"Водопад" и плоский штопор в 3D - вопросы

SV-S

Возникли некоторые сложности и вопросы в связи с этим:
Имеется: фан-флай типа “минимэднес” вес 1360, тяга 1,8 кг, моторчик .25, отклонения рулей по 45 град.

  1. Является ли существенная задняя центровка необходимой для выполнения петель вокруг фонаря (т.н. “водопад”)? У меня получаются только маленькие (около 1,5 метра диаметр) петли на одном месте.

  2. При выполнении плоского штопора с полным газом реально ли заставить модельку штопорить не вниз, а вверх? В настоящий момент получается устойчивое вращение вокруг фонаря в горизонтальной плоскости, без снижения (может и со снижением, но за минуту высота не меняется).

  3. Какая минимальная скорость снижения при ввполнении миксера (имеется в виду во время плоского штопора) и можно ли перевести этот обратный плоский штопор из снижения в набор высоты? (получается ли у кого?)

Павел_Андреевич

А видео всего этого нет? Или фотки самолёта?

У меня тоже фанчик есть под 4куба, но на нем не получается ни то, ни другое по-нормальному сделать. “Плоский” штопор выходит с наклонённым носом самолёта…

SV-S

Видео нет - снимать некому 😃 А фото тут
rcopen.com/files/45655496997073007744c354

Да, вот еще вспомнилось - у меня случайно получилась серия петель радиусом около 1 метра в горизонтальной плоскости, причем без снижения (руль высоты на себя, руль поворота в сторону до упора и элеронами парировал крен). Т.е. крылья описывают поверхность вертикально стоящего цилиндра. Вот бы научиться делать водопад так чтобы крыло стояло вертикально, а фюзеляж вертелся вокруг и все это дело не падало… может кто умеет???

6wings
SV-S:

Возникли некоторые сложности и вопросы в связи с этим:
Имеется: фан-флай типа “минимэднес” вес 1360, тяга 1,8 кг, моторчик .25, отклонения рулей по 45 град.

  1. Является ли существенная задняя центровка необходимой для выполнения петель вокруг фонаря (т.н. “водопад”)? У меня получаются только маленькие (около 1,5 метра диаметр) петли на одном месте.

  2. При выполнении плоского штопора с полным газом реально ли заставить модельку штопорить не вниз, а вверх? В настоящий момент получается устойчивое вращение вокруг фонаря в горизонтальной плоскости, без снижения (может и со снижением, но за минуту высота не меняется).

  3. Какая минимальная скорость снижения при ввполнении миксера (имеется в виду во время плоского штопора) и можно ли перевести этот обратный плоский штопор из снижения в набор высоты? (получается ли у кого?)

  1. Чтобы крутить петли “вокруг фонаря” (или вокруг ЦТ), действительно, желательно иметь заднюю центровку, но это не так уж обязательно. Главное - большие отклонения РВ (Ваших 45 явно недостаточно, у меня в аэробатической фазе и элероны, и РВ - почти под 90 в обе стороны), хорошую тяговооруженность (самолёт фактически тормозится РВ) и, желательно, микс РВ->элероны (с инверсией направления).

  2. реально.

  3. обратный плоский штопор с набором высоты возможен.

Я всё это сейчас делаю на Суперзуме 4Д с 2213/20, делал и на 30-м Флипе.
Увеличивайте расходы и используйте микшер.

RK3AMS

Уважаемый 6wings!
Нельзя ди по подробнее о Ваших аппаратах:
“Я всё это сейчас делаю на Суперзуме 4Д с 2213/20, делал и на 30-м Флипе.”
У меня тоже Флип 25, правда летал на нём всего один раз. На посадке отлетела стойка шасси.

6wings

Флип не мой, неоднократно давал летать на нём коллега по полю, СуперЗумыч мой собственный.
Расходы на обоих самолётах максимальные, как это конкретно сделано у Флипа - не смотрел, но на зумыче я удлинял в 2 раза качалки элеронов и РВ, отклонение почти на 90 гр вверх и вниз. В аэробатической фазе микс РВ->элероны 90% (это не принципиально, хотя удобно).
Что Вам еще рассказать и что конкретно интересует?

AeroLEX
6wings:

… Главное - большие отклонения РВ (Ваших 45 явно недостаточно…

Отклонения рулей более 45градусов НЕ приводит к увеличению их эфективности. Я пока не встречал самолётов(как настоящих, в частности спортивных, да и остальных, так и моделей) где углы отклонения рулей были бы более 45 градусов. Получается аэродинамический тормоз, не более. А для всех вышеперечисленых фигур, как и для всего 3Д-пилотажа необходима очень высокая тяговооружённость аппарата. Очень желательно в пределах 2-х. Ну и тренировки конечно. Один раз - не считается, два - случайность, три - тенденция, ну а дальше уже приход опыта. 😃

И ещё… Аппараты бы побольше. Они СОВСЕМ по другому летают! Поверьте…

6wings
AeroLEX:

Отклонения рулей более 45градусов НЕ приводит к увеличению их эфективности. Я пока не встречал самолётов(как настоящих, в частности спортивных, да и остальных, так и моделей) где углы отклонения рулей были бы более 45 градусов. Получается аэродинамический тормоз, не более.

Вот этот-то тормоз и помогает как раз - аэробатика выполняется на небольших скоростях. Кроме того, когда в низкоскоростном режиме мощный поток от винта перенаправляется этим “тормозом” почти под 90 гр к оси самолёта, это создаёт ощутимую силу и чувствуется даже в статике когда держишь модель в руке. Что касаеся энерговооруженнности - полностью согласен - желательно иметь её больше 2. По поводу же расходов - мне лично с некоторых пор стало просто неинтересно летать на самолётах с максимальными расходами менее 45 гр. Правда, модели у меня небольшие - размах до 1.5 метров.

AeroLEX
6wings:

Вот этот-то тормоз и помогает как раз - аэробатика выполняется на небольших скоростях. Кроме того, когда в низкоскоростном режиме мощный поток от винта перенаправляется этим “тормозом” почти под 90 гр к оси самолёта, это создаёт ощутимую силу и чувствуется даже в статике когда держишь модель в руке. Что касаеся энерговооруженнности - полностью согласен - желательно иметь её больше 2. По поводу же расходов - мне лично с некоторых пор стало просто неинтересно летать на самолётах с максимальными расходами менее 45 гр. Правда, модели у меня небольшие - размах до 1.5 метров.

Этот тормоз помогает только “затормозить” и упасть. Ярчайший пример - интерцепторы планеров. Поток от винта никуда не перенаправляется, а переходит в сплошные завихрения. Опыты с пластинкой в потоке обтекания есть в любой книжке для авиамодельного кружка первого года обучения.

Если не охота обращаться к литературе, посмотрите видео любых профессиональных полётов 3D. Вы вряд ли увидите кадры, где самолёт “размахивает” рулями больше, чем на 45 градусов даже выполняя пресловутый “водопад”. А по своему хотя и маленькому опыту скажу, что чем выше соотношение тяга/вес, тем меньше приходится “заламывать” рулевые поверхности - хватает и так. А при недостатке тяги и 90 градусов вряд ли поможет - вообще стоп-кран получится. Всё это неоднократно проверено практической эксплуатацией моделей размахом 1500-2300мм и тяговооружённостью от 0.7 до 2.3.

6wings

Да, у меня, вроде, тоже собственной практикой проверено 😃

В частности, собрав зума, я сначала удлинил ему только качалки элеронов (штатная рекомендация из инструкции), но когда начал летать, то быстро понял, что мне явно не хватает стандартного хода РВ для комфортного выполнения некоторых фигур. Пришлось удлинять и эту качалку. Удлинил - проблемы ушли.

Кроме того, держа поднятый самолёт рукой за верх фюзеляжа на полном газу и работая рулём высоты, я своими собственными мускулами ощущаю разницу в силе, поворачивающей хвост вверх или вниз. Уверяю Вас, что при 85-90 гр эта сила гораздо больше, чем при 45.

Не знаю, есть ли смысл продолжать этот спор? Давайте останемся каждый при своем мнении.

AeroLEX
6wings:

Да, у меня, вроде, тоже собственной практикой проверено 😃

В частности, собрав зума, я сначала удлинил ему только качалки элеронов (штатная рекомендация из инструкции), но когда начал летать, то быстро понял, что мне явно не хватает стандартного хода РВ для комфортного выполнения некоторых фигур. Пришлось удлинять и эту качалку. Удлинил - проблемы ушли.

Кроме того, держа поднятый самолёт рукой за верх фюзеляжа на полном газу и работая рулём высоты, я своими собственными мускулами ощущаю разницу в силе, поворачивающей хвост вверх или вниз. Уверяю Вас, что при 85-90 гр эта сила гораздо больше, чем при 45.

Не знаю, есть ли смысл продолжать этот спор? Давайте останемся каждый при своем мнении.

Согласен. Считаю это абсолютно бессмысленным. Видимо законы аэродинамики по-разному действуют в разных регионах нашей страны… Странно, почему об этом молчали все четыре года преподаватели в аэроклубе?.. Всё на Жуковского какого-то ссылались… А я им верил! 😇

6wings

Приезжайте в гости - проверим вместе, черт возьми! 😃
(заодно я постараюсь отыскать какой-нибудь профессиональный аэробатический фильм с большими расходами - я такое видел)

AeroLEX
6wings:

Приезжайте в гости - проверим вместе, черт возьми! 😃
(заодно я постараюсь отыскать какой-нибудь профессиональный аэробатический фильм с большими расходами - я такое видел)

Да Бог с Вами! Пустое… Летайте как Вам удобно. Просто некоторые вещи(в аэродинамике) с ростом габаритов становятся неприменимы. И поведение аппарата сильно меняется. Об этом нельзя набывать. Речь в посте , ятак понял, не о совсем уж мелких моделях.

А за приглашение спасибо. Кстати, к вам есть пара вопросов. Не перейдём в “личку”?

SV-S

Спасибо за бурный диалог 😃 ! Вообще стояще-вращающиеся пируэты в 3D с классическим полетом имеют мало чего общего. Принято решение проэкспериментировать в эти выходные с углами до 60-70 град (больше не позволит конструкция). Весьма вероятно что при выполнении некоторых хитрых вращений углы до 90 град будут очень полезными.

От теории к практике - будем совершенствоваться. Вообще очень интересно было бы обсудить фигуры, которые не встречаются (или кому-то еще не встречались) среди рядовых описаний 3D фигур…

6wings
AeroLEX:

Кстати, к вам есть пара вопросов. Не перейдём в “личку”?

Да, конечно. Я там Вам уже ответил 😃

SV-S:

Вообще очень интересно было бы обсудить фигуры, которые не встречаются (или кому-то еще не встречались) среди рядовых описаний 3D фигур…

“Стенку” умеете делать? Я пока что нет. Точнее, пробовал всего несколько раз, но как-то не получалось. Надо работать 😃

SV-S
6wings:

“Стенку” умеете делать? Я пока что нет. Точнее, пробовал всего несколько раз, но как-то не получалось. Надо работать 😃

Стенка, это вроде этого?

"What it is:
The Wall or the Pop-Up: is when the airplane comes to a stalled stop into a vertical position from a horizontal flight path.

How to do it:
Enter from level flight into the wind with power off. Pull full elevator, neutral on the elevator as soon as plane is vertical. You can also enter from inverted which is one variation. Another variation is the Wall Slide, which enters going downwind…you, can actually maintain altitude for a few seconds without throttle while the wind slides the plane down the runway. You can also do a Wall slide with a twist. As the plane slows down in the vertical position, add rudder to make the plane spin around heading back into the wind."

Ну т.е. вроде из тихого горизонтального полета перейти в вертикальное висение без набора высоты? Если все именно так, то кое-что получается… Вы на чем вообще летаете?

6wings
SV-S:

Ну т.е. вроде из тихого горизонтального полета перейти в вертикальное висение без набора высоты? Если все именно так, то кое-что получается… Вы на чем вообще летаете?

летаю на чем придется, но сейчас в основном на Суперзуме. Вот, еще недавно роббевскому Бюкеру (биплану) удлинил РН почти в 2 раза и пытаюсь на нем что-то делать - приятно очень летает.
А Вы?

SV-S

Я пока только на ДВС летаю, за последнее время подсел на ОС-макс .25; модели из собственного огорода, правда чем дальше, тем больше приближаюсь по пропорциям и конструкции к “Мэднесс” - видимо для меня этот тип моделей наиболее оптимален. На кубатуре .25 остановился по многим причинам: размах до 1000-1200 (багажник маленький 😃 ), относительная дешевизна постройки и эксплуатации модельки, ограниченные площади для постройки и хранения. Ссылка на фото крайней модельки была в начале темы. Вообще сдается мне, что при должном весе и правильной заточке рук модельки под 4-5 кубиков спокойно повторят все то, что творят в небе большие модели.

AeroLEX
SV-S:

…модельки под 4-5 кубиков спокойно повторят все то, что творят в небе большие модели.

Повторят, да не так. СЛИШКОМ по-разному они летают! На себе прочувствовал. Две Фунтаны, одна 1400мм, другая 1800мм размаха - в полёте отличаются как небо от земли! Попробовал большую - маленькую повесил на стенку, и больше не снимал! Разница огромна! А уж что вытворяют коллеги на 2000-2300… Вообще “пипец”! И ещё, Вам может показаться странным, но управляться с большими самолётами легче и гораздо приятнее. Они “правильнее” летают. (считай число Рейнольдса).

6wings
AeroLEX:

И ещё, Вам может показаться странным, но управляться с большими самолётами легче и гораздо приятнее. Они “правильнее” летают. (считай число Рейнольдса).

Всё абсолютно верно. На больших моделях летать легче.

AeroLEX
SV-S:

От теории к практике - будем совершенствоваться. Вообще очень интересно было бы обсудить фигуры, которые не встречаются (или кому-то еще не встречались) среди рядовых описаний 3D фигур…

Попробуйте для начала “простую” фигурку - разворот на 360 градусов “блинчиком”, т.е. без крена и с полным отклонением руля поворота. Самолёт делает полный разворот в горизонтальной плоскости БЕЗ изменения высоты и БЕЗ крена с минимально возможным радиусом. По описанию - задачка для начинающего пилота. По сути - достаточно сложный элемент(попробуйте) к которому в дальнейшем можно “привязать” бочки внутрь или наружу.

6wings

Саша, а что в нем действительно сложного?
Я вокруг законцовки крыла в горизонтальной плоскости спокойно кручусь, т.е. без усилий. Может, это сильно зависит от самолёта?

SV-S
AeroLEX:

Попробуйте для начала “простую” фигурку - разворот на 360 градусов “блинчиком”, т.е. без крена и с полным отклонением руля поворота.

Ну это мы уже умеем 😃, а вот бочки одновременно с этим разворотом надо пробовать (в начале темы писал об этом, п.2). Уровень (возможность) выполнения многих фигур конечно же зависит от конкретного самолета. Ведь даже висят вроде бы похожие модели по-разному…

Про большие самолеты - полностью согласен и с уважением отношусь к пилотам больших моделей. Лично для меня постройка-содержание подобной модельки неоправдано дорогое удовольствие. И еще проблема - с шасси взлетать негде, в радиусе 30 км ни одной подходящей площадки или дороги для правильной рулежки и взлета-посадки. Вобщем будем дальше мучать .25 моторы, взлетать и садится на 5 метрах 😃

Дмитрий1
AeroLEX:

Согласен. Считаю это абсолютно бессмысленным. Видимо законы аэродинамики по-разному действуют в разных регионах нашей страны… Странно, почему об этом молчали все четыре года преподаватели в аэроклубе?.. Всё на Жуковского какого-то ссылались… А я им верил! 😇

Скажите, а в Брянске майские жуки летают? Ведь по теории это невозможно!
25 флип и 40 флип - огромная разница. Стенку, водопад и т.п. 40-й делает легко, 25-й сложнее. Отклонение рулей в 45 градусов для 3д - мало. Як 54 -46 с отклонением рулей в 60 гр. делает вашу пресловутую стенку и другие фигуры. На малых скоростях и моделях эти отклонения работают. Теория - мысли не проверенные практикой. Амбиции - тормоз прогресса. Летайте, эксперементируйте и вы увидете результат. Читая форум убедился - 90% низкопробных теоретиков. 😦

SV-S:

Спасибо за бурный диалог 😃 ! Вообще стояще-вращающиеся пируэты в 3D с классическим полетом имеют мало чего общего. Принято решение проэкспериментировать в эти выходные с углами до 60-70 град (больше не позволит конструкция). Весьма вероятно что при выполнении некоторых хитрых вращений углы до 90 град будут очень полезными.

От теории к практике - будем совершенствоваться. Вообще очень интересно было бы обсудить фигуры, которые не встречаются (или кому-то еще не встречались) среди рядовых описаний 3D фигур…

Попробуй замикшировать руль высоты и флапероны 70%.результат порадует. Р.В и элероны уменьшает устойчивость в горизонтальном полете.

6wings:

Саша, а что в нем действительно сложного?
Я вокруг законцовки крыла в горизонтальной плоскости спокойно кручусь, т.е. без усилий. Может, это сильно зависит от самолёта?

Андрей, сложно, т.к. пилот теоретик.

AeroLEX
6wings:

Саша, а что в нем действительно сложного?
Я вокруг законцовки крыла в горизонтальной плоскости спокойно кручусь, т.е. без усилий. Может, это сильно зависит от самолёта?

Я не говорю, что он невыполнимый! Почему-то у 3Д-пилотов самым “писком” считается “висяк”. По-моему, это не самый зрелищьный элемент(да и не самый технически сложный). Есть фигуры, в которых требуется просто отклонить ручки в крайние положения, и всё произойдёт “само собой”(к висению не относится), а есть такие, где требуется постоянный контроль и координация. И, как Вы правильно заметили, все самолёты имеют свои особенности. Не скажу, что мне этот элемент дался с большим трудом, но после отработки такой разворот на 5-ти петрах, когда самолёт летит почти “боком”, да если ещё с дымом - выглядит достаточно эфектно. Из сложностей элемента - полёт в принципе на режиме срыва(глубокое скольжение), стремление модели завалиться внутрь виража или "выпасть из него, постоянный контроль высоты(по ветру/против ветра). А так - ничего сложного, как и полёты вообще - взял и полетел, всего дел-то! 😃

Дмитрий1:

Андрей, сложно, т.к. пилот теоретик.

Очередной понос на тему: “Все вокруг пи?%;№”*ы - а я Д"Артаньян!"

А мы с Вами разве лично знакомы? Может мы встречались на тренировках? Может быть на этапе Кубка России по Ф-3А в Шебанцево? Может на Кубке МАП в Орле? Аааа… Вы наверное приезжали к нам в Брянск на Кубок клуба “СТЕРХ”? Блин… не помню…Может сами подскажете? Если нет - зайдите сюда rcopen.com/forum/f1/topic35880 , познакомимся поближе…

У майских жуков, кстати, всё в порядке с теорией полёта, только они этого не знают. А знали-бы - летали-бы ГОРАЗДО лучше! 😃