Як-3 масштаб 1:4 (2.3м)
Ну нравятся мне самолеты больших размеров. Для этого и имею в парке самолетов бензиныч 50сс. Когда проводиш его на малой высоте, да на малой скорости - от пролетающих мимо размеров и звука работающего мотора аж дух захватывает. И адреналину в кровь накачивает.
Но где то год назад задумался над самостоятельной постройкой чего то такого, большого и красивого.АРФы как то сразу отпали - желание построить своими руками преобладало. Да и качество их оставляет желать лучшего.
Сначала захотелось Ла-5 или Ла-7 построить. Тем более в загашниках “завалялся” новый 3W55. Дело в том, что я - виртуальный пилот. Есть такая игра - “Ил-2. Штурмовик”. Так вот там есть парочку моих любимых самолетов - это Лавка и Яки.
А тут как раз pentajazz собрался сторить копию Як-3.
Я и говорю - давай вместе строить - и дешевле и веселее, да и летающие парой самолеты оччень красиво смотрятся…
Ну и решили - он строит с бортовым номером 4, у меня - бортовой номер 6.
Сколько часов мы просидели вместе обсуждая что. как. куда. зачем и почему - одному богу известно.
Но, основные моменты, были решены и Игорь переделал чертежи под наши запросы. Лазерная резка.
Что запланировано - крыло состоит из сьемных 3-х частей.Попробуй цельное крыло 2.3м в размахе уместить в салоне авто !!!
Собственно центроплан. Прикручен к фюзеляжу и возить самолет мона в салоне, не разбирая и экономя время на поле. На дальние расстояния центроплан можно снять.
И две консоли. На карбоновых трубах. С разьемными посадочными щитками.
Фюзеляж - цельный, стабилизатор и руль высоты сьемные. Для поездок на дальние расстояния. По месту можно и не снимать.
Есть ещё парочку сьемных деталей - чисто для удобства транспортировки.
Двигатель -полностью закапотирован,без дырок в капоте, с принудительным охлаждением. В процессе варианты охлаждения - туннель из воздухозаборника крыла с вентилятором или крыльчатка на удлиненном валу мотора.
У меня будет стоять 3W55сс, у Игоря - Zenoah 62cc.
Игорь ведет отчет о постройке своего Яка в блогеrcopen.com/blogs/2452/6561
- я - здесь.
Супер!
Слежу с интересом.
И начался самолет с чего бы вы думали? С трубы. Это для меня.
Нет, понятно, сначала был чертеж.
Потом занялся я изготовлением труб и пеналов к ним. Две для меня, две для Игоря. Карбоновая труба стыка консолей крыла. Выбрана 27х1мм. Достаточно по прочности и жесткости.
Фотоотчет о трубе - у меня в блоге,rcopen.com/blogs/23244
так, парочка фоток для затравки.
rcopen.com/blogs/23244
Поговорим немного о ретрактах.
Совместными посиделками было решено делать убирающееся шасси с механическим приводом. Пневматика не внушает доверия. А так как механики на рынке нет, или не устраивает по какому либо параметру, то решено делать самим. Найдена подходящая по диаметру ( 19мм) титановая трубка, нарезал я 4-е куска.
Игорь сделал болван дуги колеса. Также он сделал и выклеил из карбона хвостовую стойку.( как он это делал - милости просим к нему в блог.) На моей шее - матрица дуги основной стойки колес…
Приступил к изготовлению матрицы дуги колеса. Материал - карбон.
Покладен гелькоут
Замазал острые углы, потом проще ткань класть
Сохнет первая часть
Готов к обрезанию
Готова первая половина матрицы.
Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?
Ну, начили 😒
Успех ребята !!!
Был найден резчик, с приемлемыми ценами. И что самое главное - с хорошего качества тополиной фанерой 3мм. Ура.😁
Но у резчика вся фанера была порезана только поперек волокон. А мне надо ещё и вдоль волокон . Договорился - резчик мне дает цельный лист и я его разрезаю так. как мне надо.
Ну вот все листы порезаны и файлы отдали в резку. Всего вышло 10-ть листов фанеры 610х460мм. Лазер такой.
Решено резать сначала один набор - потом, устранив косяки, второй.
Как оказалось, косяков глобальных не было, так, мелочи…
Подробности смотреть в блоге у Игоря.
Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?
Она из стеклоткани. Это два верхних слоя из карбона.
А детали от чертежа с какой целью были модифицированы? Оригинальный чертеж, тянул так же и на оригинальный копит яка 😃
Очен нравится ,удачи в строительство ,хорошой проект 😃
Ох и помучались мы с поисками бальзы…😵
А надо было листы 1.5мм, 2.5мм и 3мм. Основная масса - бальза 2.5мм. Покрывать крыло и фюзеляж. И много бальзы надо. А также рейки 6х6мм, 8х8мм и так далее…
Решили заказывать в Америке - покупать в модельных магазинах - без штанов останешся.
Нашел сайт - www.nationalbalsa.com/balsa.htm
Цены - заглядение.
А пересылка - 112$. И это при цене заказа в 250$. А еще таможне отстегни, да и налог платить надо. Итого 112+250= 362$ + 30% ( таможня, налог) Дофига выходит.
Поискали местные ресурсы - как оказалось можно купить и по нормальным ценам у нас. Да ещё и с возможностью выбрать листы бальзы по весу. А это немаловажно. При жесткой экономии веса.
Итого вышло по 700шек. с носа. Это около 175$. За бальзу.
А детали от чертежа с какой целью были модифицированы?
Крыло - разьемное, состоит из 3-х частей : собственно центроплана и 2-х консолей.
Двигатель - полностью закапотирован, без вырезов ( дырок) под глушак и вентиляцию,. Ну и т.д…
Заинтриговали! С нетерпением жду продолжения! Удачи!!
Двигатель - полностью закапотирован, без вырезов ( дырок) под глушак и вентиляцию,. Ну и т.д…
А вопрос с охлаждением двигателя как решили?
Цитировать самого себя - изврат.
Вы внимательно прочитайте мой пост #1. Последние три предложения.
Повторюсь - охлаждение в процессе, есть два варианта. Буду делать как проще и технологичней и лучше для здоровья моторки.
Нужная тема! Молодцы! подписался на эту тему!
А детали от чертежа с какой целью были модифицированы? Оригинальный чертеж, тянул так же и на оригинальный копит яка 😃
с той целью, что:
-неразъемное крыло с монтажем снизу (сделано разъемным)
-доступ внутрь через снятое крыло (сдела доступ серху)
-сделан съемный стабилизатор
-сделано много деталей в резке, которые ранее надо было клеить и подгонять по месту.
-стремное решение некоторых узлов и дикое количество фанеры с какими-то шуточными отверстиями облегчения (или 12 мм бальзовые боковины к которым просто встык крепится площадка крыла, проводка управления боуденами в крыло (ага, на 15 кг самолетине) и т.д.)
-переделано подкапотное пространство, крепление носика крыла и форма носика.
от оригинальных чертежей осталась только общая наружняя геометрия, фюзель полностью переделан, крыло в меньшей степени.
теперь появилясь надежа, что самоль будет весить гораздо менее 15 кг.
Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?
что было под рукой.
далее, думаю Андриан не будет против, если я приведу темы, которые предшествовали началу проекта.
rcopen.com/forum/f89/topic128962 - это про охлаждение
rcopen.com/forum/f82/topic129981 - это про фанеру
rcopen.com/forum/f40/topic133075 - стойки
rcopen.com/forum/f82/topic135812 - еще стойки
rcopen.com/forum/f89/topic133561 - декомпрессор
rcopen.com/forum/f78/topic130796 - трубы
rcopen.com/forum/f82/topic130482 - расходы РН
rcopen.com/forum/f89/topic130149 - выбор мотора
rcopen.com/forum/f89/topic128498 - удлиннение хаба
немного бредоватенько, но… rcopen.com/forum/f82/topic128273
из раннего 😃 rcopen.com/forum/f82/topic116965
а так же форум вообще 😃
Ох и нудное это дело бегать за резчиком ( лазером) и требовать “Не, ну когда ты уже мне бальзу порежеш?”. Обратная сторона дешевизны.
Ну пока суть да дело, продолжаю потихоньку ретракты делать.
Заложил в матрицу и уже выклеил первую дугу. Крепления колеса.
Получилось в принципе неплохо,
есть парочку каверн неглубоких - но так как дуга по любому будет краситься, то я их шпаклевкой залеплю. А так хорошая и легкая дуга - 24 грамма всего.
И жесткости у неё хоть отбавляй - диаметр самого “худого” места дуги - 10мм, и всё это плотно набито карбоновым ровингом ( нитями по простому).
А вот так планируем сам ретракт сделать. Обший вид:
Пока, по грубым прикидкам есть реальный шанс уложиться в расчетный вес готового самолета.
нее, там еще штанга из трубки торчать будет, (типа шток гидроцилиндра)
мне кажется (почему-то) что самое слабое место будет стык штока гидроцилиндра с “дугой”… ну, не считая, естессно, крепления стойки к механизму ретракта… а там не 10мм угля будет… а наверное поменьше…
а вообще - зачотно…
стык с механизмом без угля, на люминии.
а стык с дугой - привинтим шпилькой М6, с закладной гайкой.
затянем на смоле.