлил. В принципе, ожидаемый результат – он и в 12-м масштабе-то не очень…
Резок, капризен, без мотора – планирует как камень. Воевать можно, но постоянно нужно держать «в узде». Короче, самолёт для «спеца». Как, впрочем и реальный И-16. Тот тоже был «с характером».😃
Ну, и до кучи, все вместе:
yadi.sk/i/Rvj2XnjR3VgYcg
yadi.sk/i/CYbcb5-q3VgYvi
Извиняюсь за то, что на фотках нет превьюшек. Это “не корысти ради, а токмо волею ПОСЛАВШЕГО меня Яндекса” - нам какой-то шурум-бурум, и временные трудности…
А какой размах у Ла-5, Денис?
9,8 метра делим на 15 (масштаб 1:15), получаем 65,3см. Чуть-чуть прибавил, получилось 67см.
Достойная работа , Денис . А как бои ?
9,8 метра делим на 15 (масштаб 1:15), получаем 65,3см. Чуть-чуть прибавил, получилось 67см.
В общем-то есть методика для определения этого “чуть-чуть” для модели. Зависит также от скорости полёта (число R), и включает не только размах, но и изменение геометрии крыла как в профиле, так и в проекции. Обычно добавка подразумевает лёгкое расширение терминальной части и увеличение размаха до 10% от масштабной. Так что для Ла-5 размах к. в 1:15 может составлять 700-710 мм.
Эх , как жаль что такой труд и такие модели никто не берётся раскрутить до уровня ФАИ! Ну ведь по всем параметрам - должен быть очень массовый класс !
Достойная работа , Денис . А как бои ?
Бои были сегодня. Сегодня же выложу в профильной теме:
rcopen.com/forum/f84/topic520921
Готовлю материал, отбираю фотки.
Во на чего наткнулся, может пригодится.
www.cybermodeler.com/…/i-16_profile01.shtml
И еще малость.
ru.pinterest.com/pin/9077636727364812/?e_t=d70b03f…
«Чаечка» и «Дора» (И-153 и FW.190D).
Сначала про И-153, про Чаечку.
Именно так – «Чаечка». Ибо – маленькая, в 15 масштабе. А «Чайку» я уже делал, в 12 масштабе. Про неё здесь: rcopen.com/forum/f81/topic337088/881 – пост № 885 и далее.
Та «Чайка» и сейчас летает, очень занятный самолётик.
Тогда я поступил просто: отдельную болванку делать не стал, а взял за основу имевшуюся у меня болванку на И-16.
Сейчас задача стоит несколько иная: сделать тоже самое, но в уменьшенном на 25% варианте, в формате СОЮЗ-250 (масштаб 1:15, полётный вес – до 250 грамм):
Решил идти по проторенному уже пути – имеется болванка на И-16 масштаба 1:15, так чего же ещё надо? Действительно, ежели положить рядом два чертежа И-16 и И-153, то сразу бросается в глаза некая тождественность:
Да, различия есть – это и форма капота, и изгиб гаргрота, и прочие мелочи. Но на это можно закрыть глаза, тем более, что у нас не копия, а полукопия. Да и в достаточно жёсткие рамки по отклонениям размерностей (±1см), обозначенные в правилах СОЮЗа-250, легко укладываемся.
Итак, делаем И-153 в масштабе 1:15!
Фюзеляж получился достаточно лёгким – всего 22 грамма. Хороший задел. Для бутылочных фюзеляжей на сегодняшний момент это – рекорд. Обычно получается тяжелее. Та, первая «Чайка» 12-го масштаба имела вес пустого планера около 160 грамм. Здесь надо гарантированно уложиться в 100…105.
Что ж, попробуем…
Режем крылья. Из шарикового пенопласта плотностью 13 грамм/литр.
На той «Чайке» делал крылья из такого же.
Центроплан нижнего крыла сделал из более плотного пенопласта – 20 грамм/литр. Для того, чтобы правильно оформить зализы сзади и приливы для шасси спереди – они на И-153 очень выраженные (если делать эту деталь из мягкой пены, то нормально сделать зализы не получится).
А то на прошлой «Чайке» с зализами перемудрил – из пены их формовал, бумажками обклеивал, скотчем обтягивал. Морока…
С верхним крылом тогда тоже намудрил – на место излома поставил хитрозагнутый элемент из стеклотекстолита. В этот раз сделал проще и легче. Нижний лонжерон пропустил через отверстие, пробитое в «чайко-изгибе», в верхний – пропустил над изломом:
Изначально оставил там бамбучину лонжерона, но потом обрезал её в этом месте и вместо неё вклеил кусочек угля. Дело в том, что жёсткости бамбучины из циновки не хватало – без поддержки пенопласта она в «чайко-ложбинке» при изгибе начинает «играть».
Получилось просто, но несколько некрасиво.
Продолжение следует…
П.С. уж не знаю, что там сейчас творится на яндексе, но пока решил вернуться к выкладыванию фоток на радиКАЛе. У меня на компе вроде всё пучком смотрится. Если у кого картинки плохо выглядят, или есть какие-либо советы или пожелания по выкладыванию фоток на форуме, то предлагайте варианты.
«Дора» (FW.190D).
Интересная ситуация складывается с прототипами. Советских истребителей – хоть отбавляй: тут тебе и МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, И-153 и И-16 (на начальный период войны), и Ла-5,7, Як- 3,7,9. И это не считая Ленд-Лиза (Харрикейн, Спитфайр, Р-39, Р-40). Выбирай, что хочешь. А немцы провоевали всю войну с двумя типами основных истребителей: Bf.109 и FW.190. Да, были определённые отличия, к примеру, «Эмиля» от «Фридриха» и «Густава» (Bf.109 модификаций E, F и G), но это скорее для специалистов. Большинство эти отличия не видит. Да и не настолько выраженные они…
А вот Курт Танк в своё время много чего начудил, пытаясь выжать максимум из своего «Фокке-Вульфа». Менял моторы, менял конфигурацию планера. Вот где надо искать дополнительные прототипы!
ФВ-190А и Та-152Н для СОЮЗа-250 я уже делал, так почему бы не сделать ещё, для разнообразия прототипов, и ФВ-190Д, он же «Дора»?
Да и на болванку отдельную можно не заморачиваться – фюзеляж «Доры» имеет много общего с фюзом Та-152.
Но есть и отличия:
Нос и хвостовая балка короче, кабина сильнее смещена к носу. Придётся корректировать… На уже натянутых скорлупках. А чем-то придётся и пожертвовать, к примеру, горбом обтекателей фюзеляжных пулемётов перед фонарём. Но, опять же, повторяюсь – это полукопия, да и отличия минимальны, и укладываются в обозначенные допуски в правилах СОЮЗ-250 (±1см).
Вместе с «Чайкой» и «Дорой» запустил в производство ещё три самолёта, в качестве призов для грядущих соревнований по СОЮЗу-250: ЛаГГ-3, Ме-109 и ФВ-190(А).
Отформованные, склеенные по шву и готовые для склейки фюза скорлупки:
Склеенные фюзы (ФВ-190Д, Ме-109, ЛаГГ, МиГ, И-153):
Консоли вырезанные и ошкурёные:
Для ФВ-190Д, ФВ-190А, МиГ, ЛаГГ. Вес, соответственно, 15, 26, 25 и 25 грамм. Первая пара консолей – для «Доры». Тут мне пришлось делать консоли из более лёгкого пенопласта, так как есть предположение, что вес «Доры» вплотную приблизится к предельным 250 граммам (фюз почти такой же длинный, как и у Та-152), поэтому экономим каждый грамм. Для всех остальных это – необязательно, там есть запас по весу. Поэтому взял пенопласт мелкошариковый, не 13, а 20 грамм/литр.
Крылья с вклеенными лонжеронами:
(2 крыла для И-153, «Дора», МиГ, и ЛаГГ)
Вклейка двух лонжеронов (сверху и снизу) даёт прибавку 4…5 грамм на каждое крыло.
Обтянутые крылья (для Ме-109 ещё пока не обтянуто):
Ме-109, ЛаГГ-3, 2 крыла для И-153, + «Дора». Обтяжка крыла скотчем прибавляет, в среднем 11…12 грамм на крыло. К примеру, на фото видна цифра 42гр. на крыле ЛаГГ-3. Крылья И-153 и ЛаГГ специально обтягивал белым скотчем, так как для них предполагается зимний, белый камуфляж.
Клеим фюзеляжи, вклеиваем палочки для крепления крыла:
И-153 (ближайший), ЛаГГ, Мессер, Дора.
Крепить верхнее крыло на «Чаечке» решил так же, как и на предыдущей «Чайке» (12-го масштаба): в фюзеляже изнутри приклеиваются два деревянные сухарика-бобышки, к ним саморезиками, через стеклотекстолитовые шайбы крепится крыло:
А нижнее просто приклеил на ухупор:
Уже много лет делаю батарейные отсеки из серой термоизоляции для водопроводных труб. Очень удобно, дёшево и практично. Вклеиваю на момент. Для отвода тепла от батарейки делаю паяльником перфорацию. Ноу-хау, блин… 😃
«Чаечка» и «Дора» не стали исключением - примеряем батарейные отсеки:
Спереди, под капотом образовалась страшно-ужасно-некрасивая яма, которую надо хоть чем то прикрыть, хоть фиговым листочком в виде кусочка бутылки:
Делаем хвосты.
Шаблоны на потолочке:
Кили и стабилизаторы. Лонжероны уже вклеены:
Продолжение следует…
Следующий этап – покраска.
П.С. Так чегой то я и не понял - отображаются превьюшки или нет? Заходил на тему с разных компов, а там полный разнобой - кто в лес, кто по дрова: на большинстве превьюшки видно, а с планшета - нет. Может, такая фигня у кого-то ещё?
Денис, картинки видны)) На ноуте с W7 и на планшете с андроидом.
С интересом читаю тему, большое спасибо! Может в клубе осенью-зимой попробуем.
Следующий этап – покраска.
В покраску на этот раз пошли три самолёта: И-153, ФВ-190Д и ЛаГГ-3. «Чаечка» и «Дора» – это себе, а ЛаГГ-3 – это приз за первое место на грядущих соревнованиях по СОЮЗу-250, которые планируются на следующие выходные.
Вес до покраски:
ЛаГГ-3 – 97гр. И-153 – 100гр. ФВ-190Д - 105гр.
Длинноносый Фоккер решил красить примерно так:
Для Чаечки припас зимний пятнистый камуфляж (белый+хаки), источником вдохновения было это:
Ну, а ЛаГГ-3 – в типичном зимнем камуфляже «зима 41/42гг.»
Для антуражу всем задул «выхлоп», а Чаечку и ЛаГГа по белому слегка «попсыкал» буро-зелёным хаки из краскопульта, сымитировав лёгкие просветы основного цвета сквозь побелку.
Насколько мне известно, зимний камуфляж тогда наносился с помощью извести, вернее, она входила в качестве основного компонента в ту бурду, которой наносили зимний камуфляж; известь держалась абы как, и к концу зимы самолёты зачастую приобретали довольно «пегий» вид:
Что, впрочем, даже повышало камуфлирующие свойства такого покрытия – снег, как известно, не идеально белый. Опять же, читал в одной статейке по камуфляжу, что впоследствии, кажется в 1942 году, даже вышло специальное указание по методике нанесения зимнего камуфляжа, с обязательным оставлением плохо прокрашенных участков, чтобы сквозь белила просматривался основной, зелёный камуфляж.
Короче, воспроизвёл, как смог, доступными методами. Ну, а что? На полётные и бойцовские качества это никак не влияет, а глазу приятно. В конце концов, подобные модельки, как мне кажется, нельзя рассматривать как сугубо утилитарный спортивный снаряд, подобный самолётик должен нести и определённую смысловую нагрузку. Не все же «чиста-спарцмены», которым реально пох… как выглядит их «спортивный инвентарь». Гораздо большему числу людей важно и то, чтобы глядя на такой вот самолётик, у человека и душа пела!
Вес планера после покраски: ЛаГГ-3 – 102гр.(прибавка +5гр), И-153 – 108гр.(+8гр.), ФВ-190Д – 112гр.(+8гр.)
Продолжаем.
Начинка для И-153 и ФВ-190Д по уже устоявшемуся стандарту: мотор – 25…30 грамм, пара 3,7г рулевых машинок, регуль 12А, батарейка 3-х баночная, 0,5А/ч,
На длинноносый Фоккер поставил моторчик серии 2205, любезно подаренный мне Вадимом Книжниковым. Вес моторки – 30 грамм, кв – 1450. Винтик поставил 7х6. Для начала.
На мотораме:
Вес мотоустановки (мотор+моторама+регуль+пропсейв+винт) – 50 грамм.
На И-153 поставил моторчик серии 2204 весом 25гр. Кв-1500. Винтик поставил 7х3,5.
На мотораме:
Вес мотоустановки (мотор+моторама+регуль+пропсейв+винт) – 46 грамм.
В обоих случаях батарейка – 3-х баночная, 0,5А/ч.
Вот так выглядит мотор, уже установленный на фюзеляж:
Правда, у «Доры» почти всё скрыто массивным коком…
Сервы взял «3,7-граммовые», хотя, никакие они не 3,7-граммовые, контрольное взвешивание показало 15 грамм на троих:
Получается, что сервы-то по 5 грамм…
Примеряем сервы в крылышко «Доры»:
Вот так поставил серву на элероны у «Чаечки»:
Самое вкусное – напоследок. Наклейки, то бишь, опознавательные знаки и прочее.
На немца всякую запрещёнку в виде свастики на киль – ни-ни! Закон надо чтить.
И до кучи, фото серв на Р.В. на обоих моделях:
батарейные отсеки на обоих самолётах:
Теперь в небо!
Продолжение следует…
По-белому Вам завидую , Денис ! Пусть у Вас всё получится !
Самолёты были успешно облётаны, и один из них, «Чаечка» - даже успел пройти проверку боем.
25 августа прошли очередные соревнования по «СОЮЗу-250», в которых принимали участие большинство моделей, представленных в этой теме. rcopen.com/forum/f84/topic526914
Я воевал на Та-152Н и И-153 «Чайка», а ФВ-190, Ме-109, МиГ-3 были розданы участникам в рамках «Ленд-Лиза». А потом ещё и Ла-5 попал в ту же Ленд-Лизовскую компанию – у одного из участников (Миронов Павел) отказала матчасть – сгорел регуль на его ЛаГГе, и чтобы он мог продолжать сражаться, я ему отдал своего Лавочкина.
Три боя я отвоевал на Та-152Н. Вот один из самых результативных боёв, где Та-152Н сражался с двумя МиГ-3.
мне в тот раз повезло - я ухитрился сделать МиГам три отруба и сохранить в целости свою ленту, что позволило мне набрать большое число очков за тот бой. В итоге занял второе место. В этом же ролике, ближе к концу, есть момент, как прямо перед носом оператора плюхнулся краснокрылый МиГ со сложившимся в воздухе крылом. В предыдущем бою он с кем-то слегка протаранился, и надломились хворостины лонжеронов. Мы на скорую руку заклеили это место скотчем, бросили его снова в бой, но… судьба! Сломался на перегрузке, зацепившись за мою ленту :excl:(это видно на видео), и хлопнулся на землю.
Финальный бой я воевал на «Чаечке»:
здесь мне повезло меньше, всего один отруб, но тем не менее… Да и обкатал мат.часть в "реальных боевых… "
Лопнули лонжероны крыла. Уже починил:
А длинноносая «Дора» (ФВ-190Д) так и просидела весь день на «скамейке запасных».
Я почему так подробно пишу здесь про бойцовки, ведь есть соответствующая ветка в разделе «радиобой»? rcopen.com/forum/f84/topic517142
Всё правильно, есть, но в силу специфики менталитета тусующихся там «местных», данная тема постоянно засирается их компетентными мнениями. Поэтому здесь, в данной теме, выкладываю всевозможные технические подробности, так сказать, весь процесс изнутри, а там, разделе «радиобой», по большей части, уже готовый результат.
Бутылко-пенолёты прочно прописались в рядах бойцовок благодаря своей отменной краше-устойчивости. Но ведь этим их применение не ограничивается!
Во-первых, бутылко-пенолёт – идеальный самолёт для обучения (начинающему пилоту сломать его очень трудно).
Во-вторых, благодаря прекрасным лётным данным (бутылко-пенолёты они все лёгонькие, летучие) – это отличный самолёт для релакса, для получения удовольствия.
В-третьих, при должном приложении головы и прямых рук бутылко-пенолёты по своему внешнему виду готовы поспорить с «правильными моделями из бальзы», и уж конечно, оставляют далеко позади всевозможные ЕПП-шные чудовища, наподобие этого:
Проанализировав уже имеющийся ассортимент моделей, выбрал следующий прототип для изготовления – Мицубиси А6М2 «Зеро».
Вот основные этапы изготовления болванки (кому интересно):
Инструмент, как видно на фото, самый обычный – электролобзик, электрорубанок, обычный рубанок, нож, наждачка. Шлифмашинка тоже штука нелишняя, время сильно экономит. Время «снятия лишнего дерева» с заготовки - 2 часа 10 минут. Обычно столько времени тратил и на болванки для предыдущих истребителей 1:15. Понятное дело, что перед этим ещё какое-то время уходит на склейку (на ПВА) заготовки из четырёх брусов и изготовление шаблонов. Потом ещё какое-то время уходит на шпаклёвку.
Продолжение следует…
Mitsubishi А6М2 “Зеро”.
Полётный вес в 250 грамм при использовании масштаба 1:15 побуждает вдумчиво и серьёзно относиться к выбору прототипа. Все небольшие истребители с размахом крыла до 10…11 метров получаются неплохо, т.к. вес планера такой модельки не выходит за пределы 95…100 грамм.
Из «массово-серийных» истребителей сюда попадают: И-16, И-153, И-185, МиГ-3, ЛаГГ-3, все Яки, Лавочкины, Мессер (109-й) и Фоккер (190-й), Р-39 Аэрокобра, Спитфайр.
Совсем другое дело, если взяться делать в этом масштабе (1:15) модельку более крупного истребителя: Зеро, Ки-61, Харрикейн, Р-40 Киттихаук, Темпест, Фьюри, Р-63 Кингкобра, Р-51 Мустанг.
Я уж не говорю про таких американских «громил», как Корсар, Уайлдкэт, Хеллкэт, Тандерболт.
Эти четверо не только размашистые, но ещё и толстопузые. Особнячком стоят Брюстер Буффало и Грумман Биркэт – крыло относительно небольшое, зато пузо… Этакие американские мега-«Ишачки».
Да, я успешно сделал достаточно крупный Та-152Н (но он при этом весьма «худощав»), и получился он «на пределе» - вес пустого планера вышел 116 грамм, что почти не оставило возможности «для маневра». Полётный вес самолёта почти вплотную подошёл к верхней планке в 250 грамм…
Как быть?
Решил использовать весь накопленный опыт.
1. Для фюзеляжа «Зеро» затарился в “Магните” самыми наилегчайшими 1,5л. бутылками аж по 17 рублей (вместе с содержимым):
Тёмное пойло из которых было вылито в унитаз.
Вес бутылки (без пробки и этикетки) равен 26 граммам.
Готовый фюзеляж (уже с палочками для крепления крыла) на весах:
Вес – 33 грамма.
2. Учитывая, что законцовки крыла у «Зеро» значительно шире, чем, к примеру, у ЛаГГ-3, МиГ-3 и Ме-109, решил вернуться к старому, проверенному профилю Кларк У толщиной 10% (до сих пор делал крыло для всех 250-граммовок с более толстым, и более «несущим» 15% профилем).
Что это даст?
Во-первых: снижение веса (пенопласт – он хоть что-то, да весит);
во-вторых: уменьшение миделя и, как следствие, лобового сопротивления, что позволит (я надеюсь) на этом «Зеро» летать с той же скоростью, что и у ЛаГГа, МиГа и Мессера.
Режем крылышко:
На фото хорошо виден тонкий, 10% профиль.
Готовые консоли:
Вес получился 14 грамм. С вклеенными лонжеронами (нижний и верхний) – 19 гр.
Это на уровне предыдущих крыльев.
Для справки: ранее, на толстом, 15%, профиле, получалось так: 15…17 грамм без лонжеронов, и 19…21 гр. – с лонжеронами; но это – на крыльях значительно меньшей размерности (ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109).
Вот, к примеру, крыло «Зеро» рядом с крыльями от ЛаГГ-3 и МиГ-3:
Делам хвостик и взвешиваем:
9 грамм. Хвостик из потолочки, обтянутый, естественно, скотчем. Лонжероны – бамбучины из азиатской циновки.
Кабанчики и зажимы для тяг делаем «врукопашную», взвешиваем:
3 грамма.
Собираем всё «в кучку», взвешиваем:
Барабанная дробь… 88 грамм!
Для справки: до покраски, в таком же состоянии (с батарейными отсеками, с кабанчиками, с ПЭТ-накладками), сделанные ранее самолёты весили:
И-16 – 77г.
Ме-109 – 79г.
МиГ-3 – 85г.
Ла-5 и ЛаГГ-3 – по 86г.
ФВ-190А – 90г.
И-153 – 100г.
ФВ-190Д – 105г.
Та-152Н – 108г.
Если откинуть такую экзотику с нетипичными габаритами и конструкцией, как: И-16 (очень мал), И-153 (биплан), ФВ-190Д и Та-152Н (у обоих длинный фюз, а у Ташки ещё и крылья), то новорожденный «Зеро» корректно сравнивать с Ла-5, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ме-109 и ФВ-190А.
И по весу планера он получился почти «ноздря в ноздрю» с вышеперечисленными моделями. При этом фюз у него примерно такой же длины, хвост поразмашистей, а крылья так и вообще, больше по площади процентов на 20.
Есть ещё один, третий пункт, который слегка облегчил мне жизнь. Дело в том, что по действующим правилам для бойцовок СОЮЗа-250, есть небольшие допуска на габариты модели: ±2см на размах крыла и ±1см на все остальные размеры. И если во всех предыдущих случаях я немного увеличивал габариты модели (на те самые +2 и +1см), то в этом случае я поступил с точностью наоборот - смаштабировал чертежи немного “в минус”, на те же самые 2 и 1см. и, таким образом маленько отыграл по весу планера.
Клеим (из тонких полосок самоклейки) переплёт на фонарь:
Размечаем место под серву на элероны:
На крыле цифра – 45 грамм. Это вес уже обтянутого и покрашенного крыла, с ПЭТ-накладками (на законцовки и под резинки), с отрубными зацепами и кабанчиками на рулях.
Продолжение следует…
Несмотря на сильный ветер, облетал «новобранца»:
Ветер был приличный, 8-9м/с, микрофон забивался почти полностью, это слышно в начале ролика. Убрал гул ветра, наложил музыку. На видео кажется, что «Зеро» неимоверно быстро крутит петлю, это не совсем так – просто все петли делал против ветра, а когда самолёт выходит в верхнюю точку петли, то он летит уже не против ветра, а ветер поддаёт ему в хвост, отсюда и такая иллюзия. Но, тем не менее, самолётик получился довольно шустрый, маневренный, с чётким откликом на ручку, скоростной – ветер пробивает без труда. Думаю, что и при 12…13м/с я летал бы на нём без проблем…
Пока ещё не оформил киль – нет полосок и номера, но ещё успею.
Моторчик поставил старенький, «пилотажевский», кв1000, серии 2205, 30-граммовый. Винтик – 7х6, регуль – 12А, с али-экспресса, сервы от туда же. Батарейка – 11,1В, 0,5А/ч.
Полётный вес получился 226 грамм.
Это пока предварительные оценки, сильный ветер всё-таки смазывает картину, некоторые параметры пока не выяснены до конца (например, посадочная скорость, как планирует без мотора, и т.д.).
Надо дождаться более спокойной погоды, и тогда всё прояснится…😃
Денис, хотелось бы почитать ваше сравнение моделек FW-190A и -D. Как маневренность и скорость?
Профили у них одинаковые?
Пока трудно сказать - все вылеты до сего момента ФВ-190Д выполнял на не отлаженной мотоустановке (недодаёт мощности). Маневренности - хватает. Скорости - пока не хватает.
Профили у них одинаковые, как и всё крыло. Но, как мне кажется (из опыта эксплуатации Та-152Н с таким же длинным фюзом), ФВ-190Д должен быть покомфортнее “на ручке”, чем коротконосый фоккер.
Очень круто!